Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира
«Центр развития ребенка – детский сад № 106»
Конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста
«Бумажное путешествие в зимний лес»
(по методике О.Комаровой)
автор:
Сидорова А.Е..
воспитатель ДОУ
мкр. Энергетик
2024 год
Цель : Развитие воображения, творческой активности дошкольников через организацию предметно-развивающей среды по методу О.Комаровой.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества а также любви и бережного отношения к природе.
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Образовательные задачи:
- уточнять и активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы»
- формировать умение отвечать на вопросы полными ответами;
- конкретизировать представления о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенностями жизни птиц.
Развивающие задачи:
- развивать зрительное внимание, память и мышление, воображение;
- развивать связную речь, умение говорить правильно, использовать в речи эпитеты, сравнения.
- способствовать развитию слухового внимания; развитию координации движений, мелкой и общей моторики;
Оборудование и материалы:
- лист ватмана
- картинки птиц: сорока, синица, дятел, снегирь, клест, воробей
- виды корма для птиц в маленьких тарелочках
Раздаточный материал:
- игрушки мелкого размера ,куклы
- карандаши. фломастеры
Ход НООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в «Путешествие в зимний лес». Это необычная, волшебная игра. Посмотрите, что у меня есть!
(воспитатель выставляет на стол маленькие игрушки)
Я предлагаю вам выбрать себе игрушку кому какая нравится.
Я буду (выбирает игрушку для себя) меня зовут ,,,,, Я живу….
я очень люблю…….
Дети выбирают и рассказывают по примеру педагога
(педагог запоминает персонажей, их имена)
Воспитатель раскатывает ватман с нарисованной дорогой по центру.
Воспитатель: Я живу в необычном домике на краю большого леса (начинает рисовать)
Воспитатель: А в каких домах вы живете?
(ребята рисуют домики для своих персонажей)
Воспитатель. Какие у вас получились красивые и необыкновенные дома.
(игрушки - каждая ставится в свой домик)
Воспитатель: давайте посмотрим в окно своего дома: Какое время года у нас за окном.
Дети:(зима)
Воспитатель: Какая она зима?
Дети: высказывания детей…
воспитатель: Красивое время года – зима. Зима превращает все в сказку. Ребята, а вы были в зимнем сказочном лесу?
(ответы детей)
- Я приглашаю вас отправимся со мной в зимний лес.
Но нужно одеться потеплее .
Расскажите кто в чем одет?
Воспитатель:
По заснеженной дорожке
Зашагали наши ножки.
Вьюга сильная мела,
Много снега намела.
По сугробам не пройти ,
что поможет нам в пути?
Ответы детей. персонажей - лыжи нам нужны
Воспитатель : Лыжи нам нужны, это точно, без лыж не пройдешь. Прежде чем мы отправимся в путь дорогу давайте вспомним, как мы будем себя вести.
Дети: Тихо, не шуметь, не кричать, не стучать, костры не жечь и т.д.
- А почему ненужно не шуметь в лесу? (Чтобы не пугать птиц, животных)
Воспитатель: Ну что же отправляемся. Проверьте, все тепло одеты, лыжи на ножках есть у всех?
Воспитатель: отправляемся.
- Вот пришли мы в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
2 часть
Игра-эмпатия.
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни
Наше туловище – ствол
Наши руки – это ветви
(Проведение физминутки под музыку.)
Воспитатель. Подул легкий ветерок – затрепетали веточки на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – закачались веточки (Дети шевелят кистями рук).Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.
Воспитатель: Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь
Воспитатель:
Какие деревья можно встретить в лесу?
Ответы детей:
Попробуйте нарисовать деревья, которые вы видите в лесу.
Дети рисуют
Воспитатель:
Справа береза в шубе стоит
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся
Воспитатель. А вот и первый обитатель леса. Это клесты-еловики,(картинка) они очень ель уважают. Тут им и дом и столовая. Здесь же с ними и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже ель уважают, здесь же селятся.
Ребята, а вы знаете, что название птицы КЛЕСТ произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. Посмотрите, какой у него клюв кривой!
Клесты своих птенцов кашей из еловых шишек кормят. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот они птенцов в феврале, в самые трескучие морозы и выводят. Строят гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилают, чтобы птенцам потеплее было. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из мха, пуха, перышек и волосков. Мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов как печка, а самец-клёст весь в трудах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушит, в кашу превращает, и весь день маму-клестиху кормит. А когда птенцы появятся, тогда он и маму-клестиху кормит и всех своих птенцов выкармливает. Так что клюв клесту необходим именно такой, так он приспособился к жизни в лесу.
Вот посмотрите целая стайка клестов прилетела (достает из коробочки маленькие картиночки клестов) Давайте им поможем отыскать свое деревце. (дети рассаживают клестов на свои деревья).
Воспитатель: Как зовут нашего следующего гостя? Угадайте, кто это?
(Достает картинку с изображением снегиря )
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
Воспитатель: А что вы ребята знаете про снегиря?
рассказы детей: В народе их называют пересмешниками, за редкое умение копировать звуки других птиц, больше всего любят клевать семяна ясеня. Снегири – это настоящие обжоры. Они едят практически без остановки.
Воспитатель: Попробуйте нарисовать на веточках ваших деревьев таких ярких птиц, Они очень красиво будут смотреться.
Дети рисуют:
Воспитатель. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? Каких птиц можно встретить в лесу зимой?
Дети: воробей, синица, дятел, ворона, сорока.
Воспитатель: Почему они остаются зимовать, а не улетают в тёплые края.
Дети: Они никуда не улетают, потому что, эти птицы не боятся морозов, у них есть подпушек и очень твердый клюв. Питаются семенами, ягодами, зернышками, которые находят на растениях.
Воспитатель: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Мы делаем и развешиваем кормушки, насыпаем в них зёрнышки, хлебные крошки. Птицы постоянно прилетают к нам подкрепляться.
(рисуют кормушки на дереве)
Воспитатель: А что же любят птицы, чем можно их покормить зимой?
Дети: …..
Воспитатель: достает маленькие баночки в которых предполагаемый корм для птиц… (Одна банчка с кормом которым нельзя кормить птиц (дети должны догадаться)
Для синичек вывешиваем кусочки сала, потому что они любят это лакомство.
Воспитатель. Не зря в народе говорится «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную и мороз убьет».
Воспитатель. Ребята, так много ещё в лесу интересного, мы об этом поговорим в следующий раз, а сейчас нам пора возвращаться домой. (Под музыку скользящим шагом «возвращаемся» в группу). Скажите, что вы узнали о жизни зимой в лесу?
Воспитатель: — Узнать больше о жизни птиц зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.
Проблемные вопросы:
Какой лес зимой? (красивый, нарядный, пушистый, сказочный, загадочный, белый, тихий…)
Почему зимой не видно рек?
Что происходит с деревьями зимой?
Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Какая птица прилетает с первым снегом?
Чем питаются птицы зимой?
Если у сороки белый бок, то ее как в народе называют?
Какая птица весь день клювом по дереву стучит?
Какая птица не умеет ходить по земле, а только прыгает?
Как называется
птица
у которой клюв загнут крест-накрест?
Что это за птица?- спинкой зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика
.
(
синица)
Чем мы можем помочь птицам зимой?
Воспитатель:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось наше путешествие?
Дети:
Воспитатель: А эта нарисованная картина останется нам на память.