Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений , старшая группа.
«Гуси-лебеди»
Цель: Закрепление элементарных математических представлений (счет пределах 10, геометрические фигуры, деление на части).
Задачи.
Образовательные: закрепить знания о числах первого десятка; умение соотносить количество предметов с цифрой; закрепить знания о геометрических фигурах; закрепить умение делить целое на части.
Развивающие: развивать социальные умения и навыки работы в команде.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма, доброжелательности, взаимовыручки.
Предварительная работа.
Чтение и обсуждение русских народных сказок.
Беседы о взаимовыручке, о готовности помогать окружающим, дидактические игры по математике.
Методы и приемы.
Игровой, наглядный, словесный, дидактические игры, использование художественной литературы.
Оборудование и материалы.
Карточки с заданиями (по количеству детей), веер с цифрами (по количеству детей), блоки Дьеныша, головоломка «Танграм» (на 3 подгруппы), ножницы (по количеству детей), клей-карандаш, презентация, ноутбук, экран, проектор.
Вводная часть
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, идите скорее на ковер. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Ой ребята, слышите, кто-то плачет?
Кто это? (На экране девочка Машенька плачет)
«Меня зовут Маша. Сегодня мои родители уехали на базар, а меня оставили присматривать за братцем Ванюшкой! Я заигралась с подружками и оставила братца одного, налетели гуси –лебеди и унесли моего братца. Что мне делать, как быть? Мне очень нужна помощь, одна я не справлюсь».
Воспитатель: Ребята, а из какой сказки эта девочка Машенька как вы думаете?
Что будем делать, Машеньке нужна помощь?
Основная часть
Ход занятия
Воспитатель: Смотрите кто это? Слайд с печкой
Давайте у нее спросим куда полетели гуси лебеди?
Дети: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: «Ответьте на мои вопросы сначала …».
Воспитатель: как вы думаете, а можно без слов ответить на вопросы? А каким способом? Смотрите у нас есть волшебный веер, он поможет вам ответить на вопросы печки.
Внимательно слушайте. И поднимайте цифру соответствующую ответу.
Задание № 1 Интеллектуальная разминка. На ковре
- Сколько крыльев у двух гусей? (4)
- Сколько хвостов у двух котов, которые живут у Бабы Яги? (2)
- Сколько животиков у пяти ежиков? (5)
- Сколько ушей у трёх мышей?(6)
- Сколько надо палочек чтобы сделать квадрат? (4)
- Сколько дней в неделе?
- Какой по счету четверг?
- Сколько выходных дней в неделе?
- Какая по счету идет среда?
Воспитатель: Печка, печка, ребята ответили на вопросы, скажешь куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Конечно скажу, но вот беда…
Задание № 2 Разложи пирожки. Блоки Дьеныша
Я испекла много пирожков разной формы. Но нечаянно их рассыпала и все они перемешались. Помогите разложить пирожки по корзиночкам.
Ну, что будем делать? Как нам быстрее пирожки разобрать?
Разделимся на команды. (Жетоны трех цветов. И на столах такие же цвета).
1 команда - соберите все пирожки не круглой формы, но толстые;
2 команда – все пирожки маленькие, но не желтые;
3 команда – треугольные, но не синие.
Ребята, а по каким признакам вы разбирали пирожки?
Печка: «Спасибо, помогли мне, разобрали мои пирожки. Вон туда, где яблоня стоит полетели гуси лебеди».
Яблонька стоит Слайд с Яблоней
Воспитатель: Давайте спросим у яблони?
Дети: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: «Скажу, но и вы мне помогите. Гуси-лебеди пролетели, крыльями сбили мои яблоки и они растеряли все свои семечки. Посчитайте их и повесьте яблоки на мои ветки».
Воспитатель: Ребята, садитесь за столы, надо дорисовать семечки в соответствии с цифрой на яблоке.
Задание № 3 Дорисуй семечки и повесь на яблоньку. Индивидуально за столами.
Воспитатель: Ребята, давайте повесим яблоки и проверим все семечки мы собрали?
Яблонька: «Спасибо, ребята. Вон туда к речке полетели гуси-лебеди»
Речка Слайд речка и Маша
Воспитатель: Что спросила Маша у речки?
Дети: Речка-речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?
Речка: «Видела, что гуси-лебеди пролетели на другой берег. Только вот беда, мост старый сломался».
Воспитатель: Ребята, что можно сделать?
Задание №4 Почини мост. Индивидуальная работа.
Каждому раздаем картинки моста с дощечками с пропущенными номерами
Дети должны приклеить клеем досочки с нужными номерами в пропущенные места (Числа соседи). И прикрепить на доску.
Воспитатель: Вешайте на мольберт и давайте проверим правильно мы поставили доски, не провалится наш мост? Как называютсяя цифры по бокам от цифры?
Речка: «Спасибо, что починили мне мост, славно потрудились, вон туда к лесу полетели гуси-лебеди»
Слайд Дремучий лес, ежик и Маша.
Воспитатель: Надо у ежика спросить куда гуси лебеди полетели?
Дети: Ежик, а ты не видел куда гуси-лебеди Ванечку отнесли?
Ежик: «Вон стоит избушка на курьих ножках. А в ней Баба-Яга спит, а в чулане рядом с ней Ванечка сидит. Баба-Яга заперла его на ключ. Вам надо найти ключ к чулану».
Слайд с избушкой на курьих ножках
Задание № 5 Танграм «Ключ» Три команды
Делятся дети по цвету жетонов.
Воспитатель: Давайте сложим ключи и если они окажутся у всех команд одинаковые,то дверь в чулан откроется.
Посмотрите, дверь в чулане открылась. Слайд двери открытой.
Воспитатель:Маша забрала Ваню и они вернулись домой.
Слайд
Воспитатель: Смотрите, ребята, что это у Маши? Слайд Маша с яблоком
Яблоко то у нее одно, что делать Машеньке как поделить проровну его, чтобы и ей, и Ванечке досталось (и родителям)? (ответы детей)
Задание № 6 Раздели яблоко на две (и четыре) равные части.
Дети с помощью ножниц делят яблоко на 2 части (и на 4 части)
Воспитатель: Вот вы как хорошо яблоки поделили, а что вы сделали, чтобы поровну поделить яблоко? (ответы детей)
Вот и закончилась сказка.
Маша спасла Ваню. Слайд Маша с Ваней.
Маша: Спасибо вам ребята, без вас бы я не справилась, вы мне очень помогли спасти моего братца. До свидания!
Заключительная часть.
Рефлексия: «Интервью участников квеста»
Воспитатель: Вот и закончилось наше приключение. Вставайте ребята в круг, у меня есть волшебный микрофон: в него по очереди вы можете сказать ваши впечатления о том, что сегодня происходило:
Где
в
ы сегодня побывали
и что делали
?
Почему вы помог
а
ли Машеньке?
Как вы думаете, правильно Маша поступила, когда оставила братца играть одного? Почему?
А задания герои интересные
вам
задавали?
А какие задания вам было легче всего выполнять?
А чем они были интересны?
Может вы в каком-нибудь задании немного запутались?
А что то из того, что вы сегодня
делали
может вам пригодиться в жизни?