Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений , старшая группа.

«Гуси-лебеди»

Цель: Закрепление элементарных математических представлений (счет пределах 10, геометрические фигуры, деление на части).

Задачи.

Образовательные: закрепить знания о числах первого десятка; умение соотносить количество предметов с цифрой; закрепить знания о геометрических фигурах; закрепить умение делить целое на части.

Развивающие: развивать социальные умения и навыки работы в команде.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма, доброжелательности, взаимовыручки.

Предварительная работа.

Чтение и обсуждение русских народных сказок.

Беседы о взаимовыручке, о готовности помогать окружающим, дидактические игры по математике.

 Методы и приемы.

 Игровой, наглядный, словесный, дидактические игры, использование художественной литературы.

Оборудование и материалы.

Карточки с заданиями (по количеству детей), веер с цифрами (по количеству детей), блоки Дьеныша, головоломка «Танграм» (на 3 подгруппы), ножницы (по количеству детей), клей-карандаш, презентация, ноутбук, экран, проектор.

Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, идите скорее на ковер. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель: Ой ребята, слышите, кто-то плачет?

Кто это? (На экране девочка Машенька плачет)

«Меня зовут Маша. Сегодня мои родители уехали на базар, а меня оставили присматривать за братцем Ванюшкой! Я заигралась с подружками и оставила братца одного, налетели гуси –лебеди и унесли моего братца. Что мне делать, как быть? Мне очень нужна помощь, одна я не справлюсь».

Воспитатель: Ребята, а из какой сказки эта девочка Машенька как вы думаете?

Что будем делать, Машеньке нужна помощь?

Основная часть

Ход занятия

Воспитатель: Смотрите кто это? Слайд с печкой

Давайте у нее спросим куда полетели гуси лебеди?

Дети: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: «Ответьте на мои вопросы сначала ».

Воспитатель: как вы думаете, а можно без слов ответить на вопросы? А каким способом? Смотрите у нас есть волшебный веер, он поможет вам ответить на вопросы печки.

Внимательно слушайте. И поднимайте цифру соответствующую ответу.

Задание № 1 Интеллектуальная разминка. На ковре

- Сколько крыльев у двух гусей(4) 

- Сколько хвостов у двух котов, которые живут у Бабы Яги(2) 

- Сколько животиков у пяти ежиков? (5) 

- Сколько ушей у трёх мышей?(6)
- Сколько надо палочек чтобы сделать квадрат? (4)

- Сколько дней в неделе?

- Какой по счету четверг?
- Сколько выходных дней в неделе?  

- Какая по счету идет среда?

Воспитатель: Печка, печка, ребята ответили на вопросы, скажешь куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Конечно скажу, но вот беда…

Задание № 2 Разложи пирожки. Блоки Дьеныша

Я испекла много пирожков разной формы. Но нечаянно их рассыпала и все они перемешались. Помогите разложить пирожки по корзиночкам.

Ну, что будем делать? Как нам быстрее пирожки разобрать?

Разделимся на команды. (Жетоны трех цветов. И на столах такие же цвета).

1 команда - соберите все пирожки не круглой формы, но толстые;

2 командавсе пирожки маленькие, но не желтые;

3 командатреугольные, но не синие.

Ребята, а по каким признакам вы разбирали пирожки?

Печка: «Спасибо, помогли мне, разобрали мои пирожки. Вон туда, где яблоня стоит полетели гуси лебеди».

Яблонька стоит Слайд с Яблоней

Воспитатель: Давайте спросим у яблони?

Дети: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: «Скажу, но и вы мне помогите. Гуси-лебеди пролетели, крыльями сбили мои яблоки и они растеряли все свои семечки. Посчитайте их и повесьте яблоки на мои ветки».

Воспитатель: Ребята, садитесь за столы, надо дорисовать семечки в соответствии с цифрой на яблоке.

Задание № 3 Дорисуй семечки и повесь на яблоньку. Индивидуально за столами.

Воспитатель: Ребята, давайте повесим яблоки и проверим все семечки мы собрали?

Яблонька: «Спасибо, ребята. Вон туда к речке полетели гуси-лебеди»

Речка Слайд речка и Маша

Воспитатель: Что спросила Маша у речки?

Дети: Речка-речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Речка: «Видела, что гуси-лебеди пролетели на другой берег. Только вот беда, мост старый сломался».

Воспитатель: Ребята, что можно сделать?

Задание №4 Почини мост. Индивидуальная работа.

Каждому раздаем картинки моста с дощечками с пропущенными номерами

Дети должны приклеить клеем досочки с нужными номерами в пропущенные места (Числа соседи). И прикрепить на доску.

Воспитатель: Вешайте на мольберт и давайте проверим правильно мы поставили доски, не провалится наш мост? Как называютсяя цифры по бокам от цифры?

Речка: «Спасибо, что починили мне мост, славно потрудились, вон туда к лесу полетели гуси-лебеди»

Слайд Дремучий лес, ежик и Маша.

Воспитатель: Надо у ежика спросить куда гуси лебеди полетели?

Дети: Ежик, а ты не видел куда гуси-лебеди Ванечку отнесли?

Ежик: «Вон стоит избушка на курьих ножках. А в ней Баба-Яга спит, а в чулане рядом с ней Ванечка сидит. Баба-Яга заперла его на ключ. Вам надо найти ключ к чулану».

Слайд с избушкой на курьих ножках

Задание № 5 Танграм «Ключ» Три команды

Делятся дети по цвету жетонов.

Воспитатель: Давайте сложим ключи и если они окажутся у всех команд одинаковыео дверь в чулан откроется.

Посмотрите, дверь в чулане открылась. Слайд двери открытой.

Воспитатель:Маша забрала Ваню и они вернулись домой.

Слайд

Воспитатель: Смотрите, ребята, что это у Маши? Слайд Маша с яблоком

Яблоко то у нее одно, что делать Машеньке как поделить проровну его, чтобы и ей, и Ванечке досталось (и родителям)? (ответы детей)

Задание № 6 Раздели яблоко на две (и четыре) равные части.

Дети с помощью ножниц делят яблоко на 2 части (и на 4 части)

Воспитатель: Вот вы как хорошо яблоки поделили, а что вы сделали, чтобы поровну поделить яблоко? (ответы детей)

Вот и закончилась сказка.

Маша спасла Ваню. Слайд Маша с Ваней.

Маша: Спасибо вам ребята, без вас бы я не справилась, вы мне очень помогли спасти моего братца. До свидания!

Заключительная часть.

Рефлексия: «Интервью участников квеста»

Воспитатель: Вот и закончилось наше приключение. Вставайте ребята в круг, у меня есть волшебный микрофон: в него по очереди вы можете сказать ваши впечатления о том, что сегодня происходило:

Где

в

ы сегодня побывали

и что делали

?

Почему вы помог

а

ли Машеньке?

Как вы думаете, правильно Маша поступила, когда оставила братца играть одного? Почему?

А задания герои интересные

вам

задавали?

А какие задания вам было легче всего выполнять?

А чем они были интересны?

Может вы в каком-нибудь задании немного запутались?

А что то из того, что вы сегодня

делали

может вам пригодиться в жизни?