Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Кристаллик»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по

речевому развитию (обучению грамоте)

Тема: «Волшебный сундучок дедушки Грамотея».

для детей старшей группы.

Яр Ия Сергеевна,

воспитатель

Г.Салехард

Аннотация

В представленной методической разработке образовательной деятельности для детей старшего возраста использованы современные педагогические технологии.

Данная методическая разработка может быть использована воспитателями, педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями детей.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Возраст детей: 5-6 лет

Цель: выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи: образовательные:

Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные).Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь. Закреплять навык звукослогового анализа слов.

Формировать умение делить слова на слоги.

Развивающие:

Совершенствование навыка звукового анализа. Развивать графо-моторные навыки. Развивать слуховое внимание, память. Развивать логическое и творческое мышление. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.

Воспитывающие:

Формировать положительную установку на занятие. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой. Развивать навык работы в группе и индивидуально. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.

Коррекционные: Развивать глазодвигательную функцию, учить правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их.

Оборудование: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.

Раздаточный материал: картинки для обозначения звуков, цветные карандаши

Структура и методические приемы:

Наглядный: показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: сюрпризный момент, игра.

Словарная работа: алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

Индивидуальная работа: Побуждать детей к активной речевой деятельности.

Ход НОД.

1 часть. Организационный момент. Мотивация к деятельности

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

А еще – умелые!

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

II. Основная часть

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка!

Написано: "От Дедушки Грамотея, из страны Абвгдейка!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)

Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

"Дорогие ребята! Дети старшей группы!"

Пишет вам дедушка Грамотей из страны Абвгдейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся - и в ответ

Он засмеялся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)

Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Дети: Мак!

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Дети: М-м-м

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м... Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы!

Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Дети: Согласный!

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А!

Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!

Дети: А-а-а...

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный!

Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!

(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)

Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Задание №3

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру "Доскажи словечко" Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл... слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная ... (радуга).

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота (гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень ( жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из (лейки).

Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашами и картинками (можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Дарит чудеса она

В большом ящике живет....

Всем, кто очень любит строить.

Побывать в ней детям стоит (конструктор).

(Дети отгадывают: строительные кирпичики, находят ключ.)

Задание № 5

Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!

Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание № 6

Воспитатель: Слушайте последнее - шестое задание! Это игра "Магазин"

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук "С". Что вы купите?

Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук "к": картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук "м": молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно сейчас и поиграть с буквами

III. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

3 часть. Анализ занятия.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. О чем вы узнали на нашем занятии? Что вам больше всего запомнилось и в чем вы затруднялись(Ответы детей).