Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие»
в старшей группе компенсирующей направленности
«Мир изобретений»
Цель: Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.
Познакомить детей с изобретателям- соотечественником Е.Е.Гориным и его изобретением.
Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано.
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитывать уважение к труду изобретателя, патриотические чувства, гордость за изобретения, сделанные в нашей стране.
Оборудование: карточки к игре «Природа и изобретения», презентация, музыка из мультфильма «Фиксики», альбомный лист, клей, кисти, салфетки, вырезанные изображения предметов: телевизор, самолет, машина, веник, велосипед, телефон и т.д., эмблемы с изображением Фиксиков.
Дети заходят в зал под музыку из мультфильма «Фиксики».
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Вы узнали эту мелодию. Правильно, это музыка из мультфильма «Фиксики»
Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистики
Если рядом… Фиксики
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран! А вот и они -наши герои!
А какое их любимое занятие?
Дети: Они любят все чинить и изобретать.
В.: Верно. А как называют людей, которые придумывают разные полезные вещи?
Д.: Изобретатели
В.: Да, таких людей называют изобретателями.
Как мы с вами уже знаем, люди становились изобретателями, наблюдая за природой.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать изобретателем?
Д.: Он должен быть умным, наблюдательным и любознательным.
В: Правильно. Изобретатель самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? (ответы детей)
- Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим человеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или
умельцем, мастером своего дела, человеком - «золотые руки».
О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок. Давайте мы с вами поиграем в игру «Доскажи пословицу» ( с мячом) Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.
Каков мастер - такова и работа.
Дерево дорого плодами, а человек - делами.
Умелые руки не знают скуки.
Дело мастера боится.
У плохого мастера и пила плохая
Люби дело - мастером будешь
- У кого же учился человек? Кто был его главным учителем? (Природа.)
В.: Давайте поиграем в игру «Природа и изобретения». На столе лежат карточки, на которых изображены изобретения человека. Каждый из вас по очереди будет брать карточку и искать изображение животного или растения, за которым человек наблюдал, когда изобретал эту вещь.
Карточки: самолет-птица, стрекоза-вертолёт, парашют-одуванчик, холодильник-снег, липучка-репейник, подводная лодка-акула, ласты-тюлень, шланг-слон, оса-шприц, рогохвост-дрель.
Дети находят нужную картинку и объясняют свой выбор.
В.: Ребята, вы хорошо справились с заданиями.
В.: Люди изобретали и продолжают изобретать разные вещи по всему миру. Сегодня я вам расскажу о изобретателе-самоучке, ( самоучка- это человек, который выучился чему-то самостоятельно, без учителя) который очень давно жил и работал в нашем городе Димитровграде, раньше он назывался Мелекесс. Звали его Ефим Евграфович Горин. (фото на экране).С самого детства он увлекался физическими и механическими опытами.
А прообраз чего он изобрел , вы узнаете из загадки:
Что за чудо, что за ящик? Сам певец и сам рассказчик, И к тому же заодно демонстрирует кино. (телевизор)
Ефим Ефграфович изобрел аппарат для передачи изображений на расстоянии, который стал прообразом современного телевизора. Прообраз это не сам предмет, а то что послужило образцом, образом для создания телевизора. Оказывается такое изобретение как телевизор имеет свои истоки в Димитровграде. Ефим Горин получил 300 свидетельств и патентов на изобретения. За свой труд гений был удостоен звания почетного изобретателя.
Хотите узнать как появился первый телевизор?
Нам в этом поможет Дедус. (просмотр мультфильма «Фиксики- исторя вещей-телевизор»).
Воспитатель: Большое спасибо Дедусу, что помог нам разобраться с историей телевизора.
А теперь я вами предлагаю немного отдохнуть вместе с Фиксиками. (физкультминутка)
Ребята, нас окружает много предметов, эти предметы тоже кто-то когда-то изобрел и у них у всех есть своя история. Правда же?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте подумаем, что было ДО этих предметов!? Какие предметы они заменили?
Презентация «Что было «до».
Воспитатель показывает предмет – дети думают, размышляют, что предшествовало данному изобретению.
Настольная лампа – Свечи.
Ручка – Перо.
Книга – Наскальные рисунки.
Стиральная машина- Стиральная доска
Плита-печь
Автомобиль-карета
Будильник- песочные часы
В: Молодцы! Ответили всё правильно.
А сейчас я вам предлагаю самим побыть настоящими изобретателями. Но перед этой сложной работой нам необходимо сделать гимнастику для ума. (Кинезиологические упражнения «Кулачок-ладошка», «Колечки», «Ухо-нос»)Повертелись-покрутились в юных изобретателей превратились! Я предлагаю вам дополнить, сделать удобнее, усовершенствовать знакомые всем вещи.(детям на выбор предлагаются вырезанные предметы: велосипед, кеды, стол, зонт, сумка, стул). Предлагаю вам сделать аппликацию «Моё изобретение». После того как дети закончат работу, получившиеся картинки рассматриваются и дети делают выводы, как преобразились предметы, насколько удобнее они стали.
Воспитатель: Ребята, а каком изобретателе мы сегодня узнали? Хотели бы вы что-нибудь изобрести в будущем? Что вы будете для этого делать?
Молодцы, у вас все обязательно получится!
В: Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями, у вас получились замечательные изобретения и за это вы удостаиваетесь звания «Юный изобретатель» и становитесь членами команды Фиксиков (вручение эмблем)