Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Дикие животные осенью» с использованием синквейна.
Цель:
формирование лексико-грамматических средств языка и развитие
связной речи по теме «Дикие животные осенью» с использованием элемента
синквейна.
Задачи:
образовательные:
- формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки;
формировать умение рассказ - описание по схеме синквейна ;
развивающие:
- систематизировать знания детей о поведении животных поздней осенью;
- активизировать словарь по теме «осень»;
- закреплять умение изменять существительное по падежам; развивать слуховое внимание;
воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Картинки ,белка, лиса, ёж, медведь, волк.
Карточки схематическое изображение синквейна, кружки красного и зеленого цвета.
Предварительная работа:
Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов ,рассказов, загадок о диких животных.
Ход занятия:
Воспитатель:
Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам теплые лучики солнца. Солнышко мне эти лучики дала, но их всего два (показывает руки), а это мало.
Ребята, что нужно сделать чтобы лучиков стало больше? (дети поднимают свои руки), подарим свои теплые лучи всем тем кто находится рядом с нами. У нас сегодня необычное утро, мы с вами будем путешествовать! Мы с вами сегодня отправимся в осенний лес?
Ребята, назовите осенние признаки.
Воспитатель:
Смотрите ребята, ветерок осенний нам листочки подбросил. Оказывается это не просто листочки, а листочки- загадки. Послушайте внимательно.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …
(Лиса)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Воспитатель:
Как вы думаете, о ком мы будем сейчас говорить?
Правильно, мы с вами будем говорить о диких животных. А что осенью с животными происходит в лесу?
(Готовятся к зиме)
Как они готовятся, что делают?
(ответы детей)
Воспитатель:
Я начинаю предложение а вы заканчиваете его.
Медведь живёт ….(в берлоге),
Лиса живёт…(в норе),
Волк поселился …(в логове),
А белочка…(в дупле).
Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком…(сидит).
И хвостик его маленький … (дрожит).
(Перед детьми выставляются картинки с изображениями животных)
Сейчас мы с вами составим синквейн по этим картинкам. Но сначала давайте вспомним ,что такое синквейн и как его надо составлять.
Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с
вами будем составлять рассказ .
Но с начала давайте вспомним, а какие слова предметы бывают?
Беседа о словах – предметах. «Живое - неживое».
Игра «Живое-неживое». Каждый ребёнок называет предмет, дети показывают сигнальные таблички (кружки).
Красный - неживое, зелёный – живое.
Физминутка:
Ходит осень по дорожке(шаги на месте)
Промочила в лужках ножки. (встать на носочки)
Ходит осень, бродит осень, (шаги на месте)
Ветер с клена листья сбросил (махи руками).
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Воспитатель:
Создание синквейна и рассказа по нему.
Пользуясь схемой на доске, расскажите о выбранном животном.
Дети выполняют. (Ребёнок встаёт и рассказывает свой рассказ, другие дети
внимательно его слушают; по окончании рассказа оценивают).
Гимнастика для глаз
Осень.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Выполняют круговые движения глазами
Слева - сосны, справа – ели.
Выполняют движения глазами влево – вправо
Дятел сверху, тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх – вниз
Глазки ты закрой – открой
И скорей садись за стол!
Воспитатель:
Ребята , осень нам приготовила загадки ,на которые мы ответили. А можно ли с помощью синквейна придумать загадку? Что для этого нужно?
(Не называть предмет и рассказать по схеме)
Давайте я вам загадаю первую загадку-синквейн , а затем вы придумаете свои.
----------
Злой, серый
Выслеживает, рыщет ,нападает
Устраивает в лесу себе логово.
Хищник
(волк)
Составление детьми загадки-синквейна.
Итог занятия с использованием синквейна.
Давайте попробуем уточнить, о чем мы сегодня беседовали, с помощью
нашей схемы.
Какое слово предмет больше всего подходит к нашему занятию? (Животные)
Какие слова - признаки вы можете назвать? (Дикие, испуганные)
Какие слова действия? (Готовятся, запасаются, прячутся).
Какое предложение можно составить? (Дикие животные строят убежища.)
Каким словом завершим всю тему? (Скоро зима)
Итак, сегодня мы с вами говорили о диких животных и о том, как они себя
ведут и что делают в лесу поздней осенью.