Технологическая карта НОД (непосредственно образовательной деятельности)

МДОУ «Детский сад № 78»

г. Ярославль

Технологическая карта образовательной деятельности
в группе старшего дошкольного возраста детского сада

«Парад планет»

 

Паисова Лидия Александровна

Воспитатель, высшая категория

 

Тема ОД

Парад планет

Первичные представления детей

Представление о космосе, где находятся планеты и другие космические тела.

Цель воспитателя

Создать условия для формирования первичных представлений о солнечной системе, солнце, планетах. Закрепить полученные знания в творческой и исследовательской деятельности.

Цель детей

Помочь жителям Российских городов увидеть парад планет.

Образовательные области

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное   развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Задачи воспитателя

Познавательное развитие

Создать условия для развития познавательной активности детей.=========

Образовательные

- познакомить детей с устройством планет солнечной системы;

- рассказать о профессии космонавта;

- уточнить и расширить знания детей о космосе  (орбита, солнце ,планеты, метеоритный дождь, Вселенная);

- закрепить названия планет ;

- вызвать интерес к науке астрономии.

Развивающие

- активизировать словарный запас по теме «Космос»;

- развивать связную речь;

- развивать внимание, память, мышление;

- поддерживать инициативы детей высказываться, делиться впечатлениями, участвовать в дискуссии

-развивать интерес к познанию окружающего мира

-обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи;

-развивать логическое мышление, долговременную память, причинно- следственные связи.

-развивать зрительное восприятие и ориентировку в микро и макро пространстве.

-развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные

- способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости за успехи нашей Родины в области освоения космоса;

- воспитывать умение работать в коллективе, слушать и слышать товарищей и воспитателя.

Физическое развитие

- развивать общую, мелкую моторику;

Оборудование и материалы: Интерактивная доска Panaboard, демонстрационный материал – магнитная доска; планеты, вырезанные из бумаги; макет солнечной системы; разрезные картинки; песочный стол;

туннель для пролезания; настольная лампа для опыта,линейка;

Этап, продолжительность, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Технологии, методы, приемы

Результат

Вводный

1 мин

Знакомство, эмоциональная поддержка ребенка

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна.

Я рада встрече с вами. Сегодня…

Приветствие педагога

Психологический настрой на совместную деятельность

Мотивационно-побудительный

1–2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, мотивационной готовности к предстоящей деятельности

На экране появляется диктор. (Идут новости дня)

- Да, серьезная проблема. Ребята, поможем решить эту трудную задачу?

- А как мы можем помочь?

- Хорошо, а что для этого нужно сделать?

- Я с вами полностью согласна. Мы полетим в космос. Тогда нужно подготовиться к полету.

Слушают обращение, выражают готовность помочь.

Принимают поставленную задачу

Приём

создания проблемной ситуации

Придание личной значимости предстоящей деятельности

Внутренняя мотивация на деятельность

Расширение имеющихся представлений о летающих объектах

35 мин

Актуализация имеющихся знаний

Создание ситуации, в которой возникает необходимость выбора

На чем мы можем полететь в космос?

(загадывает загадки)

Очень длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи.

Громко в облаках ревет

Пассажиров он везет.

(самолет)

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля

– Словно на картинке.

(Воздушный шар)

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост

— И поднимается до звёзд…

(ракета)

- Молодцы, вы очень догадливы. Но нам подходят не все отгадки. Так на чем мы полетим?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Правильно, но у нас с вами нет ракеты, что мы будем

делать? Опять проблема и материала никакого нет.

Дети: (выбор детей), если затрудняются или не сразу сообразят

Воспитатель говорит: я предлагаю взять стульчики и построить ракету из них.(Как запасной вариант воспитатель предлагает маркер-дорожку для построения ракеты, а стулья можно использовать как кресла в будущей ракете)

Дети с воспитателем строят ракету. (звучит легкая музыка)

Воспитатель: Ракета у нас построена. А как называются люди, которые летают в космос?

Дети: Космонавты.

Воспитатель: Кто такой космонавт?

Дети: Космонавт – человек, который летает в космос; работает в

космосе, проводит исследования.

(если дети затрудняются сказать, то воспитатель проводит аналогию: если самолетом управляет летчик, то в космос на ракете летит космонавт).

Воспитатель: Замечательно! Нам пора отправляться на поиски затерявшихся планет. Все готовы!

Дети: Да

Воспитатель: Занимаем места в многоместной ракете.

                Воспитатель: Улетаем на орбитальную станцию, чтобы найти пропавшие планеты.

Все пристегнулись?

Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1! Поехали!

(звучит негромкая музыка идет показ слайдов на экране)

Мы с вами летим на космическую орбитальную станцию.

