МБДОУ Первомайский детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» Первомайского района

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР 5-6 лет

«Путешествие по радуге»

Составила: учитель-логопед

Сидихина Евгения Васильевна

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Задачи: - учиться правильно согласовывать части речи в косвенных падежах;

- активизировать словарный запас;

- практиковать составление предложений по словесной схеме.

- развивать умение удерживать в памяти усложненные вербальные инструкции;

- развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику;

- развивать межполушарное взаимодействие;

- расширять воображение;

- воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль над собственной речью;

- формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника, не перебивая.

Оборудование:

Экран с изображением радуги, фонограмма звук дождя, пение птиц, разноцветный мяч, массажные коврики, балансборд, картинки с изображением животных, световые фильтры, разноцветные фигурки животных, домики для животных, обруч, цветные камешки, магнитная доска, заготовки цветные птички, цветные перышки, пластилин, доски для лепки, цветной конструктор.

Ход занятия:

Приветствие, знакомство.

Логопед: Здравствуйте ребята. Давайте сначала поздороваемся с нашими гостями, а теперь поздороваемся с каждым из вас и познакомимся.

Бросает мяч по очереди каждому ребенку, здоровается называя имя ребенка, ребенок возвращает мяч, здороваясь с логопедом (здравствуйте Е.В.)

Л.: Ну вот ребята, мы с вами поздоровались, а помог нам в этом вот такой вот красивый мяч. А какого он цвета, ребята? (Ответы детей)

Л.: Правильно ребята, он разноцветный, радужный.

А скажите пожалуйста, вы видели когда-нибудь чудеса? А в природе бывают чудеса? Расскажите, какие вы видели?

- Сейчас я вам что- то покажу, прислушайтесь можно даже закрыть глазки и послушать. (Звучит фонограмма дождя, на экране появляется картинка летней полянки) –Что это за звук, ребята? (Д.: - Это дождь)

-Правильно, это дождик капает. А когда дождик капает что на земле образуется? (Д.: капли, лужицы)

Далее на экране появляется радуга.

- Ребята, посмотрите, что это? Правильно это радуга. Посмотрите какие у нее цвета яркие. А как мы можем ее описать, какая она? (Разноцветная) А она похожа на мой мячик? А чем похожа? (Цветом).

- А вы хотите, чтоб мы с вами как будто бы прогулялись по радуге? (Да).

- Тогда подходите ко мне, и мы отправимся с вами в путешествие по радуге.

Основная деятельность.

- А вот у нас и тропинка радужная, посмотрите какая яркая. Давайте пройдем по ней, но мы будем не просто идти по ней. Сейчас я вам покажу.

(Проходят по тропинке, прыжками, с произнесением слов: дождь – встали на эмитированные следы, солнце – прыгнули двумя ногами на массажный модуль, радуга – хлопнуть в ладошки, после прохождения тропинки ребенок встает на балансборд, удерживая ровновесие, ловит мяч и произносит слова – дождь, солнце, радуга)

- Молодцы ребята, отлично справились. Идем дальше? (Да)

- А вот, смотрите и следы разноцветные показывают нам дорогу. Давайте пройдем по этой тропинке мелкими шажочками и на носочках.

Далее логопед приглашает детей за стол, на котором разложены картинки с изображением животных.

- Ребята, мы с вами такой сложный путь прошли для того что бы увидеть радугу, да? Посмотрите, мы пришли, а здесь какие-то картинки, какие-то капельки дождя и как будто они не раскрашены, вам не кажется?

- И мне так кажется. Смотрите, у меня есть волшебные стеклышки, которые помогут нам раскрасить наши капельки. (логопед раздает каждому ребенку цветной фильтр, либо предлагает выбрать)

- Ребята, если посмотреть в наше волшебное стеклышко, посмотрите, как мир поменялся вокруг. Поменялся?

- Наша с вами задача раскрасить картинки, которые перед нами. Выберите себе любую картинку, которая вам понравится.

- Смотрите, я прикладываю свое стеклышко к картинке и говорю: (пример Шапка была белая, стала красная) - А теперь и вы по очереди раскрасите свою картинку своим цветом. Не забывая отвечать полным предложением. Как картинку раскрасили - переворачиваем ее. (далее согласование имен существительных с прилагательным).

