Конспект профилактического занятия «Моя безопасность в Интернете»
Автор: Бакаева Анастасия Юрьевна, педагог-психолог КГОБУ «Елизовская школа №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Краткое описание мероприятия: Данное профилактическое занятие поможет подросткам осознать и не стать жертвой мошенников и в дальнейшем не попадать в неловкие ситуации. Для того, чтоб ответить на интересующие вопросы обучающихся были предложены различные упражнения, направленные на формирование у подростков навыков безопасного поведения в интернете. В конце занятия почти все обучающиеся отмечают, что узнали много нового и интересного об Интернете, о его возможностях и опасностях, о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы пользование этой сетью было безопасным.
Форма проведения занятия – групповая, где количество участников - от 6 до 25 человек.
Продолжительность занятия составляет 60 минут. Ведущий занятия – психолог.
Целевая аудитория: в возрасте от 12 до 16 лет.
Цель: формирование у подростков навыков безопасного поведения в интернет – пространстве, профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи:
информирование подростков об опасностях и потенциальных угрозах, исходящих из Интернета;
профилактика интернет - зависимости, а также совершения правонарушений в
сети интернет;
разработать нормы и правила поведения детей в сети Интернет;
развитие коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения;
сформировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности.
Материалы и оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой),
раздаточный материал по количеству воспитанников: листы А4 (по количестку участников), цветная бумага - (3-4 набора), разрезной цветной материал для упражнения – стикеры по 5 шт. зеленого и красного цвета на каждого участника, а также разрезные предложения для занятия, карандаши (набор на каждого воспитанника), фломастеры (набор на каждого уачстника), ручки (по 2 шт. на каждого обучающегося), магнитная доска.
Структура занятия:
1) вводная часть: приветствие, включение в работу группы, выявление готовности к работе у участников.
2) основная часть: информационная составляющая, упражнения, физ.минутка.
3) заключительная часть: мозговой штурм, получение обратной связи в виде небольшого упражнения, выражение подростками своих эмоций.
Ход мероприятия:
Вводная часть:
Психолог:
- Добрый день, друзья. Я очень рада нашей встрече и приглашаю вас на интересное занятие.
Я желаю вам, ребята, чтобы вы работали сегодня коллективно,
решали проблемы оперативно,
отвечали на вопросы доказательно,
делали при этом все старательно,
И тогда открытия на лесенке знаний будут ждать вас обязательно.
- А сейчас я попрошу вас продолжить четверостишие:
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну, конечно……
(здесь педагог делает паузу, чтобы дети могли хором сказать: «в ИНТЕРНЕТЕ»!).
- У каждого ребенка есть право на информацию, об этом говорится в ст. 13 Конвенции о правах ребенка: «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».
Основная часть:
Психолог:
Как вы думаете, так ли безопасен Интернет или всё – таки полезен?
(
выслушать
ответы
детей
)
- А может ли Интернет стать безопасным? Ответить на этот вопрос мы попробуем и в конце нашего занятия.
Упражнение № 1. «Встаньте все те, кто…»:
является
пользователем
Интернета
?
у кого есть своя страничка в социальных сетях?
много времени проводит в социальных сетях?
у кого друзей в соц. сетях больше, чем в реальной жизни?
использует Интернет, чтобы узнать что-то новое, интересное о мире и людях?
считает, что Интернет – это свободное
пространство, в котором по своему усмотрению можно делать все, что пожелаешь?
у кого были какие-либо неприятные случаи, связанные с Интернетом?
считает, что Интернет приносит вред физическому здоровью?
считает, что Интернет приносит вред психическому здоровью?
Итак, многие из вас являются активными пользователями Интернета. Переходим к следующему упражнению.
Упражнение № 2. «Информационный светофор»
Пояснение:
Участники получают раздаточный материал - по 5 красных и зеленых стикеров.
Психолог объявляет задание: на стикерах зеленого цвета запишите, какую информацию вы с легкостью можете выложить в Интернет (например, имя, пол, возраст и т.д.), а какой информацией вы бы не хотели поделиться в Сети (например, адрес, телефон и т.д.).
После этого психолог записывает на доске виды персональных данных и обсуждает их с группой по следующим вопросам:
Давайте посмотрим, какой вид персональных данных набрал больше всего зеленых/красных стикеров? Почему? (выслушать ответы детей)
Какой информацией мы делимся более/менее охотно? Почему? (выслушать ответы детей).
