Конспект поисково-исследовательской деятельности
Ко Дню Космонавтики
«Бесконечность и далее»
Цель: систематизировать и расширить представления детей о космосе, Вселенной, с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития (ко Дню Космонавтики)
Задачи
Образовательные:
- уточнить и систематизировать знания о космосе, солнечной системе, полученные ранее;
- закрепить названия планет, их последовательное расположение в солнечной системе от Солнца;
- продолжить расширять словарный запас детей;
Развивающие:
- развивать творчество в двигательной деятельности, выполняя имитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, пластичность движений;
- познакомить детей с многообразием Вселенной;
- развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство гордости за страну, за героев - космонавтов;
- создать спокойную и доверительную атмосферу в группе;
- воспитывать умение регулировать эмоциональные реакции;
Оборудование:
- сказочный персонаж Звездочет?, настольная лампа, глобус, модель солнечной системы, аудиоматериалы, презентация о космосе, мольберты, листы бумаги, мелки; макет с изображением солнечной системы.
Предварительная работа:
- чтение художественных и документальных произведений про космос;
- заучивание стихов на космическую тему;
- просмотр фото и видео слайдов об освоении космоса, первом полете на орбиту, полете на луну;
- просмотр иллюстраций о космосе;
- дидактические игры и упражнения по теме занятия;
- создание творческих работ из разных материалов совместно с родителями и педагогами.
ХОД ИГРЫ
1.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам с вами прибыли непростые гости. Вы узнали их? (На полу перед детьми стоит ракета, а рядом с ней сидят две игрушечные собачки в космических шлемах.)
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же, это легендарные Белка и Стрелка. Сегодня они приглашают нас отправиться в космический полет.
Дети встают полукругом для беседы с педагогом
Воспитатель: Ребята какой праздник отмечают 12 апреля в нашей стране? слайд 1 (открытка – ко «Дню Космонавтики»)
Ответы детей.
Воспитатель: Да, верно, 12 апреля это День космонавтики. А кто такие космонавты? Что вы знаете об этом?
слайд 2 (космонавты)
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно, ребята. Это праздник космонавтов, а также всех людей, которые участвуют в создании и проведении космических полетов. Еще чей праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы уже так много знаете о космосе. Для чего нужны космические ракеты? Как вы считаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, ракеты нужны чтобы отправиться в космос. А как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах?
Ответы детей.
Воспитатель: А на самолете можно проверить, есть ли жизнь на других планетах. Он ведь тоже летает?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, самолеты для этого не подходят, так как они до космоса не долетают, до космических планет очень далеко!!! Вот ученые придумали космическую ракету - мощную, стремительную и сверхскоростную. Хочу напомнить вам, что ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королёва изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. Именно на его борту и находились наши гости – Белка и Стрелка.
слайд 3 (Белка и Стрелка)
Воспитатель: Эти отважные собачки совершили первый орбитальный космический полёт. После этого они удачно вернулись на Землю. Полет проходил на корабле «Спутник-5» и продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 кругов вокруг Земли. После этого в космос отправили первого человека. Ребята может быть кто-то знает, а кто был первым космонавтом?
слайд 4 (портрет Гагарина)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Он первый в мире человек, который совершил полет в космос.
слайд 5 (Гагарин на космическом корабле)
Воспитатель: Гагарин на космическом корабле-спутнике «Восток» облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все верно сказали. Космонавт должен быть здоровым, сильным, смелым, умным, выносливым, мужественным.
слайд 6 (космос)
Воспитатель: Мы много говорим о космосе. А что же такое космос? Космос – бесконечное пространство. Великое множество планет вращается вокруг звезд во Вселенной, но мы знаем о них не очень много. Они так далеко, что с Земли не вооруженным глазом мы их не видим. Многие из них можно увидеть в специальные, огромные телескопы. Ребята, а вам хотелось бы отправиться в полет чтобы узнать еще больше об этом огромном, до конца неизведанном мире под названием Вселенная?
Дети: Да, хотелось бы.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем мы отправимся вы узнаете, отгадав загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
слайд 7 (ракета)
2.СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «БЕСКОНЕЧНОСТЬ И ДАЛЕЕ»
Воспитатель: Значит мы отправимся в космическое путешествие на ракете, потому что самолет туда не долетит, а вселенная у нас огромная, даже, бесконечная. А наши гости Белка и Стрелка будут нам помогать. Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить правила поведения и безопасности. Слушаю вас.
Дети: Мы должны быть вежливыми, не ругаться, не драться, быть послушными, не прыгать, не скакать, не кричать, уважать и помогать друг другу.
