Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52»
Конспект
индивидуального коррекционно – развивающего занятия по формированию произносительной стороны речи и развитию слухового восприятия с обучающейся 2 «А» класса Новиковой Василисой по теме :
«Дифференциация звуков «Д» - «Т».
Развитие фонематического слуха.
Текст «Родник».
Учитель – дефектолог Пименова Э.Н.
Цели :
1.Формирование правильного произношения звуков «Д», «Дь» - «Т», «Ть».
2.Развитие слухового восприятия на материале общеобразовательных уроков и лексики разговорно – обиходного характера.
Задачи :
Образовательные:
1)Закрепление навыка дифференцированного произнесения звуков «Д», «Дь» - «Т», «Ть» при чтении , в ответах на вопрос, в самостоятельной речи.
2)Развитие остаточного слуха на речевом материале занятия.
3)Уточнение лексического значения малознакомых слов.
4) Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно – развивающие:
1)Тренировка фонематического слуха.
2)Активизация слуховой памяти и слухового внимания.
3)Расширение активного и пассивного словарного запаса.
4) Формирование навыка самоконтроля при дифференцированном произношении звуков «Д», «Дь» - «Т», «Ть» (тактильно – вибрационный контроль, слуховой самоконтроль обучающейся).
Воспитательные:
Формирование положительного отношения к занятиям
.
Формирование заинтересованности в достижении правильных, стойких, чётких произносительных навыков
.
Оборудование:
Оснащение слухового кабинета (в том числе настенное зеркало, ноутбук, «экран», доска);
Дидактические
пособия( таблички
;
карточки с заданиями;
+
использование заданий из библиотеки МЭШ)
.
Ход занятия :
I.Оргмомент
-Здравствуй, Василиса!
- Добрый день, Э.Н.
- Сегодня на занятии мы будем работать над звуками «Д» - «Т». Будем слушать новый текст. А ещё повторим учебный материал уроков русского языка, математики, развития речи.
- Ты готова?
- Да.
- Василиса, я хочу представить тебя нашим гостям.
Для этого я буду задавать тебе на слух вопросы, а ты отвечай (за экраном говорю вопросы анкетного характера).
- В каком классе ты учишься?
- ………………….
- Когда у тебя день рождения?
- ……………………………
- Сколько лет тебе исполнится в этом году?
-……........................
- Назови свои любимые уроки.
- ………………………
II.Работа над закреплением правильного дифференцированного произношения звуков «Д» - «Т».
Уточнение артикуляции звуков «Д» - «Т».
-Чем же эти 2 звука отличаются?
- Положи руку на горлышко и послушай, дрожит ли горлышко при произношении звука [д]?
- Дрожит.
- С голосом или без голоса произносится этот звук?
- С голосом.
А теперь произнеси звук [т] и послушай, дрожит ли горлышко при произношении этого звука?
- Не дрожит.
-Значит, звук произносится без голоса.
-Какой вывод можем сделать?
- Вывод: звук «Д» произносится с голосом, он звонкий, а звук «Т» произносится без голоса, он глухой.
2.Восприятие на слух слогов.
- Слушай и повторяй за мной слоги (слоги произношу за экраном):
ДА -ТА-ДА
ТА-ДА-ТА
ТО-ДО-ДО-ТО
ДА –ТА -ТА-ДА
ДО -ДО-ТО-ТО
ДУ- ДУ-ТУ-ТУ
ТЫ-ДЫ-ТЫ-ТЫ
ДЭ-ТЭ-ДЭ-ДЭ
Выполнение интерактивного задания (из библиотеки
МЭШ
:
нужно назвать предмет на картинке и распределить картинки в два столбика : справа – со звуко
м
«Д», слева – со звуком «Т»).
Выполнение задания «Допиши слог «ДА» или слог «ТА».
- Василиса, допиши слоги, чётко произнеси слова.
На доске слова :
Одеж ……. Лопа ………..
Конфе ………… Рабо ……….
Приро …………. Добро ……..
Просту …………. Звез …………
Пого ……… Капус ………
Ребя ………… Боро ……..
Работа над
фразой :
составление предложений из «деформированного» текста.
- Василиса, перед тобой карточки со словами, из которых надо составить предложения.
А) Том, сторожит, дом, собака.
Б) Творцы, строят, дворцы, чудные, архитекторы.
III. Работа по развитию слухового восприятия.
Восприятие на слух нового текста.
Родник.
День был очень тёплый. Друзья Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У корней дерева они увидели родник. Дима и Володя решили подойти поближе. Они наклонились к воде и стали черпать её ладонями. Вода была прозрачная и холодная. Мальчики быстро утолили жажду и пошли домой.
- О чём говорится в тексте?
- Тебе знакомо слово «родник»? Как ты понимаешь, что это такое?
- Как звали мальчиков?
- Где находился родник?
- Василиса, каким словом или словосочетанием можно заменить выражение «быстро утолили жажду»?
Восприятие на слух речевого материала уроков развития речи, математики, русского языка.
- Как называются главные члены предложения?
- …………………
- Василиса, послушай предложение и назови главные члены предложения (за экраном произношу предложение, ученица слушает и определяет главные члены предложения)
- ………………………
- Назови сумму чисел 12 и 8.
- …………..
- Назови разность чисел 14 и 5.
- ………………..
- Сколько сегодня было уроков?
- ……………………
- Послушай слово скажи слово противоположное по значению.
Новый – старый
Короткий – длинный
Мягкий – твёрдый
Близко – далеко
Молодой – старый
Горячий – холодный
Злой – добрый
Близко – далеко
Ночь – день
Зима - лето
IV. Итог занятия.
- Василиса, что мы сегодня делали на занятии?
- ……………………
- Какое задание для тебя было самым интересным ?
- ……………………
- Василиса, я хочу тебя похвалить – ты хорошо занималась, старалась!
- До свидания, Василиса! Спасибо!
- До свидания.