* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .headline {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию «Берёза - символ России»

для детей старшей группы

Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе.

Задачи:

Образовательные: расширять знания детей о берёзе, приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Развивающие: способствовать развитию любознательности. Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к родной природе.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Словарная работа: красавица, белоствольная, стройная, чечевички.

Предварительная работа: экскурсия в парк, заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе, хоровод «Берёзка», прослушивание музыкальных произведений о берёзе, знакомство с художниками: Шишкин, Саврасов, Левитан.

Материалы и оборудование: «волшебная палочка», интерактивная доска, фонограмма русской народной музыки.

Демонстрационный: макет березы, картины с изображением берёз, кора берёзы, презентация «Русская берёзка», шкатулка с ленточками.

Раздаточный: цветные платочки (на каждого ребёнка), бумага, восковые мелки.

Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня я расскажу вам про чудо - дерево, а как оно называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной (Берёза).

Дети проходят и становятся вокруг макета берёзы.

Воспитатель:

На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белая береза-

Символ Родины моей.

- Ребята, посмотрите на это дерево. Кто скажет, как оно называется? (берёзка)

- А как вы догадались, что это берёзка? (белый ствол и чёрные полоски на нём).

Берёза - единственное дерево в мире с белой корой. Давайте попробуем соединить два слова: белый + ствол. Значит она, какая? (белоствольная).

- Давайте повторим как называют березку?

- А как можно берёзу назвать ласково? (берёзка, берёзонька).

- Какие красивые слова! Это самое любимое русским народом дерево. Её считают символом России - нашей Родины. В народе берёзу называют «берегиня».

- Что появляется весной на кончиках березовых ветвей?

(весной на деревьях появляются длинные сережки.)

- Художники и поэты воспевают (передают) красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге. Картины мы можем увидеть глазами. А поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку.

Такие поэты как Есенин, Трутнева, Тютчев, Лермонтов воспевали красоту русской березки.

Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

(Е. Трутнева) (Оенью)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(С. Есенин) (Зимой)

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(С. Есенин) (Летом)

Воспитатель:

«Много песен о берёзе спето,

Много танцев танцевал народ

Вот и мы, у белоствольной,

Заведём сегодня хоровод». (Раздать детям платочки)

Хоровод «Мы вокруг берёзки»

Посмотри берёзка

Мы к тебе идём

Яркие платочки

Мы тебе несём (Дети идут по кругу)

Припев:

Золотые листики

Золотом горят.

Кружатся с платочками

Хоровод ребят. (Кружатся на месте).

Девочки к берёзке

Ближе подойдут.

Яркими платочками

Весело взмахнут. (Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу приплясывая).

Припев:

Золотые листики

Золотом горят.

Кружатся с платочками

Хоровод ребят. (Кружатся на месте).

Разошлись ребятки

И пошли гулять.

Про берёзку песню

Нежно напевать. (Идут в разных направлениях, гуляя)

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, что это? (показ белой коры березы). Это береста. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит. Эти черточки называются - чечевички. Раньше, когда не было бумаги люди на бересте писали, рисовали.

Из коры березы изготавливали разные изделия и украшения (шкатулки, корзины, лапти).

Игра «Волшебная палочка». Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

Физкультминутка:

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

Воспитатель: - Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее. Показ и рассматривание репродукций картин с изображением берёзы.

Гимнастика для глаз: «Ветер»

Ветер дует нам в лицо (часто моргают)

Закачалось деревцо (смотрят вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише (медленно приседают, опуская глаза вниз)

Деревцо всё выше, выше (встают, глаза поднимают вверх)

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня много говорили о березе. Я предлагаю каждому из вас нарисовать свою березу.

Дети готовят своё рабочее место. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:

-Молодцы ребята! Очень красивые работы получились у вас.

(Оценка деятельности детей воспитателем).

Воспитатель:

- Ребята, вы сегодня на занятии узнали много интересного.

-О каком дереве мы говорили?

-Что вам понравилось или запомнилось? 

Воспитатель:

- Ребята, я хочу сделать вам небольшой сюрприз. У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде, на берёзе люди завязывали лоскуток ткани ил ленточку. И загадывали желание. Давайте каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно обязательно сбудется. (Дети берут ленточки).