Ребята, скажите, кто из вас знает, что такое космическая

орбитальная станция?

Это второй дом у космонавтов. Здесь космонавты живут и работают.

(Идет показ слайдов на экране)

Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула

крылья и летит над Землёй. Но крылья нужны не для полёта – это

«домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают

солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который

питает все научные приборы, освещает и отапливает).

Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Как кругом красиво! Мимо пролетают кометы, спутники земли, метеориты…

Но что это? Вы слышите шум? (стук по корпусу ракеты) Да это

метеоритный дождь!

Кто знает, что такое метеоритный дождь?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Метеоритный дождь (железный дождь, каменный дождь, огненный дождь) — множественное падение метеоритов, вследствие чего происходят разрушения.

Высказывают свое мнение,

Слушают, анализируют и создают в своем воображении зрительные образы.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей

Организация самопроверки

Проблемный метод обучения

Игровое упражнение

Способность самостоятельно действовать по предложенному заданию

Умение отгадывать загадки

Осознание принципа деления на группы

Осуществление классификации по выделенному признаку

Способность выдвигать свои способы решения проблемы

Пальчиковая гимнастика

1 мин

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости

Пальчиковая гимнастика

«Метеоритный дождь».

(Стучим пальчиками по полу сначала слабо, потом сильнее).

Участвуют в игре, создавая ритмический рисунок

Эмоционально реагируют на то, что вместе можно красиво и четко прохлопать ритм

Игровые приемы

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

5 мин.

Практическая работа.5 мин

Воспитатель: Ура! Мы успешно отбили метеоритную атаку.

А вот и орбитальная станция. Совершаем стыковку, начинаем переход в жилой отсек. (Дети проползают по туннелю). Вот и жилой отсек. Здесь космонавты спят, отдыхают, принимают пищу.

Воспитатель: На космической станции кроме жилого отсека есть грузовой и исследовательский отсеки для проведения научных

экспериментов в условиях невесомости. Мы с вами сейчас перейдем в исследовательский отсек и там начнем поиски планет.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столам, где разложены картинки с изображением солнца)

Воспитатель:

В пространстве космическом воздуха нет.

 И кружат там девять различных планет.

 И Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Я вижу какой-то огненный шар на нашем экране. Как вы думаете, что это?(На интерактивной доске появляется изображение Солнца).

Дети: Солнце

Воспитатель: Это какая – то планета?

Дети: Да.(Нет-это звезда).

Воспитатель: Нет, (Да..) Солнце-звезда, которое дарит нам свет и тепло.

(На доске ролик о солнечной системы)

Воспитатель

Вокруг Солнца вращаются планеты – они называются Солнечной системой. (Показ макета солнечной системы).Дети знакомятся с планетами и наблюдают вращение планет вокруг солнца.

Проведение опыта.

Воспитатель:

Хотите ли вы узнать как зависит температура на планете в зависимости от близости к солнцу.

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте проверим.

Опыт : «Горячо –холодно.»

Оборудование : настольная лампа, линейка.

Ход опыта.

Представим ,что лампа-это солнце. Давайте посмотрим как лучи солнца влияют на температуру планет.(Включаем лампу.)Воспитатель предлагает поднести детские ладони к импровизированному солнцу на расстоянии линии 30 см. Спрашивает о том, что чувствуют дети(тепло или холодно?)По мере передвижения ладоней детей спрашивать об ощущениях воспитанников, выслушать их комментарии. После предложить проделать этот же опыт паре воспитанников, но на разных расстояниях, постепенно отдаляя и приближая ладони.

Беседа:

На каком расстоянии от воображаемого солнца вы чувствовали тепло, а на каком противоположную температуру?

Предполагаем ответы детей(на близком расстоянии тепло, на дальнем –прохладно)Как вы думаете, на каких планетах жарко, а на каких холодно?

(чем дальше планета тем холоднее…..)

Вывод: Чем дальше планета от солнца, тем меньше солнечных лучей доходит.

И греют они эту планету меньше.

Воспитатель: Как вы думаете ,какая планета самая горячая, покажите на макете?

(дети показывают планету, что ближе к источнику света.)Воспитатель подытоживает: Да ,самая горячая планета –Меркурий. На ней +350 градусов.

Самая холодная: Нептун—220 градусов.

С этим заданием мы с вами справились. Молодцы.

Дети принимают поставленную задачу

Рассматривают схему

Анализируют схему постройки

Производят сортировку

кубиков

Самостоятельно выбирают схему площадки, ориентируясь на сложность задания и свои возможности

Выполняют практическую работу

Оказывают и принимают помощь

Оценивают свою работу

Решение следующей познавательной задачи

Приём

моделирования

Организация

самостоятельной деятельности творческого характера

Способность самостоятельно действовать по заданию воспитателя

Овладение умениями работать по схеме

Способность соотнести свои возможности и уровень сложности при выполнении постройки площадки.

