Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ (задержка психического и речевого развития), (старший возраст).

Тема: "Путешествие в весенний лес"

Цель: Развитие познавательных и сенсомоторных навыков.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Совершенствовать сенсомоторные навыки.

Зак

реплять знания детей об

обитателей леса, обобщающие понятия «дикие животные», «насекомые».

Закрепить счёт от 1 до 10.

Коррекционно-развивающие:

1. Обогащать и развивать словарь по теме, развивать связную речь детей.

2. Развивать произвольное внимание, зрительную память и восприятие.

3. Формировать чувство ритма, координацию движений.

4.Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к природе.

2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

Оборудование:

Демонстрационный: предметные картинки (птицы средней полосы, насекомые); игрушки: старичок Лесовичок, ёжик, медведь, волк, лиса.

Раздаточный: цветы разного цвета; бабочки разного цвета; 2 овала синего цвета, разные по размеру; 2 желтхй круга, разного размера; доски Сегена; вкладыши Монтессори; тактильные мячики; разноцветные скрепки разного размера; прищепки разного цвета и размера; колокольчики разного размера; фломастеры; задание на листах «Найди дорожку к дому»; тубы из туалетной бумаги разного цвета с цифрами от 1до 10; конусы –крыши под цвет туб; 10 разноцветных медвежат (счетный материал).

Предварительная работа чтение рассказов, стихотворений; отгадывание загадок; рассматривание картинок и иллюстраций про насекомых, птиц, животных леса; слушание голосов птиц, звуков дождя и т.д.; работа с прищепками, скрепками, количество и счёт от 1 до 10.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Учитель-дефектологВсе мы любим путешествовать. Но сегодня мы отправимся в необычное путешествие, а в весенний лес. А для этого нам нужно позвать всех друзей. Давайте возьмем колокольчики.

-Динь-дон, динь-дон

Колокольчик звени!
Динь-дон, динь-дон
К нам друзей позови!

(Дети звенят колокольчиками то громко, то тихо.)

Учитель-дефектолог (достает игрушку «Старичок-лесовичок»

-Ребята, к нам пришел старичок Лесовичок! Он говорит, что случилась беда. Наступила весна, а лес не просыпается. Давайте поможем разбудить цветы, зверей, птиц, насекомых.

2. Учитель-дефектологТогда нам нужно отправиться на прогулку в лес.

-А на чем можно отправиться в лес? (Ответы детей).

А мы отравимся на не обычном, сказочном транспорте. Послушайте загадку и отгадайте на чем мы полетим.

На полу он тихонько лежит.

И тепло моих ног сторожит.

Но отправиться может в полёт.

Разноцветный… (Ковер-самолет)

-Ребята, посмотрите, наш ковер самолет такой старый, что в нем образовались дыры. Давайте его починим.

Дидактическая игра «Почини ковер» с использованием досок Сегена.

3. Динамическая пауза:

Починили ковер- самолет,

(стучим кулак об кулак и говорим ТУК-ТУК)

И полетели с друзьями в полет.

(показываем крылья двумя руками и говорим Ж-Ж-Ж-Ж-Ж)

Над морями и лесами,

(круговые движения руками (говорим ВЖИК-ВЖИК))

Над горами и полями,

(делаем «брызгающие» движения пальцами и говорим УХ-УХ)

Облетели шар земной.

(обхватываем воображаемый шар. Говорим ВОТ ТАК)

Приземлились в лесу, весной.

(присели, показали большой палец и сказали ЗДОРОВО!)

4.Учитель-дефектолог: Вот мы и приехали в лес и попали на лесную полянку. Посмотрите сколько здесь бабочек!!!

-А бабочки это кто? (насекомые).

Каких насекомых вы еще знаете?

-Посмотрите, какие бабочки прилетели к нам!

-Сколько их?

-Какого они цвета? (красного, синего, зеленого, желтого).

Дидактическая игра: «Украсим бабочек».

(Дети украшают бабочки с помощью разноцветных скрепок разного размера)

Учитель-дефектологДавайте поместим бабочек на цветы.

Слушайте внимательно:

-Красные бабочки сядут на синий цветок, желтые – на красный, зеленые и синие - на желтый цветок.

(Дети размещают бабочек в соответствии с заданием).

5.Учитель-дефектолог: А теперь, чтобы разбудить весну, поиграем в игру:

Дидактическая игра: «Отгадай, что за птица».

Звонко капают капели (кап-кап-кап);

Птицы весело запели к нам тепло зовут:

Этапы работы:

Отгадывание загадки.

Показ картинки

(Учитель-дефектолог показывает картинки птиц и задаёт вопросы: Кто это? Как кричит?)

Затем дети повторяют за учителем-дефектологом слова и прохлопываю заданный ритмический рисунок)

Дятел – д-д-д-д-д;

Синица – тинь-тинь-тинь;

Ворона – кар-кар-кар;

Кукушка – ку-ку-ку;

Воробей – чик-чирик;

Сорока – ч-ч-ч-ч и др.

-Вот мы и разбудили птиц (слушание пение птиц)

6.Учитель-дефектолог: 

-Весной часто светит солнце, но бывает и дождь.

-посмотрите на солнце, какой оно форма? (демонстрирует круг из картона)?

чего не хватает у солнышка? (лучей)

-Какого они цвета? (желтые)

- А сколько у нас тучек? Какого они цвета, размера, формы? (демонстрирует тучи овальной формы, синего цвета).

- А у тучек чего не хватает? (дождевых капель) Какого цвета? (синие)

Дидактическая игра с прищепками «Солнышко и тучки»

Дети прикрепляют на картонное изображение солнца и тучи прищепки соответствующего цвета.

7.Учитель-дефектолог Ребята! Я нашла снежки. (В салфетки завернуты фигурки животных). Чтобы узнать, кого мы разбудим надо подуть на снежные комочки.

Дыхательная гимнастика: дети по разному дуют на снежки. А затем разворачивают салфетки.

- Кого мы разбудили? (медведя, ежа, зайца, лису.)

-Какие это животные? (дикие). А каких еще диких животных вы знаете? А почему они дикие?

8.Учитель-дефектолог: Ежик хочет с нами поиграть.

Игровой массаж рук и ног: Дети берут массажные мячи и под музыку выполняют упражнения.

9. Учитель-дефектолог:

-Посмотрите сколько разноцветных медвежат. Давайте их посчитаем (10).

- А теперь найдем каждому медвежонку дом.

Дидактическая игра «Засели домик»: Дети расставляют по порядку от 1 до 10 разноцветные домики - тубы и по цвету заселяют в них медвежат.

- А чего не хватает у домов? (крыш). Давайте починим дома. ( Дети выставляют крыши – конусы в соответствии номером дома (1-1,2-2 и т.д. или в соответствии с цветом).

10.Учитель-дефектолог:  

 -Посмотрите, ребята, мы всех разбудили и старичок Лесовичок, стал веселым и довольным.

- А нам пора возвращаться обратно.

-Но ковер самолет улетел и нам надо найти дорожку домой.

(Дети на раздаточных листах ищут дорожку из леса домой .)

Итог: Расскажите, что вам понравилось в весеннем лесу.

Список использованной литературы:

Катаева А.А.,

Стребелева

Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя––М.: «БУК-МАСТЕР»,

1993.–

191 с.

Кравцова А., Кукуруза А., Михайловская Н.

«Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями» «Сенсорные способности малыша»

Пилюга

Э.Г.

- «

Мозаика синтез»

Метиева

Л.А., Удалова Э.Я. Развитие

сенсомоторики

детей с

ограниченными возмож

ностями здоровья. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 192 с. — (Специальная психология.)

Янушко

Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3

года :

[метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] /

— М. : Из

дательство ВЛАДОС, 2018. — 351 с.