Психолог:
Спасибо. Вы назвали много аргументов, т.е. ориентируетесь в
данном
вопросе
. Интернет, конечно, очень интересная и полезная вещь, но он должен быть еще и безопасным!
Физкультурная минутка «Собери рукопожатия» (2 мин.)
Психолог объявляет очередное задание:
Сейчас предлагаю вам в течение 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей.
Психолог:
Кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник психологический дискомфорт?
Чем
он
был
вызван
?
(
выслушать
ответы
детей
)
Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Подумайте и скажите, сколько информации про человека мы можем узнать от Ника или интернет-друга?
(
выслушать
ответы
детей
)
Вывод о проведённой беседе: Рукопожатие собеседника может многое рассказать о нем, как и ваше поведает о вас. Научитесь моментально, по простому рукопожатию, распознавать, с кем вы имеете дело! Эта информация уже позволяет сделать первые выводы о том, кто перед вами. Чтобы знать точно, вам потребуется больше деталей, поэтому дополните первое впечатление новыми сведениями, появляющимися по мере развития ваших отношений.
Упражнение №3. Выработка правил поведения в Интернете
Психолог:
Итак, давайте разработаем правила поведения в сети Интернет.
Закончите
предложение
:
1. Помните о том, что в интернете общаемся так, как и в реальности – соблюдаем нормы воспитанного человека.
2. Позаботьтесь об антивирусной защите своего компьютера.
3. Никогда не показывайте свои личные данные.
4. Всегда помните, что незаконное копирование продуктов труда других людей (музыки, игр, программ и т.д.) считается плагиатом (умышленное присвоение авторства чужого произведения).
5. Думайте прежде, чем открывать файлы, присланные от неизвестных вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с нежелательным содержанием.
6. Не верьте всему, что вы видите или читаете в Интернете. При наличии сомнений в правдивости какой-то информации следует обратиться за советом к взрослым.
7. Запомните: Интернет - друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают. Поэтому вы не должны встречаться с интернет-друзьями лично один на один.
Психолог:
Еще раз напоминаю вам, что нужно соблюдать правила собственной безопасности - нельзя давать информацию о себе чужим людям и не встречаться с незнакомцами.
Упражнение № 4. «Мозговой штурм»
Психолог:
Ребята, а давайте попробуем ответить на вопрос, который прозвучал в начале нашего занятия. Для этого мы разделимся с вами
на три команды: «Польза», «Вред», «Опасности» Интернет - сети.
Пояснение:
Командам выдаются листочки, можно разноцветные: жёлтого цвета («Польза»), голубого цвета («Вред»), красного цвета («Опасность»); полученные результаты можно развесить на магнитной доске. Если нет доски, то можно зачитать и посмотреть в какой колонке будет больше вариантов ответов. Психолог на доске записывает ответы каждой команды.
Психолог:
Мошенничество в интернете - один из видов
киберпреступления
, целью которого является обман пользователей. Если, к примеру, чтобы скачать картинку или МР3 мелодию, требуется отправить СМС - не стоит спешить. Сначала необходимо проверить этот номер в Интернете - безопасно ли отправлять на него СМС, и не обман ли это. Проверить номер можно на специальном сайте. Часто, таким образом, мошенники снимают деньги со
счета мобильного телефона - при этом услуга, которую они предлагают, является лишь уловкой, чтобы вас ограбить.
Заключительная часть.
Упражнение № 5. Игра «Билет на выход».
Раздаточный материал: карточки - предложения, состоящие из двух частей.
Пояснение:
Ребятам раздаются «Билеты на выход». У каждой группы свой цвет.
Задание:
Предлагаю вам собрать предложения из частей:
Не поддавайтесь навязчивым рекламам и не заходите на
подозрительные
незнакомые
сайты.
Не выкладывайте свои личные
данные
и
данные своих близких.
Не открывайте все сайты подряд, «ходите» по интернету с определённой целью.
Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
Психолог:
Зачитайте,
что
у
вас получилось. И скажите, согласны ли вы с этим утверждением
(выслушать ответы детей)
Давайте еще раз закрепим правила безопасности в Интернете:
никогда нельзя рассказывать личную информацию о себе незнакомым людям - адрес дома, школы, номер телефона.
не стоит отправлять свои фотографии, фото своей семьи и друзей незнакомым людям; они могут использоваться для создания подставных страничек в социальных сетях и на сайтах знакомств, для шантажа и угроз.
Молодцы! Думаю,
что
зная правила пользования интернетом, вы будете более защищёнными в виртуальном мире, т.е. обеспечите себе безопасность, в
т.ч
. и преступных посягательств в отношении вас.