Тема: Заповедники Севера России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник)
Цель урока: сформировать представление об острове Врангеля как о заповеднике и уникальном месте.
Задачи урока:
- познакомить с географическим положением и климатом острова;
- рассказать о растительном и животном мире;
- объяснить, почему остров является заповедником и нуждается в охране.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Проявлять уважительное отношение к России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
2. Уметь приводить примеры культурных объектов родного края.
Личностные:
1. Сформировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре.
2. Сформировать умение работать в паре и группе, установка на максимальный личный вклад в совместной деятельности.
Тип урока: изучение освоение нового материал
Ход урока
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Мотивация
Приветствую учеников
- Нас сегодня ждёт работа,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.
- Приветствуют учителя.
2
Актуализация знаний и умений
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
- На прошлом уроке мы говорили о сотрудниках заповедника.
- И о правилах заповедника.
3
Постановка цели урока
- Ребята, сегодня у нас необычный урок- экспедиция в Арктику. А помогать весь урок нам будут очень умные книги. Например, энциклопедический словарь, который лежит перед каждым на столе.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Необъятный простор!
- Посмотрите на глобус. Почему у него белая “шапка”?
И снизу глобус тоже белый. Почему? Ну, что в путь?
Рассматривают глобус
- Потому что нам всё во льдах.
- И там тоже льды.
4
Восприятие
- Наша экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь. Какова будет цель нашей экспедиции?
Почему этот суровый край называют арктической пустыней?
- Какие ученые должны отправиться в экспедицию и почему? Экспедиции бывают разные. Членами нашей экспедиции являются географы, синоптики, ботаники, зоологи, экологи.
Во всех научных экспедициях обязательно надо вести записи. У каждой исследовательской группы есть страница бортового журнала, в которую мы будем заносить свои наблюдения, впечатления и выводы. Полетели.
- Что это под нами белое-белое?
- Нет! В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном. А белый он весь потому, что скован толстым крепким льдом.
- Посмотрите в словари, что обозначает слово Арктика.
“Арктос”! В переводе с греческого – медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т.е. вокруг Северного полюса. В зоне арктических пустынь лежат архипелаг Земля Франца Иосифа, Северная часть Новой Земли, Новосибирские острова, Остров Врангеля, Архипелаг Северная Земля. Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, многолетнего - 3-4 м.
Показывает учитель карту, вешает на доску. Вот мы и приземлились. Перед началом нашей экспедиции проверим наши знания.
а) Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.
б) Соедините стрелками моря и океаны:
Моря
Японское море
Балтийское море
Море Лаптевых
Чукотское море
Берингово море
Карское море
Баренцево море
Восточно-Сибирское море
Черное море
Охотское море
Океаны
Северный Ледовитый
Тихий
Атлантический
Групповая работа
- Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах. У каждой группы есть материал, который необходимо изучить, систематизировать, проанализировать и представить отчет о проделанной работе. Ваш отчет вы оформляете на листах.
- Пока наши группы занимаются поставленными заданиями, я расскажу немного об Арктике.
Человек не является коренным жителем Арктики. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана созданы научные полярные станции, на которых учёные изучают суровую природу Севера: погоду, воды океана, животный мир, движение льдов. Вдоль берегов проложен морской путь, по которым идут караваны судов. На берегах островов живут отважные люди. Они ловят рыбу, охотятся на морского зверя. На острове Врангеля был создан заповедник. Об арктическом заповеднике расскажет нам Маша.
- Группа географов готовы рассказать нам о географическом положении Арктики.
- Спасибо, уважаемые географы. Теперь дадим слово синоптикам.
- Спасибо, уважаемые синоптики.
Рассказ учителя об удивительном явлении природы - о северном сиянии
В полярных областях нашей планеты Земля можно наблюдать одно из красивейших и грандиозных по своему масштабу явлений природы – Полярное сияние. У коренных жителей российского Севера для этого явления используется особое слово – пазори (ударение на первом слоге).
Пазори, или Полярное сияние – это особого рода зори, возникающие на небе обычно в период с сентября по март. Наблюдать их можно с вечера и до утра. Сначала по ночному небу разливается бледный белый свет. Затем эта белизна начинает розоветь и постепенно становится багровой. Потом в небе возникают гигантские столбы, сверкающие всеми цветами радуги. Эти столбы то сходятся, то расходятся. В народе говорят, что «столбы играют».
Происходит всё это великолепное действо на высоте от сорока до девяноста километров, и протяженность Полярного сияния может достигать нескольких тысяч километров. Отчего же возникает в небе этот великолепный природный феномен? Причиной тому — наша звезда по имени Солнце, которая выбрасывает в окружающее пространство огромное количество раскаленных заряженных частиц, которые ученые называют солнечным ветром.