- Молодцы ребята. Идем дальше? (Да)

- Давайте сейчас мы пройдем по следам на пяточках.

Далее логопед приглашает детей на полянку с цветными зверушками.

- Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на волшебной полянке. А как вы думаете, почему она волшебная? (Ответы детей) –Конечно, здесь все животные разноцветные.

- Ребята, нам нужно всех разноцветных зверушек распределить по их разноцветным домикам. Но это будет слишком просто, вы же уже взрослые ребята и знаете, что красный мишка может жить в красном домике. А я вам немножко усложню задачу, я буду для каждого из вас называть два цвета, один цвет будет для животного, а другой для его домика. Понятно? (логопед задает каждому ребенку по два цвета, например фиолетовый и оранжевый. Ребенок выбирает фигурку нужного цвета и заселяем ее в домик другого указанного цвета. Например: фиолетовый заяц живет в оранжевом домике).

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданиями. А сейчас давайте отправимся дальше по тропинке. Будем идти на носочках и высоко поднимать руки, делая вдох и выдох. (переходят к обручу с цветными камешками)

- Ой, смотрите, еще одна волшебная полянка, а на ней что-то красивое и разноцветное. Давайте присядем и посмотрим что же это такое. (рассматривают цветные камешки)

- Что это, ребята? Правильно это полянка с камешками. Какие они на ощупь скажите мне. (твердые). – А они шершавые или какие? (Гладкие) – А они теплые? Приложите к щечке, почувствуйте какие они. (Холодные)

- А они все одного цвета или нет? (Нет) - А какие они? (разноцветные, радужные)

- Хорошо. А теперь я предлагаю вам выбрать себе два камешка.

Спросить у детей какие камешки они выбрали одинаковые или разные, чем отличаются между собой: по цвету, по форме, по ширине. Просить детей отвечать полным ответом.

- Молодцы, ребята! Предлагаю отправиться дальше по тропинке. А идти мы будем по ней как птички, будем прыгать и махать крылышками.

- Ребята, а теперь закройте глазки и давайте прислушаемся (звучит фонограмма пение птиц) –Что вы слышите? (ответы детей) – Правильно, это птички поют.

- Посмотрите, а вот и они (на магнитной доске цветные птички). - Какие они? (разноцветные).

- Правильно, разноцветные. Выберите себе одну птичку, любую.

- Ребята, а вам не кажется, что у птичек чего- то не хватает? (обращает внимание детей на отсутствие хвостика)

- А давайте мы с вами сделаем для птичек красивые хвостики. (приглашает детей сесть за стол. На столе приготовлены пластилин и цветные пёрышки. При помощи пластилина дети приклеивают перышки птичкам).

Практическая деятельность.

- Отлично ребята, посмотрите какие красивые птички у нас получились.

- Ребята, вам понравилась наша прогулка? (ответы детей)

Рефлексия

- Мне тоже с вами очень понравилось гулять по радуге. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мы с вами соорудим дорожку, чтобы вернуться в детский сад. И пока будем сооружать тропинку, каждый расскажет, что ему понравилось сегодня в нашей прогулке по радуге.

Этапы занятия

Задачи

Прогулка по радужной тропинке

развитие общего праксиса, удерживание в памяти словесной инструкции, развитие межполушарного взаимодействия.

Работа с картинками и световыми фильтрами

составление предложения по образцу, согласование прилагательных с существительными.

Волшебная полянка

развитие концентрации внимания, удержания в памяти двухступенчатой словесной инструкции.

Работа с цветными камешками

употребление прилагательных в сравнительной степени.

Продуктивная деятельность

развитие мелкой моторики, воображения

Рефлексия

Подведение итогов занятия

Этапы занятия

Задачи

Прогулка по радужной тропинке

развитие общего праксиса, удерживание в памяти словесной инструкции, развитие межполушарного взаимодействия.

Работа с картинками и световыми фильтрами

составление предложения по образцу, согласование прилагательных с существительными.

Волшебная полянка

развитие концентрации внимания, удержания в памяти двухступенчатой словесной инструкции.

Работа с цветными камешками

употребление прилагательных в сравнительной степени.

Продуктивная деятельность

развитие мелкой моторики, воображения

Рефлексия

Подведение итогов занятия