Воспитатель: Хорошо. А теперь скажите, чтоб занять свои места в ракете, что нам нужно делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, нужно построить ракету, давайте составим стульчики в круг. Сегодня я буду командиром корабля, и вы все будите самыми главными моими помощниками. Ведь без вас ни я ни Белка со Стрелкой не справимся, и тем более ракета без экипажа не летает.
Командир экипажа(воспитатель)
Экипаж(дети)
Командир экипажа: Экипаж, надеть скафандры, шлемы, застегнуться.
Дети надевают воображаемые скафандры.
Командир экипажа: Перед долгим полетом нам нужно размяться. (динамическая пауза)
1)Динамическая пауза «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Полетаем на ракете.
На носочки поднимитесь,
Руки ниже опустились.
Раз, два, три потянись,
Вот летит ракета ввысь!
Ждут нас быстрые кометы
И полеты на планеты
На какую захотим,
На такую, полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет!
Командир экипажа: Прошу вас занять места в «ракете». Готовимся к взлету. А теперь начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1, ПУСК! Полетели!
Звук ракеты. Экипаж покачивается в такт музыке.
слайд 8 (невесомость)
Командир экипажа: Товарищи, мы уже в открытом космосе. Сообщите мне, как вы себя чувствуете?
Экипаж: Мы хорошо себя чувствуем.
Командир экипажа: что происходит в невесомости?
Космонавт : Здесь на нас не действует сила Земного притяжения, мы такие легкие.
Космонавт: Мы пребываем в состоянии невесомости.
Космонавт: Мы летаем и все предметы летают вокруг нас, наши тюбики с едой, капельки воды….
Командир экипажа: Экипаж! Вы готовы дальше продолжать полет? (Да, так точно!) Путь нам предстоит долгий, для того чтобы время пролетело незаметно, предлагаю нам поиграть. Кто проведет игру «Кольцо Сатурна»?
Командир экипажа: Игру проведет космонавт (имя ребенка). Готовы провести игру «Кольцо Сатурна» с экипажем?
Космонавт: Так точно, я готов провести игру с экипажем.
3)Игра «Кольцо Сатурна».
Космонавт: Мы будем передавать по кругу друг другу кольцо, пока звучит музыка. Тот, у кого окажется кольцо, когда музыка остановится, говорит слово на тему космос. Важно, чтобы слова не повторялись.
Члены экипажа называют Слова: Звездочет, космос, ракета, космонавт, спутник, планета, луноход, комета, метеорит, звезда, астероид, астроном, Гагарин, Венера, Юпитер, Марс, галактика, Плутон, млечный путь, Вселенная, Луна, кратер, Большая медведица…
слайд 9 (Неизвестная галактика)
Командир экипажа: Внимание! Внимание! Внимание! Уважаемые космонавты! Мы прибыли в неизвестную галактику, приземляемся на центральную планету. Прошу соблюдать дисциплину и правила поведения при выходе из ракеты.
Дети встают со стульчиков и следуют за воспитателем…
Звук лаянья собак.
Командир экипажа: Ребята Белка и Стрелка пытаются нам сказать, что в этой галактике случилась беда!!! Случилось большое несчастье! Планеты разлетелись по космосу! Их нужно срочно найти и вернуть на свои орбиты. Экипаж мы должны помочь. Прошу вас найти все планеты и правильно расставить в Солнечной системе.
Дети берут лежащие по группе модели планет,
называют их отличительные особенности и прикрепляют согласно схеме.
слайд 10 (Солнечная система)
4)Упражнение «Правильно расставить планеты солнечной системы»
1.Меркурий – самая маленькая, самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная.
2.Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки.
3.А это наша планета Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
4.Марс — красная планета, на ней большое количество железа и она покрыта красным песком, единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.
5.Юпитер — самая большая планета Солнечной системы, на ней нет твердой поверхности, она состоит из ядовитых газов, ее называют «газовым гигантом»
6.Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами, которые состоят из ледяных глыб и камней
7.Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
8.Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.
Командир экипажа: какие вы молодцы. Все правильно расставили. Так сколько же планет в солнечной системе? (ответ: 8 планет) Но на протяжении десятилетий считалось, что существует и 9 планета СС. Какая это планета?
Космонавт: Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало известно о ней.
Командир экипажа: Действительно, друзья! Аркадий Хайт сочинил стишок –подсказку. Кто может рассказать?
Космонавт: Я помню этот стих.
6)Стих А.Хайт «Планеты»
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Командир экипажа: Спасибо, (имя ребенка) за стих! Вы, наверное, устали, давайте присядем на стулья и продолжим нашу беседу. На этой планете живут веселые гуманоиды. На кого они похожи.
Дети садятся на стулья.
