Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира

«Центр развития ребенка – детский сад № 106»

Конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«Бумажное путешествие в зимний лес»

(по методике О.Комаровой)

автор:

Сидорова А.Е..

воспитатель ДОУ

мкр. Энергетик

2024 год

Цель : Развитие воображения, творческой активности дошкольников через организацию предметно-развивающей среды по методу О.Комаровой.

Задачи:

Воспитательные задачи:

- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества а также любви и бережного отношения к природе.

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные задачи:

- уточнять и активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы»

- формировать умение отвечать на вопросы полными ответами;

- конкретизировать представления о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенностями жизни птиц.

Развивающие задачи:

- развивать зрительное внимание, память и мышление, воображение;

- развивать связную речь, умение говорить правильно, использовать в речи эпитеты, сравнения.

- способствовать развитию слухового внимания; развитию координации движений, мелкой и общей моторики;

Оборудование и материалы:

- лист  ватмана

- картинки птиц: сорока, синица, дятел, снегирь, клест, воробей

- виды корма для птиц в маленьких тарелочках

Раздаточный материал:

- игрушки мелкого размера ,куклы

- карандаши. фломастеры

Ход НООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в «Путешествие в зимний лес». Это необычная, волшебная игра. Посмотрите, что у меня есть!

(воспитатель выставляет на стол маленькие игрушки)

Я предлагаю вам выбрать себе игрушку кому какая нравится.

Я буду (выбирает игрушку для себя) меня зовут ,,,,, Я живу….

я очень люблю…….

Дети выбирают и рассказывают по примеру педагога

(педагог запоминает персонажей, их имена)

Воспитатель раскатывает ватман с нарисованной дорогой по центру.

Воспитатель: Я живу в необычном домике на краю большого леса (начинает рисовать)

Воспитатель: А в каких домах вы живете?

(ребята рисуют домики для своих персонажей)

Воспитатель. Какие у вас получились красивые и необыкновенные дома.

(игрушки - каждая ставится в свой домик)

Воспитатель: давайте посмотрим в окно своего дома: Какое время года у нас за окном.

Дети:(зима)

Воспитатель: Какая она зима?

Дети: высказывания детей…

воспитатель: Красивое время года – зима. Зима превращает все в сказку. Ребята, а вы были в зимнем сказочном лесу?

(ответы детей)

- Я приглашаю вас отправимся со мной в зимний лес.

Но нужно одеться потеплее .

Расскажите кто в чем одет?

Воспитатель:

По заснеженной дорожке

Зашагали наши ножки.

Вьюга сильная мела,

Много снега намела.

По сугробам не пройти ,

что поможет нам в пути?

Ответы детей. персонажей - лыжи нам нужны

Воспитатель : Лыжи нам нужны, это точно, без лыж не пройдешь. Прежде чем мы отправимся в путь дорогу давайте вспомним, как мы будем себя вести.

Дети: Тихо, не шуметь, не кричать, не стучать, костры не жечь и т.д.

- А почему ненужно не шуметь в лесу? (Чтобы не пугать птиц, животных)

Воспитатель: Ну что же отправляемся. Проверьте, все тепло одеты, лыжи на ножках есть у всех?

Воспитатель: отправляемся.

- Вот пришли мы в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес!

2 часть

Игра-эмпатия.

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни

Наше туловище – ствол

Наши руки – это ветви

(Проведение физминутки под музыку.)

Воспитатель. Подул легкий ветерок – затрепетали веточки на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – закачались веточки (Дети шевелят кистями рук)овсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.

Воспитатель: Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь

Воспитатель:

Какие деревья можно встретить в лесу?

Ответы детей:

Попробуйте нарисовать деревья, которые вы видите в лесу.

Дети рисуют

Воспитатель:

Справа береза в шубе стоит

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся

Воспитатель. А вот и первый обитатель леса. Это клесты-еловики,(картинка) они очень ель уважают. Тут им и дом и столовая. Здесь же с ними и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже ель уважают, здесь же селятся.

Ребята, а вы знаете, что название птицы КЛЕСТ произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. Посмотрите, какой у него клюв кривой!

Клесты своих птенцов кашей из еловых шишек кормят. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот они птенцов в феврале, в самые трескучие морозы и выводят. Строят гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилают, чтобы птенцам потеплее было. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из мха, пуха, перышек и волосков. Мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов как печка, а самец-клёст весь в трудах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушит, в кашу превращает, и весь день маму-клестиху кормит. А когда птенцы появятся, тогда он и маму-клестиху кормит и всех своих птенцов выкармливает. Так что клюв клесту необходим именно такой, так он приспособился к жизни в лесу.

Вот посмотрите целая стайка клестов прилетела (достает из коробочки маленькие картиночки клестов) Давайте им поможем отыскать свое деревце. (дети рассаживают клестов на свои деревья).

Воспитатель: Как зовут нашего следующего гостя? Угадайте, кто это?

(Достает картинку с изображением снегиря )

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

Воспитатель: А что вы ребята знаете про снегиря?

рассказы детей: В народе их называют пересмешниками, за редкое умение копировать звуки других птиц, больше всего любят клевать семяна ясеня. Снегири – это настоящие обжоры. Они едят практически без остановки.

Воспитатель: Попробуйте нарисовать на веточках ваших деревьев таких ярких птиц, Они очень красиво будут смотреться.

Дети рисуют:

Воспитатель. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? Каких птиц можно встретить в лесу зимой?

Дети: воробей, синица, дятел, ворона, сорока.

Воспитатель: Почему они остаются зимовать, а не улетают в тёплые края.

Дети: Они никуда не улетают, потому что, эти птицы не боятся морозов, у них есть подпушек и очень твердый клюв. Питаются семенами, ягодами, зернышками, которые находят на растениях.

Воспитатель: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Мы делаем и развешиваем кормушки, насыпаем в них зёрнышки, хлебные крошки. Птицы постоянно прилетают к нам подкрепляться.

(рисуют кормушки на дереве)

Воспитатель: А что же любят птицы, чем можно их покормить зимой?

Дети: …..

Воспитатель: достает маленькие баночки в которых предполагаемый корм для птиц… (Одна банчка с кормом которым нельзя кормить птиц (дети должны догадаться)

Для синичек вывешиваем кусочки сала, потому что они любят это лакомство.

Воспитатель. Не зря в народе говорится «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную и мороз убьет».

Воспитатель. Ребята, так много ещё в лесу интересного, мы об этом поговорим в следующий раз, а сейчас нам пора возвращаться домой. (Под музыку скользящим шагом «возвращаемся» в группу). Скажите, что вы узнали о жизни зимой в лесу?

Воспитатель: — Узнать больше о жизни птиц зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Проблемные вопросы:

Какой лес зимой? (красивый, нарядный, пушистый, сказочный, загадочный, белый, тихий…)

Почему зимой не видно рек?

Что происходит с деревьями зимой?

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Какая птица прилетает с первым снегом?

Чем питаются птицы зимой?

Если у сороки белый бок, то ее как в народе называют?

Какая птица весь день клювом по дереву стучит?

Какая птица не умеет ходить по земле, а только прыгает?

Как называется

птица

у которой клюв загнут крест-накрест?

Что это за птица?- спинкой зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика

.

(

синица)

Чем мы можем помочь птицам зимой?

Воспитатель:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось наше путешествие?

Дети:

Воспитатель: А эта нарисованная картина останется нам на память.