Когда солнечный ветер достигает Земли, он вступает во взаимодействие с магнитным полем нашей планеты. Это взаимодействие и порождает свечение частиц, из которых состоит солнечный ветер. Поскольку у Земли два магнитных полюса, северный и южный, полярные сияния наблюдаются не только в районах, примыкающих к Северному Ледовитому океану, но и на противоположной стороне, в Антарктиде.
Почему же полярное сияние можно увидеть только у полюсов нашей планеты, а в других местах его практически никогда не бывает? Все дело в том, что магнитное поле Земли имеет силовые линии, которые начинаются и заканчиваются у географических полюсов планеты. Эти силовые линии опоясывают всю планету и не подпускают заряженные частицы солнечного ветра к Земле. Только в районе земных полюсов солнечный ветер может добраться до атмосферы. При столкновении частиц солнечного ветра с молекулами воздуха и возникает свечение, которое получило название Полярного сияния.
Что интересно, полярные сияния бывают не только на Земле. Они происходят и на других планетах Солнечной системы, имеющих атмосферу. Полярные сияния зафиксированы на Венере и на Марсе, а также на планетах-гигантах – Сатурне и Юпитере.
У народов Русского Севера существует множество легенд, связанных с Полярным сиянием. Одна из этих легенд рассказывает о девочке по имени Вечерина, которая нашла погибающего олененка, выкормила его и приручила. Когда олень подрос, Вечерина украсила его рога разноцветными лентами, прицепила легкие санки, и олень вознес ее в небо. Сам олень в небе светился серебристым светом, а ленты превратились в гигантские разноцветные полосы. С тех пор, по примеру Вечерины, жители Севера стали приручать и использовать в своей жизни оленей. А когда в небе разворачивается полотнище Северного сияния, люди говорят, что это Вечерина несется на своем белом олене, украшенном цветными лентами.
- Дадим слово нашим ботаникам.
- Спасибо, ботаники.
Физкультминутка
- Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим животный мир Арктики.
- Ребята, на основе того, что мы узнали, какой можно сделать вывод?
- Сейчас слово предоставим экологам. Они расскажут о деятельности человека в Арктике.
- Что нужно сделать, чтобы не нанести Арктике непоправимый урон?
- Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с проблемами, возникшими в Арктике по вине человека, и предложили пути их решения.
Наши ученые хорошо поработали, мы познакомились с особенностями Арктики. Ответьте мне на вопрос:
- Изучить особенности этой природной зоны.
- В Арктике холодно.
- Ученые, которые изучают природу.
- Это облака.
- слушают учителя
- Заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает много птиц на гнездовья. Через весь остров с запала на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на побережье можно встретить редкую птицу- розовую чайку. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики –овцебык, завезённый в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
- Арктика-это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями омывающими Россию (Белое, Баренцево, море Лаптевых, Чукотское, Карское, Восточно-Сибирское), и островами (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, о-ва Врангеля).Арктика расположена в Арктическом поясе.
- Группа синоптиков выяснила, что климат - арктический, с долгой и суровой зимой, лето - короткое и холодное. Переходных сезонов в Арктической пустыне не существует, полярная ночь длится 179 суток, темнота которой несколько оживляется мерцанием звёзд, вспышками северного сияния и слабым светом луны. Полярная ночь сменяется полярным днём, продолжительность которого 186 суток.
Температура опускается до -60oC. Снег и лёд здесь сохраняются почти круглый год. По безмолвным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Лето короткое и холодное. Температура летом на морском побережье в июле+5?,+9? C, а в центре Арктики 0, -2oC. Погода часто бывает ясная, но холодная. Поэтому в разгар лета осадки выпадают в центральной Арктике и на побережье в виде моросящего дождя, тумана.
Группа ботаников. Пустыня лишена деревьев и кустарников. Есть небольшие изолированные участки с накипными лишайниками на горных породах, мхами, различными водорослями на каменистых грунтах .В условиях арктической пустыни встречаются некоторые виды цветковых растений: полярный мак, крупка, звездчатка, лисохвост альпийский, щучка арктическая, мятлик, лютик, камнеломка и др. Эти островки растительности выглядят как оазисы среди бесконечных льдов и снегов.
Самые выносливые лишайники имеют вид корочек или напоминают накипь на камнях. В Арктике растут мхи. Однако у них нет корней, а о листьях и стеблях можно говорить лишь условно.
