Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Кристаллик»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по
речевому развитию (обучению грамоте)
Тема: «Волшебный сундучок дедушки Грамотея».
для детей старшей группы.
Яр Ия Сергеевна,
воспитатель
Г.Салехард
Аннотация
В представленной методической разработке образовательной деятельности для детей старшего возраста использованы современные педагогические технологии.
Данная методическая разработка может быть использована воспитателями, педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями детей.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи: образовательные:
Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные).Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь. Закреплять навык звукослогового анализа слов.
Формировать умение делить слова на слоги.
Развивающие:
Совершенствование навыка звукового анализа. Развивать графо-моторные навыки. Развивать слуховое внимание, память. Развивать логическое и творческое мышление. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
Воспитывающие:
Формировать положительную установку на занятие. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой. Развивать навык работы в группе и индивидуально. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.
Коррекционные: Развивать глазодвигательную функцию, учить правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их.
Оборудование: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.
Раздаточный материал: картинки для обозначения звуков, цветные карандаши
Структура и методические приемы:
Наглядный: показ, демонстрация, иллюстрация.
Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: сюрпризный момент, игра.
Словарная работа: алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.
Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.
Индивидуальная работа: Побуждать детей к активной речевой деятельности.
Ход НОД.
1 часть. Организационный момент. Мотивация к деятельности
Дети заходят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!
Посмотрите на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще – умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, лепить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите, вы на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
II. Основная часть
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка!
Написано: "От Дедушки Грамотея, из страны Абвгдейка!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)
Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
"Дорогие ребята! Дети старшей группы!"
Пишет вам дедушка Грамотей из страны Абвгдейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий
Засмейся - и в ответ
Он засмеялся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)
Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак!
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?
Дети: М-м-м
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м... Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы!
Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?
Дети: Согласный!
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А!
Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!
Дети: А-а-а...
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный!
Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!
(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)
Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №3
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру "Доскажи словечко" Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл... слава. Давайте поможем Дедушке!
1. Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная ... (радуга).
2. Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь (ручки).
3. Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол).
4. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень ( жарко).
5. Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей).
6. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из (лейки).
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашами и картинками (можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).
(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Дарит чудеса она
В большом ящике живет....
Всем, кто очень любит строить.
Побывать в ней детям стоит (конструктор).
(Дети отгадывают: строительные кирпичики, находят ключ.)
Задание № 5
Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!
Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.
1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)
2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)
3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)
4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)
5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)
6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)
(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание № 6
Воспитатель: Слушайте последнее - шестое задание! Это игра "Магазин"
Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук "С". Что вы купите?
Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук "к": картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук "м": молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)
После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно сейчас и поиграть с буквами
III. Заключительная часть
Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
3 часть. Анализ занятия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. О чем вы узнали на нашем занятии? Что вам больше всего запомнилось и в чем вы затруднялись? (Ответы детей).