Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ (задержка психического и речевого развития), (старший возраст).
Тема: "Путешествие в весенний лес"
Цель: Развитие познавательных и сенсомоторных навыков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Совершенствовать сенсомоторные навыки.
Зак
реплять знания детей об
обитателей леса, обобщающие понятия «дикие животные», «насекомые».
Закрепить счёт от 1 до 10.
Коррекционно-развивающие:
1. Обогащать и развивать словарь по теме, развивать связную речь детей.
2. Развивать произвольное внимание, зрительную память и восприятие.
3. Формировать чувство ритма, координацию движений.
4.Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к природе.
2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
Оборудование:
Демонстрационный: предметные картинки (птицы средней полосы, насекомые); игрушки: старичок Лесовичок, ёжик, медведь, волк, лиса.
Раздаточный: цветы разного цвета; бабочки разного цвета; 2 овала синего цвета, разные по размеру; 2 желтхй круга, разного размера; доски Сегена; вкладыши Монтессори; тактильные мячики; разноцветные скрепки разного размера; прищепки разного цвета и размера; колокольчики разного размера; фломастеры; задание на листах «Найди дорожку к дому»; тубы из туалетной бумаги разного цвета с цифрами от 1до 10; конусы –крыши под цвет туб; 10 разноцветных медвежат (счетный материал).
Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений; отгадывание загадок; рассматривание картинок и иллюстраций про насекомых, птиц, животных леса; слушание голосов птиц, звуков дождя и т.д.; работа с прищепками, скрепками, количество и счёт от 1 до 10.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Учитель-дефектолог: Все мы любим путешествовать. Но сегодня мы отправимся в необычное путешествие, а в весенний лес. А для этого нам нужно позвать всех друзей. Давайте возьмем колокольчики.
-Динь-дон, динь-дон
Колокольчик звени!
Динь-дон, динь-дон
К нам друзей позови!
(Дети звенят колокольчиками то громко, то тихо.)
Учитель-дефектолог: (достает игрушку «Старичок-лесовичок»
-Ребята, к нам пришел старичок Лесовичок! Он говорит, что случилась беда. Наступила весна, а лес не просыпается. Давайте поможем разбудить цветы, зверей, птиц, насекомых.
2. Учитель-дефектолог: Тогда нам нужно отправиться на прогулку в лес.
-А на чем можно отправиться в лес? (Ответы детей).
А мы отравимся на не обычном, сказочном транспорте. Послушайте загадку и отгадайте на чем мы полетим.
На полу он тихонько лежит.
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт.
Разноцветный… (Ковер-самолет)
-Ребята, посмотрите, наш ковер самолет такой старый, что в нем образовались дыры. Давайте его починим.
Дидактическая игра «Почини ковер» с использованием досок Сегена.
3. Динамическая пауза:
Починили ковер- самолет,
(стучим кулак об кулак и говорим ТУК-ТУК)
И полетели с друзьями в полет.
(показываем крылья двумя руками и говорим Ж-Ж-Ж-Ж-Ж)
Над морями и лесами,
(круговые движения руками (говорим ВЖИК-ВЖИК))
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами и говорим УХ-УХ)
Облетели шар земной.
(обхватываем воображаемый шар. Говорим ВОТ ТАК)
Приземлились в лесу, весной.
(присели, показали большой палец и сказали ЗДОРОВО!)
4.Учитель-дефектолог: Вот мы и приехали в лес и попали на лесную полянку. Посмотрите сколько здесь бабочек!!!
-А бабочки это кто? (насекомые).
Каких насекомых вы еще знаете?
-Посмотрите, какие бабочки прилетели к нам!
-Сколько их?
-Какого они цвета? (красного, синего, зеленого, желтого).
Дидактическая игра: «Украсим бабочек».
(Дети украшают бабочки с помощью разноцветных скрепок разного размера)
Учитель-дефектолог: Давайте поместим бабочек на цветы.
Слушайте внимательно:
-Красные бабочки сядут на синий цветок, желтые – на красный, зеленые и синие - на желтый цветок.
(Дети размещают бабочек в соответствии с заданием).
5.Учитель-дефектолог: А теперь, чтобы разбудить весну, поиграем в игру:
Дидактическая игра: «Отгадай, что за птица».
Звонко капают капели (кап-кап-кап);
Птицы весело запели к нам тепло зовут:
Этапы работы:
Отгадывание загадки.
Показ картинки
(Учитель-дефектолог показывает картинки птиц и задаёт вопросы: Кто это? Как кричит?)
Затем дети повторяют за учителем-дефектологом слова и прохлопываю заданный ритмический рисунок)
Дятел – д-д-д-д-д;
Синица – тинь-тинь-тинь;
Ворона – кар-кар-кар;
Кукушка – ку-ку-ку;
Воробей – чик-чирик;
Сорока – ч-ч-ч-ч и др.
-Вот мы и разбудили птиц (слушание пение птиц)
6.Учитель-дефектолог:
-Весной часто светит солнце, но бывает и дождь.
-посмотрите на солнце, какой оно форма? (демонстрирует круг из картона)?
-А чего не хватает у солнышка? (лучей)
-Какого они цвета? (желтые)
- А сколько у нас тучек? Какого они цвета, размера, формы? (демонстрирует тучи овальной формы, синего цвета).
- А у тучек чего не хватает? (дождевых капель) Какого цвета? (синие)
Дидактическая игра с прищепками «Солнышко и тучки»
Дети прикрепляют на картонное изображение солнца и тучи прищепки соответствующего цвета.
7.Учитель-дефектолог: Ребята! Я нашла снежки. (В салфетки завернуты фигурки животных). Чтобы узнать, кого мы разбудим надо подуть на снежные комочки.
Дыхательная гимнастика: дети по разному дуют на снежки. А затем разворачивают салфетки.
- Кого мы разбудили? (медведя, ежа, зайца, лису.)
-Какие это животные? (дикие). А каких еще диких животных вы знаете? А почему они дикие?
8.Учитель-дефектолог: Ежик хочет с нами поиграть.
Игровой массаж рук и ног: Дети берут массажные мячи и под музыку выполняют упражнения.
9. Учитель-дефектолог:
-Посмотрите сколько разноцветных медвежат. Давайте их посчитаем (10).
- А теперь найдем каждому медвежонку дом.
Дидактическая игра «Засели домик»: Дети расставляют по порядку от 1 до 10 разноцветные домики - тубы и по цвету заселяют в них медвежат.
- А чего не хватает у домов? (крыш). Давайте починим дома. ( Дети выставляют крыши – конусы в соответствии номером дома (1-1,2-2 и т.д. или в соответствии с цветом).
10.Учитель-дефектолог:
-Посмотрите, ребята, мы всех разбудили и старичок Лесовичок, стал веселым и довольным.
- А нам пора возвращаться обратно.
-Но ковер самолет улетел и нам надо найти дорожку домой.
(Дети на раздаточных листах ищут дорожку из леса домой .)
Итог: Расскажите, что вам понравилось в весеннем лесу.
Список использованной литературы:
Катаева А.А.,
Стребелева
Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя––М.: «БУК-МАСТЕР»,
1993.–
191 с.
Кравцова А., Кукуруза А., Михайловская Н.
«Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями» «Сенсорные способности малыша»
Пилюга
Э.Г.
- «
Мозаика синтез»
Метиева
Л.А., Удалова Э.Я. Развитие
сенсомоторики
детей с
ограниченными возмож
ностями здоровья. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 192 с. — (Специальная психология.)
Янушко
Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3
года :
[метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] /
— М. : Из
дательство ВЛАДОС, 2018. — 351 с.