Сформированность предпосылок пространственного мышления

Умение сотрудничать, оказывать и принимать помощь

Динамическая пауза.

1 мин

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

Воспитатель:

- Ой, что со мной?! Я как будто плыву, парю в воздухе. И вы, ребята, тоже? Как называется это состояние в космосе? (Невесомость).

(На экране возникает музыкальная динамическая пауза с показом движения).

Закрепление знаний.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды для поиска планет. Одна команда будет искать планеты на песочном столе. Другая команда будет собирать планеты из разрезных картинок. После команды меняются местами. Чтоб рационально использовать время, можно использовать песочные часы.

Осознание принципа деления на группы

(Работа с интерактивным плакатом.)

Воспитатель называет планеты солнечной системы, и дает краткую характеристику каждой планете на интерактивном плакате и выдает детям в руки изображения планет с цифрой.

Мы с вами нашли планеты, которые принадлежат нашей Солнечной системе и многое уже знаем о них. Как вы думаете теперь мы сможем помочь ученым –астрономам и устроить парад планет. Очень хорошо!

Я вам предлагаю вам на нашем импровизированном ночном небе устроить парад планет (воспитатель раскладывает ткань синего цвета).

(читает стихотворение):

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель: Смотрите, какой парад планет у нас получился.

Вот и нашли мы с вами все планеты, теперь нам пора возвращаться домой.

Воспитатель: Вот теперь мы можем лететь домой. Нам нужно возвратиться на корабль. Начинаем переход из жилого отсека на корабль.

(Дети проползают по туннелю).

Вот и корабль, усаживаемся на свои

места и начинаем отсчет: 5, 4, 3. 2. 1 пуск.

(Звучит музыка «Земля в иллюминаторе»)

Рефлексия

3мин

Подведение итогов НОД

Формирование элементарных навыков самооценки

Воспитатель: Наше космическое путешествие подошло к концу. Мы возвратились на родную планету Земля. Полет прошел в дружеской атмосфере, за время путешествия команда работала слаженно и организованно. Спасибо вам за работу.)!

(Включаются новости)

Диктор на экране эфире новости: «Рады вам сообщить, что жителям российских городов всё же увидят шоу космических масштабов. Сегодня состоится парад планет — уникальное астрономическое явление, наблюдать которое можно будет невооруженным глазом. Спасибо неизвестным героям, которые помогли отыскать пропавшие планеты.»

Воспитатель: Видите, какие вы молодцы. Вы совершили подвиг.Спасли уникальное астрономическое явление. Вы не устали,ведь путешествие было трудным.Скажите, а что вам больше всего понравилось в путешествии? Как и на чем мы добирались до космической станции?

Что было сложнее всего выполнить? Что интересного было в путешествии?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:

Сегодня мы с вами ознакомились с солнцем и планетами.

— Ребята, у нас сегодня получилось сделать большое доброе дело. Вы большие молодцы. Вы помогли ученым осуществить уникальное астрономическое явление.Я вами горжусь.

Но в космосе есть еще и другие звездные тела,звезды,метеориты,кометы.О каких небесных телах вам бы хотелось узнать на следующем занятии.Прикрепите магниты к тем изображениям небесных тел,о которых бы вам хотелось узнать на следующем занятии.

Я благодарю вас за путешествие. До свидания!

Говорят, что им понравилось, запомнилось

Оценивают результаты своей деятельности, выделяя то, что получилось лучше всего

Приём организации рефлексии «Я молодец, потому что…»

Осознание себя как участника общего дела  помощи сказочному герою.

Владение элементарными навыками самооценки

Примечание: В данном занятии невозможно точно просчитать время, которое затратят дети на выполнение

Мама, что такое год?

Мама отвечала:

Год – огромный пароход,

Скажем для начала.

 

Пароход? Не может быть!

Пароход ведь должен плыть,

Он плывет. И мы на нем.

И другие люди.

Серый заяц со слоном.

Мальчик на верблюде.

Звери и деревья.

Села и деревни.

Города и страны.

Реки, океаны.

Это странный пароход.

Необычный пароход.

 

И плывет не по воде он,

Он по времени плывет.

Вот плывет он через лето –

Солнцем вся земля согрета.

 

Вот по осени плывет –

Тучки в небе, дождь идет.

Вот лежит пред ним зима –

В белом инее дома.

 

Вот плывет он по весне –

Звон капели в тишине.

Ночью он плывет и днем,

Как велит природа,

По морям, что мы зовем

Временами года.

 

(Л. Завальнюк)