Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 77 «Золотая рыбка» города Ставрополя
Конспект НОД
по развитию речи (подготовке к обучению грамоте)
для детей подготовительной к школе группы
на тему: «Ищем сюрприз».
Подготовила воспитатель:
Травнева С.А.
Образовательная область: Речевое развитие
Форма проведения: Квест — игра
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа
Тема: «Ищем сюрприз»
Цель: Вырабатывать умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, через использование различных дидактических игр и упражнений.
Программные задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать желание и умение работать в коллективе; радоваться успехам сверстников, предлагать свою помощь.
2. Поощрять активность и самостоятельность детей при выполнении заданий.
Развивающие:
1. Развивать фонематический и речевой слух; зрительное восприятие, внимание, память.
2. Обогащать словарный запас детей словами-антонимами, упражнять в составлении предложений.
Образовательные:
1. Продолжать расширять представления о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
2. Упражнять в умении различать гласные и согласные звуки, в выделении первого звука в слове, делении слов на слоги, определении количества слогов в слове; придумывании слов с заданным звуком.
Оборудование и материалы:
- интерактивная доска, ноутбук, телевизор;
- мольберт;
- раздаточный материал (картинки);
- буквы, составляющие слово СУНДУК;
- сундук с новыми играми по развитию речи; клубочек, мячик;
- тарелочки с фасолью, пуговицами, счетными палочками, камешками и т.д.;
- цветы с красными и синими лепестками;
- пособие «Слоговые часы».
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие ( динамическая пауза, речевая разминка);
- игровые (дидактические игры и упражнения);
- личностно-ориентированные (руководство деятельностью детей, индивидуальная работа, использование различных форм организации детей: работа в парами, подгруппами).
Ожидаемые результаты:
-Дети имеют представление о слове и предложении;
-определяют количество слов в предложении;
- оперируют терминами часть слова, звук;
-умеют выполнять слоговой и звуковой анализ слов;
- умеют называть звуки в словах, определять их местонахождение;
- делят слова на слоги и определяют их количество.
Ход НОД:
1. Организационный момент (создание положительного настроя):
Доброе утро!
Улыбнитесь все вокруг,
Руку дайте другу слева,
Руку дайте другу справа
И скорей вставайте в круг.
Мячик ты передавай,
Друга ласково называй.
2. Основная часть:
Создание мотивации.
Дети, сегодня я приготовила для вас сюрприз. Но получить его не просто. Как вы думаете, что можно для этого сделать?
(Дети предлагают свои варианты).
Я хочу вас пригласить на квест-игру. Это такая игра, в которой нужно выполнить задания. За каждое правильно выполненное, вы получите букву подсказку. Из букв сможете сложить слово и узнаете, где находится мой сюрприз. Согласны?
Прежде чем мы отправимся искать подсказки, давайте подготовим наши язычки.
Фонетическая разминка:
В некотором царстве, звуко-государстве,
Жили не тужили, с язычком дружили:
Вопелочка: А-А-А-А-А,
Ревелочка: У-У-У-У-У,
Удивлялочка: О-О-О-О,
Пищалочка: И-И-И-И-И,
Пыхтелочка: П-П-П-П,
Рычалочка: Р-Р-Р-Р,
Свистелочка: С-С-С-С-С,
Звенелочка: З-З-З-З-З,
Жужжалочка:Ж-Ж-Ж-Ж-Ж,
Шипелочка:Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Воспитатель: За первой подсказкой отправимся на Цветочную полянку.
(Дети подходят к мольберту, на котором находятся два цветка с синими и красными лепестками).
Воспитатель: Вспомните, что мы знаем о звуках? Какие они бывают? Как произносятся гласные, а согласные? Как обозначаются? (ответы детей).
Задание 1 « Гласный - согласный»
Дети берут понравившиеся картинки с изображением различных предметов, определяют первый звук в слове. Располагают картинки, названия которых начинается на гласный звук, на цветок с красными лепестками, а согласный звук на цветок с синими лепестками.
Дети получают подсказку: букву -С
Воспитатель: А теперь, я вас приглашаю на игровую полянку. Сюда прикатился клубочек. Хотите поиграть с ним.
Задание 2 Игра «Клубочек»
Дети стоят в кругу, произнося текст:
«По дорожке (Имя) шла(шел), клубок ниточек нашла (нашел),
Вы слова на (заданный звук) скажите,
Нашу нитку не порвите)».
Дети передавая клубочек по кругу называют слова с заданными звуками.
Дети получают подсказку: букву — У
Воспитатель: Третья буква подсказка находится у «Слоговых часов». Отправляемся туда.
Задание 3 Упражнение «Слоговые часы»
Воспитатель: Мы знаем, что звуки дружат и могут объдиняться в пары и образовывать слоги.
Дети с помощью стрелки часов соединяют звуки в слоги, называя их.
Сначала хором, а затем индивидуально (инд.работа).
Упражнение «Хлопушки»
Сначала воспитатель, а затем дети называют различные слова. С помощью хлопков дети делят слова на слоги, определяют количество слогов в слове.
Дети получают подсказку: букву- Н
Физминутка с проговариванием чистоговорок:
Ва-ва-ва- вот высокая трава (идут с высоким подниманием колен).
Па-па-па- это узкая тропа (узко ставят стопы),
Ке-ке-ке- мы пришли к реке (ходьба, руки на поясе),
Кой-кой-кой- любуемся рекой (улыбнуться, руки в стороны),
Ась-ась-ась-вот плывет карась (плавные движения руками),
Ушка-ушка-ушка- прыгает лягушка (прыжки),
Шо-шо-шо- говорим мы хорошо (тихо говорят, палец к губам),
Це-це-це- улыбка на лице (улыбаемся).
Воспитатель: Мы пришли к берегу мастеров. Вспомните, что мы знаем о буквах? Какие они бывают?
Задание 4 «Выложи букву»
Дети делятся на команды и выкладывают любые буквы по выбору (девочки — согласные, мальчики - гласные) из различных материалов (счетных палочек, фасоли, пуговиц) и называют их.
Команды проверяют друг друга.
Дети получают: букву — Д
Воспитатель: А теперь повернитесь вокруг себя и пройдите пять шагов вперед. Мы оказались у волшебного экрана.
Задание 5 Интерактивная игра «Собери буквы в слово»
(Дети из сильной подгруппы собирают слова из 4-5 букв, слабой из 3 букв,
при необходимости помогают друг другу).
Дети получают подсказку: букву — У
Воспитатель: Куда мы отправимся за последней подсказкой вы узнаете, если отгадаете загадку: « В чудо ящике окно, в том окошечке кино» (телевизор)
Задание 6 «Составь предложение»
Дети работают в парах.
На экране появляются картинки со словами — антонимами. Первый ребенок составляет предложение, а второй, предложение с противоположным по значению словом.
Последняя подсказка: буква — К
Воспитатель: Все подсказки найдены, теперь вы можете узнать слово.
Дети складывают из букв слово — СУНДУК.
3. Рефлексия:
Воспитатель:
- Вы выполнили все задания и теперь знаете, где спрятан мой сюрприз.
Вспомните, какие задания пришлось для этого выполнить?
Какие были самые интересные? А сложными?
Что понравилось?
- Пришло время открыть сундук и узнать, что там находится.
Дети находят новые дидактические игры с буквами и отправляются с ними играть.