* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Структурное подразделение детский сад «Забава»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе ДОО на тему: «Блокадный Хлеб» «900 дней мужества» Посвященное 80 летию со дня прорыва Блокады Ленинграда» совместно с родителями .

Воспитатель: Назинкина

Ирина Николаевна

Пестравка 2024

Цель: развитие нравственно-патриотического воспитания направленное на формирование и развитие личности ребенка.
Задачи:
- Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах и бедах, которые она принесла.
- Дать сведения о блокадном Ленинграде, о блокадном хлебе в котором отражалась великая и трагическая история человечества.
- Расширять кругозор, обогащать словарь, умение слушать и слышать педагога.
- Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
- Изготовление поделок к выставке о блокаде Ленинграда;
- Беседы с детьми;
- Рассматривание военных наград.
- Слушание военных песен. Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
- Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
Материалы и оборудование:
- презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны»
- Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
- Образцы хлебных карточек;

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
- Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуй, солнце золотое,
- Здравствуй, вольный ветерок,
- Здравствуй, маленький дубок,
- Мы живем в родном краю,
- Всех я вас приветствую!

Воспитатель: 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну.
(Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны»)
Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой, все окна заклеивали бумагой, чтобы при обстрелах осколки стекла не смогли поранить людей. Враг окружил Ленинград со всех сторон.

Подробнее

Реклама


В сентябре 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада? (ответы детей)
Блокада это круг или кольцо из немецких войск вокруг города, которое сомкнулось. Еще это кольцо называют блокадой. Город и все жители оказались замкнуты в этой блокаде. Никто не мог выехать от туда.
(Звучит «Священная война», стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова)

В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и ночью. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.
Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище.

Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба. (Демонстрация кусочка хлеба)

Чтение стихотворения «Я вспоминаю хлеб блокадных дней»
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали
Л. Хямелянина

Физминутка
В осеннем тумане (закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (руки над головой в виде крыши)
На морском берегу! (плавные движения руками волны)
С дворцами и парками строг и красив (отводят руки вправо и влево)
Как будто вплывает в широкий залив (движения руками, плывут)
В блокадные дни под обстрелом в снегу (шагают на месте)
Не сдался, не сдался наш город врагу! (повороты головы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего. (Показ иллюстраций на экране. Кусочки нарезанного черного хлеба )

Чтобы хлеба было, больше в него добавляли: примеси ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу и клей. Резали хлеб только на газете или бумаге, для того, чтобы собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.

Однако всю блокаду в городе работали детские сады, но находились они при больницах. Там детям давали не только хлеб, но и кашу из цветочной травы.

Взрослые в детских садах и больницах все делали, чтобы дети выжили, даже устраивали им праздники - Новый год, спортивные праздники.

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Работало несколько ленинградских школ. Они работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.

Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все возможное, чтобы освободить город.
И наконец, наступил день великого ликования - 27 января 1944 года.
Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады» Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют(слайд салюта)

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового.
Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.
- И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню.
Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.