слайд 11 (Жители неизвестной планеты)
Командир экипажа: Экипаж кажется эта планета обитаема. На этой планете живут веселые гуманоиды. На кого они похожи?
Ответы детей.
(звучат неразборчивые звуки)
Командир экипажа: Кажется, наши новые друзья хотят знать откуда мы прибыли. Давайте им расскажем.
слайд 12 (Планета Земля)
Космонавт: Наша планета –Земля. Это единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. Моря и океаны на Земле занимают так много места, что планета из космоса видится голубой.
Командир экипажа: Скажите, какую форму имеет наша планета?
слайд 13
Космонавт: В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Но были и такие смельчаки, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как диск, она круглая как шар.
(звучат неразборчивые звуки)
Командир экипажа: Жителям планеты очень понравился ваш рассказ. Но, кажется они немного устали, столько всего у них произошло за день.
(звучат лаянье собак)
Командир экипажа: Кажется, Белка и стрелка хотят нам что-то показать. Надо же, они решили для начала загадать нам загадку.
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (Телескоп)
Командир экипажа: Экипаж, а кто-нибудь знает, что такое Телескоп, и для чего он нужен?
Ответы детей.
Командир экипажа: Верно. Телескоп – астрономический прибор для наблюдения за звездами и планетами. Давайте посмотрим на экран, где много интересного о Звездах.
Космонавты садятся на стулья.
Командир экипажа: Прежде чем смотреть на Звезды, мы сделаем гимнастику, но не простую. Гимнастика будет для наших глазок, что бы они всегда отлично видели.
А теперь сядьте удобно, выпрямите спину. Гимнастику выполняем только глазами.
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)
слайд 14-20 (Звезды и созвездия)
Командир экипажа: Посмотрите на волшебный экран. На ночном небе можно увидеть Звезды и Созвездия. Назовите Созвездия, если вы их знаете.
Космонавты:
1.Это Большая Медведица, она похожа на большой ковш.
2.Это Созвездие Малой Медведицы, его называют ещё Малым Ковшом.
3.Это созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По легенде, Геркулес был очень сильным и храбрым. У него была дубинка, с помощью которой он победил Льва.
4.А это созвездие Льва. Того самого, которого победил Геркулес.
5.Вот мы видим на небе «большой квадрат» Пегаса. Это такой крылатый волшебный конь.
6.Это созвездие с необычным названием – Кассиопея. Кассиопея – имя царицы.
7.Созвездие Дракон расположен между созвездием Большой и малой Медведицы.
(звучат лаянье собак)
Командир экипажа: Да, Белка и Стрелка явно довольны тем как проходит наш полет. Звезды увидеть мы смогли, и галактике помочь. Однако, они говорят что нам уже пора возвращаться. Экипаж! Вы готовы к возвращению на Землю?
Экипаж: Да, мы готовы!
Командир экипажа: Прошу проверить скафандры и занять места в ракете. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1, ПУСК!
Звук ракеты. Звучит космическая музыка
слайд 21
Командир экипажа: Экипаж обратите внимание на иллюминатор. Что вы видите?
Дети смотрят на слайд - на изображение Луны
Космонавты: это Луна, Спутник Земли.
Командир экипажа: Верно. Посмотрите, какая у нее поверхность?
Ответы детей.
Командир экипажа: Верно ребята. И вот мы приземляемся на нашу планету. Мы, вернулись домой. УРРРААА!
2) Релаксация «Космос». Рефлексия.
Звучит космическая музыка
Командир экипажа: После такого полета вам нужно отдохнуть и расслабиться. Ложитесь на коврик поудобнее, закройте глаза и представьте: мы находимся в невесомости, мы плавно поднимаемся и летим. Мы летим над земным шаром. Пролетаем над густыми лесами, над полями, лугами. Посмотрите, какие голубые ленточки внизу – это реки, а вот и моря, и озера. Подлетаем к луне, облетаем ее вокруг, летим над кратерами и впадинами. Возвращаемся к земле. Летим морем, теплое солнышко нас согревает, а ветерок приятно щекочет кожу. Мы возвращаемся в наш сад, в группу. Медленно открываем глазки.
Садимся на стульчики. В память о нашем путешествии я вам предлагаю нарисовать космические тела необычным способом – техникой набрызг.
3.ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
в конце дети показывают работы гостям, выполненные в технике «Набрызг»
4.РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, Белка и Стрелка говорят вам огромное спасибо за путешествие. Скажите, что вам запомнилось на этом полете? Какое у вас настроение? Что бы вы хотели сделать, чтобы запечатлеть увиденное? Что понравилось? О чем бы вы хотели рассказать родителям? Наши гости прощаются с нами и улетают на своей ракете, в вновь покорять просторы галактики. Давайте скажем им до свидания.