- Зоологи
Суровый климат Арктики мало приспособлен для жизни животных, но здесь они тоже есть.
В арктических пустынях, на островах и побережье Северного Ледовитого океана гнездятся чайки, кайры, гагарки, тупики, чистики. Жизнь большей части обитателей арктических пустынь белых медведей, тюленей, моржей, нерп, гренландских китов - связана с морем.
Немногие животные могут похвастаться тем, что способны выжить лютой арктической зимой. Они ходят за своим медведем, который является поставщиком зимнего пропитания. Одна из них – белая чайка. У неё чисто белое оперение, чёрные ноги и небольшой, тёмный с желтизной клюв.
Кайры селятся на открытых горизонтальных карнизах скал, расположенных не ниже, чем 5-6 метров от уровня моря. Часто птица откладывает яйца на голую скалу. Яйцо кайры имеет грушевидную форму.
Гагарки и кайры имеют чёрно-белый наряд как у пингвинов. Такая окраска помогает потеряться в сумрачной глубине.Гренландские киты -тихоходные звери, которые не превышают 6-8 км/ч, ныряют они не очень глубоко. Своих детёнышей вскармливают молоком.
Белые медведи-символ Севера, самые крупные хищные звери. Длина тела белого полярного медведя бывает больше 3 м и весить может целую тонну. От холода его спасает толстый слой жира и белая шкура с густой тёплой шерстью. Даже подошвы его лап покрыты шерстью, что позволяет не скользить на гладком льду.
- Эти растения и животные приспособились к суровым условиям климата.
-
Экологи:
- Чем же занимаются люди в зоне Арктики? Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа манила сюда человека. Здесь ведётся промысел морских животных. Среди птиц особый интерес представляет гага, пухом. которой выстланы гнёзда. Производится сбор гагачьего пуха из покинутых гнёзд для производства одежды, которую носят полярные моряки и лётчики. Кроме того, люди стремились найти самый короткий путь из Атлантического океана в тихий, а этот путь лежит как раз через Северный ледовитый океан. К сожалению, в настоящее время природе нанесён большой ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России. Также загрязняется воды северных морей мусором, вредными веществами из проходящих судов. Люди задумались над тяжёлым положением этой зоны. Они взяли под охрану редких животных, уменьшили рыбную ловлю.
- Запретить охоту на редких животных
- Ограничить отлов рыбы
- Взять под охрану птиц и животных
- Бережно относиться к природным богатствам
5
Осмысление
- Как приспособились растения к суровым условиям Крайнего Севера?
- Что помогает выжить животным в Арктике?
В Арктике очень скудная растительность, животный мир очень удивителен и неповторим. Работают люди.
Решите кроссворд:
1. Растение полярной зоны.
2. Пища рыб северных морей.
3. Птица, откладывающая яйца на голые камни.
4. Это животное бывает добычей белого медведя.
5. Птица с необычным красным клювом.
6. Птица, которая носит « фрак».
7. Эти птицы собираясь на скалистых берегах, образуют “птичьи базары”.
- растут в защищённых от ветра местах;
- низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли);
- Толстый слой жира.
- Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.
- Широкие лапы у зверей.
- Окраска меха.
- Сезонные передвижения.
- Близость моря и пищи.
Решают кроссворд
1.лишайник
2. рачки
3.кайры
4. тюлень
5.тупик
6.пингвин
7.чайка
6
Закрепление
1. Работа с учебником в виде фронтального опроса.
Природная зона арктических пустынь
расположена....
.
В ледяной зоне растут какие растения?
В Арктике обитают какие животные?
Большое скопление птиц на скалах называют...
Арктический заповедник расположен
....
.
Какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?
Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
Как вы думаете. Почему они возникают?
Опасно ли пребывание человека в Арктике?
2. Работа в группах, составление пищевых цепей.
Водоросли-рачки-рыбы-птицы.
Водоросли-рачки-рыбы-белый медведь.
Водоросли-рачки-рыбы-тюлени.
7
Рефлексия
Подведение итогов урока
- Наше путешествие закончено. Скажите, почему человеку нужно охранять ледяную зону Арктики?
- Зачем создан заповедник на о. Врангель?
- Если вам всё было понятно поднимите зеленый смайлик
- понял, но не всё, то жёлтый смайлик
- ничего не понятно красный смайлик.
- Арктика является самой северной природной зоной. Уникальность этой зоны в том, что при столь низких температурах там богатый животный мир.
- Целью создания заповедника явилось сохранение и изучение типичных и уникальных экосистем островной части Арктики.
8
Организация домашнего задания
Выполнить задание в рабочей тетради
Записывают домашнее задание в дневники