* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИДНОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

КОНСПЕКТ

по развитию речи

на тему: Пересказ сказки «Лиса козёл»

(для детей подготовительной группы)

Составила:

воспитатель

Елисеева М. А.

г. Видное

2023г.

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

2. Способствовать развитию связной речи детей: выразительно передавать диалог лисы с козлом.

3. Учить использовать при пересказе образные художественные средства.

4. Учить подбирать определения к существительным.

5. Учить находить предмет по названным признакам.

6. Развитие и активизация словаря.

7. Развитие интонационной выразительности речи.

8. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, слушать друзей не перебивать друг друга.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова из текста сказки: «колодец», «зазевалась», «горюет», «коли хочешь», «насилу», «ложь».

Материалы: Картинки с изображением лисы, картинки с изображением козла, маска лисы, маска козла, иллюстрации к сказке.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и рак», «Лисичка сестричка и Серый волк», «Лисичкин хлеб», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др., беседы по прочитанным сказкам; разучивание физкультминутки; дидактические игры «Скажи по - другому». «Доскажи словечко», «Угадай героя».

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро ребята! Давайте поприветствуем друг друга!

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на нашей планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами!

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: А какие сказки вы уже знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! А хотите ли познакомиться ещё с одной русской народной сказкой?

Дети: Да!

Воспитатель: Чтобы узнать как она называется нужно отгадать загадки. Загадка первая, слушайте:

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Дети: Лиса!

Воспитатель: Правильно, дети, это лиса. (выставляю на мольберт картинку лисы).

Слушайте вторую загадку:

У кого бородка есть?

Кто капусту может съесть?

Всех рогами, если зол

Может забодать ...

Дети: Козёл!

Воспитатель: Верно! (выставляю на мольберт картинку козла).

Вы догадались, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомимся?

Дети: «Лиса и козёл».

Воспитатель: Дети, а какие еще сказки вы знаете, где главной героиней является лиса?

Дети: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и рак», «Лисичка сестричка и Серый волк», «Лисичкин хлеб», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

Воспитатель: Отлично ребята, молодцы! Как много сказок вы уже знаете! А сейчас, я вам предлагаю всем послушать русскую народную сказку: «Лиса и козёл» (воспитатель читает сказку, используя к ней иллюстрации).

Вопросы к детям:

- О ком рассказывается в этой сказке?

- Как она начинается? Как заканчивается?

- Как лиса попала в колодец?

- Какою показана лиса в сказке?

- А какой в сказке козел? Почему он такой?

- Почему козёл попал в тот же колодец?

- Как лиса выбралась из колодца?

- Чем закончилась сказка?

- Какие слова и выражения вам больше всего понравились?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас нам нужно немного отдохнуть!

Физкультминутка

Раз присядка, два присядка (приседание)

Вот звериная зарядка

Все зверята, как проснутся

Любят сладко потянуться (потягиваются)

И хвостами повилять (движения бедрами)

И за ушком почесать (имитация)

Спинку вытянуть, прогнуться (наклон с выпрямлением)

И три раза повернуться (повороты вокруг себя)

Ну а если будет мало (марш на месте)

Можно все начать с начала (прыжки на месте).

Воспитатель: Послушайте сказку внимательно ещё раз, потому что вы будете её пересказывать (воспитатель читает скаку ещё раз).

А сейчас я вам предлагаю рассказать сказку по очереди: Назар начинает, а Катя продолжает. И так по очереди.

Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания.

Воспитатель: Вы очень хорошо пересказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать?

Дети: Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. д.

Воспитатель: А какой была лиса? Какими словами можно сказать о ней?

Дети: Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая и т.д.

Воспитатель: А какой был колодец? Какими словами можно описать колодец?

Дети: Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий и т.д.

Воспитатель: Ребята, сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Скажи по - другому». Я буду вам читать выражения из сказки, а вы должны их назвать по - другому. То есть так, как вы их понимаете.

- на ворон зазевалась; (загляделась по сторонам)

- на силу отыскали; (с трудом, еле нашли)

- коли хочешь; (если есть желание)

- лиса горюет; (печалится)

- вон из колодца; (выпрыгнуть)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно поняли выражения и подобрали слова. Для вас у меня есть ещё задание! Нужно придумать рифму к предложению: «Ты, лисичка, где гуляла?»

Ответы детей.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, дети! Какое двустишие вам понравилось больше всего?

Дети: «Ты, лисичка, где гуляла?

На лужайке танцевала

Воспитатель: А сейчас давайте это двустишие мы повторим сначала громко, потом тихо и шёпотом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам разыграть сказку «Лиса и козёл» по ролям. Один из вас должен рассказывать сказку, второй – говорить за лису, а третий за козла. (Пересказывание сказки детьми, для опоры используются иллюстрации к сказке).

Итог занятия.

С какой русской народной сказкой вы сегодня познакомились?

Что вам больше всего запомнилось?

Какие герои были в этой сказке?

Какой лиса оказалась в сказке?

Чему нас научила эта сказка?

Список используемой литературы:

1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровай, Э.М. Дорофеевой. М. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2019.

2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 224с.

3. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник в детском саду» песни, игры, театрализованные представления.- М.: Линка-пресс, 2016.

4. Комарова Т. С. «Народное искусство» книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Российское педагогическое агентство, 2017.

5. Интернет ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi