Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №71
Конспект
организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе на тему:
«Путешествие в мир живой природы Хабаровского края»
Разработала:
воспитатель 1 квалификационной категории
МДОУ д/с №71
Марина Равильевна Алёшкина
г. Комсомольск – на – Амуре
2024 г.
Цель: обобщить и систематизировать знаний детей о диких животных, птицах и рыбах Хабаровского края.
Задачи:
Обучающие
:
расширять представления детей о живой
природе родного
Хабаровского
края
;
активизировать словарь детей словами:
«фауна»
,
«дикие»
,
«пернатые»
.
Развивающие
:
развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику. Развивать связную речь и
социально – коммуникативные навыки
.
Воспитывающие
:
воспитывать активность, инициативность, самостоятельность
, бережного отношения к природе родного края.
Формировать основы экологических знаний.
Оборудование и материалы: интерактивный экран, мультимедийное оборудование, ноутбук, флеш - карта с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки - билеты с изображением цифр. Материалы для изготовления рыб, карточки с изображением животных и буквы; макет реки Амур.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Животный мир Хабаровского края». Прослушивание CD с записью голосов птиц. Разучивание подвижной игры «Вот под деревом зелёным вороны». Чтение произведений дальневосточных писателей о природе и животных Хабаровского края. В совместной деятельности: реализация регионального компонента по теме: «Живая природа Хабаровского края»; изготовление плоскостного макета реки Амур.
Ход занятия
Дети под музыку (песня «Хабаровский край») дети входят в музыкальный зал, становятся в круг.
Воспитатель:
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Дети выполняют соответствующие движения и задания.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Мы поедем по дороге, в царство Фауны Хабаровского края. Вы знаете, кто такая Фауна?
Дети: - Фауна - это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: - Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Номер (цифра) на карточке соответствует номеру вагона, каждый садится в свой вагон. Прежде чем занять место, назовите номер своей карты.
Дети быстро называют номера на карточке и занимают «места в поезде».
Воспитатель: - Замечательно, все на местах, пора в путь!
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети подпевают.
Музыка затихает.
Воспитатель: - Ребята выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Слайд (Картинка) Изображение дальневосточной тайги.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: - В тайгу.
Воспитатель: - Что такое тайга?
Дети: - Это дом для многих диких животных и птиц нашего края.
Воспитатель: - Верно! Ребята, а как нужно вести себя в тайге, чтобы не потревожить жителей леса?
Дети: Нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Слайд (Картинка) Амурский тигр.
Воспитатель: Кто, ребята, нам встретился в тайге?
Дети: - Амурский тигр!
Воспитатель обращает внимание на конверт.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а амурский тигр принёс нам конверт. Интересно, для кого он? Давайте посмотрим. Читает: «Ребятам подготовительной группы «Звёздочки». Интересно, что в нем? (Открывает конверт).
Воспитатель: Ребята, а в конверте интересные задания. Тигр узнал, что вы в этом году идёте в школу и хочет проверить, знаете ли вы буквы? Пройдите к столам, присаживайтесь и послушайте внимательно задание.
Воспитатель: Ребята, что изображено на ваших карточках?
Дети: Животные.
Воспитатель: Правильно. А какие это животные, назовите мне этих. (Дети называют)
Воспитатель: - Как назвать одним словом изображенных животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Верно, а почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в тайге.
Воспитатель: Правильно! А сейчас ребята посмотрите на карточки, под каждой картинкой у вас есть пустой квадрат и вам нужно в этот пустой квадрат вставить нужную букву, на которую начинается слово (изображённое животное).
Дети выполняют задание. Потом воспитатель проверяет задание вместе с детьми, по очереди спрашивая каждого ребёнка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!
Воспитатель: А теперь, ребята, поиграем в словесную игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу. Кто догадается, поднимайте руку, хором отвечать не надо!
У волка - лисята. Они живут в логове.
У медведя - зайчата, они живут в норе.
У белки - волчата, они живут в берлоге.
У ежика - бельчата, они живут в дупле.
У Зайца - медвежата, они живут в берлоге.
У лисы - волчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, давайте немного отдохнём и проведём музыкальную физкультминутку «Раз, два, три, четыре, пять».
Воспитатель: Замечательно отдохнули! Садимся в наш поезд и едем дальше!
(дети занимают свои места в «поезде» и под музыку «Мы едем, едем, едем…» едут к следующей остановке).
Слайд (Картинка) Изображение летящих птиц в небе. (фонограмма «Пение птиц»)
Воспитатель: Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны?
Дети: Птиц.
Воспитатель: Точно, посмотрите на небо, птицы летят. Вероника, скажи, а чем птицы отличаются от животных? Марат, а ещё чем? (Опрашивает ещё пару детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить вас, насколько хорошо вы знаете птиц? Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.
1. Он по-рабочему одет - Удобно, просто, ловко, на нем красный берет и пестрая спецовка (Дятел)
2. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря).
3. Угадайте, что за птица скачет по дорожке, словно кошки не боится - собирает крошки, а потом на ветку- прыг и чирикает: «Чик-чирик» (Воробей).
4. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей. Прыгает она у дома, а зовут ее? (ворона).
5. А теперь послушайте другую загадку. – «Эта - птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой» (сорока)
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Птиц вы знаете, а теперь проверим вашу память и поиграем в игру «Кто внимательный».
Слайд Таблица с картинками.
Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на экран и запомните последовательность изображённых птиц, какая птица за какой стоит. Я сейчас раздам вам птиц, и вы по очереди будете подходить к доске и ставить картинки по местам. (Вернуть слайд с птицами в таблице для проверки).
Дятел Воробей сорока
сова ворона клест
голубь снегирь синица.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Верно выполнили задание! И снова занимаем места в нашем поезде (дети занимают место в «поезде» и под музыку отправляются к третьей остановке).
Слайд Изображение реки Амур.
Воспитатель: Ребята, к какой реке Хабаровского края мы приехали?
Дети: - К реке Амур!
Воспитатель: - Правильно! А сейчас давайте подойдём к нашей дальневосточной реке.
Дети вместе с воспитателем подходят к экрану.
Воспитатель: Ребята, а кто живет в Амуре?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь.
Слайд 6. Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям реки Амур для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно! Сейчас я предлагаю вам создать свою маленькую реку и запустить в него рыбок. Макет реки Амур мы с вами уже сделали, а вот рыбок вам нужно сделать самим. Проходите к столу и присаживайтесь. У вас у каждого есть рыбка и вам нужно с помощью ножниц её вырезать и поселить их в аквариум! (дети вырезают рыб и наклеивают на макет реки). (под спокойную музыку).
Воспитатель: Молодцы, замечательный у нас получился коллаж! Как мы его, ребята, назовём?
Дети: - Рыбы реки Амур, Кто живёт в Амуре? (варианты ответов).
Воспитатель: Друзья, вам понравилось наше путешествие? Что вы запомнили?
(ответы детей).
Воспитатель: Время нашего путешествия подошло к концу и нам с вами нужно отправляется обратно в группу, а наш коллаж мы разместим на доске «Наше творчество», чтобы родители видели какие мы знатоки природы Хабаровского края!
Занимайте свои места в поезде и поехали!
(под музыку дети возвращаются в группу).