УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВИДНОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
КОНСПЕКТ
по развитию речи
на тему: Пересказ сказки «Лиса козёл»
(для детей подготовительной группы)
Составила:
воспитатель
Елисеева М. А.
г. Видное
2023г.
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.
2. Способствовать развитию связной речи детей: выразительно передавать диалог лисы с козлом.
3. Учить использовать при пересказе образные художественные средства.
4. Учить подбирать определения к существительным.
5. Учить находить предмет по названным признакам.
6. Развитие и активизация словаря.
7. Развитие интонационной выразительности речи.
8. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, слушать друзей не перебивать друг друга.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова из текста сказки: «колодец», «зазевалась», «горюет», «коли хочешь», «насилу», «ложь».
Материалы: Картинки с изображением лисы, картинки с изображением козла, маска лисы, маска козла, иллюстрации к сказке.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и рак», «Лисичка сестричка и Серый волк», «Лисичкин хлеб», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др., беседы по прочитанным сказкам; разучивание физкультминутки; дидактические игры «Скажи по - другому». «Доскажи словечко», «Угадай героя».
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро ребята! Давайте поприветствуем друг друга!
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на нашей планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами!
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А какие сказки вы уже знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А хотите ли познакомиться ещё с одной русской народной сказкой?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы узнать как она называется нужно отгадать загадки. Загадка первая, слушайте:
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Дети: Лиса!
Воспитатель: Правильно, дети, это лиса. (выставляю на мольберт картинку лисы).
Слушайте вторую загадку:
У кого бородка есть?
Кто капусту может съесть?
Всех рогами, если зол
Может забодать ...
Дети: Козёл!
Воспитатель: Верно! (выставляю на мольберт картинку козла).
Вы догадались, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомимся?
Дети: «Лиса и козёл».
Воспитатель: Дети, а какие еще сказки вы знаете, где главной героиней является лиса?
Дети: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и рак», «Лисичка сестричка и Серый волк», «Лисичкин хлеб», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
Воспитатель: Отлично ребята, молодцы! Как много сказок вы уже знаете! А сейчас, я вам предлагаю всем послушать русскую народную сказку: «Лиса и козёл» (воспитатель читает сказку, используя к ней иллюстрации).
Вопросы к детям:
- О ком рассказывается в этой сказке?
- Как она начинается? Как заканчивается?
- Как лиса попала в колодец?
- Какою показана лиса в сказке?
- А какой в сказке козел? Почему он такой?
- Почему козёл попал в тот же колодец?
- Как лиса выбралась из колодца?
- Чем закончилась сказка?
- Какие слова и выражения вам больше всего понравились?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас нам нужно немного отдохнуть!
Физкультминутка
Раз присядка, два присядка (приседание)
Вот звериная зарядка
Все зверята, как проснутся
Любят сладко потянуться (потягиваются)
И хвостами повилять (движения бедрами)
И за ушком почесать (имитация)
Спинку вытянуть, прогнуться (наклон с выпрямлением)
И три раза повернуться (повороты вокруг себя)
Ну а если будет мало (марш на месте)
Можно все начать с начала (прыжки на месте).
Воспитатель: Послушайте сказку внимательно ещё раз, потому что вы будете её пересказывать (воспитатель читает скаку ещё раз).
А сейчас я вам предлагаю рассказать сказку по очереди: Назар начинает, а Катя продолжает. И так по очереди.
Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания.
Воспитатель: Вы очень хорошо пересказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать?
Дети: Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. д.
Воспитатель: А какой была лиса? Какими словами можно сказать о ней?
Дети: Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая и т.д.
Воспитатель: А какой был колодец? Какими словами можно описать колодец?
Дети: Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий и т.д.
Воспитатель: Ребята, сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Скажи по - другому». Я буду вам читать выражения из сказки, а вы должны их назвать по - другому. То есть так, как вы их понимаете.
- на ворон зазевалась; (загляделась по сторонам)
- на силу отыскали; (с трудом, еле нашли)
- коли хочешь; (если есть желание)
- лиса горюет; (печалится)
- вон из колодца; (выпрыгнуть)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно поняли выражения и подобрали слова. Для вас у меня есть ещё задание! Нужно придумать рифму к предложению: «Ты, лисичка, где гуляла?»
Ответы детей.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, дети! Какое двустишие вам понравилось больше всего?
Дети: «Ты, лисичка, где гуляла?
На лужайке танцевала!»
Воспитатель: А сейчас давайте это двустишие мы повторим сначала громко, потом тихо и шёпотом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам разыграть сказку «Лиса и козёл» по ролям. Один из вас должен рассказывать сказку, второй – говорить за лису, а третий – за козла. (Пересказывание сказки детьми, для опоры используются иллюстрации к сказке).
Итог занятия.
С какой русской народной сказкой вы сегодня познакомились?
Что вам больше всего запомнилось?
Какие герои были в этой сказке?
Какой лиса оказалась в сказке?
Чему нас научила эта сказка?
Список используемой литературы:
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровай, Э.М. Дорофеевой. М. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2019.
2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 224с.
3. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник в детском саду» песни, игры, театрализованные представления.- М.: Линка-пресс, 2016.
4. Комарова Т. С. «Народное искусство» книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Российское педагогическое агентство, 2017.
5. Интернет ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi