* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {color: #622423; font-weight: bold;} h2 {color: #943634; font-weight: bold;} h3 {color: #943634; font-weight: bold;} h4 {color: #943634; font-weight: bold;} h5 {color: #943634; font-weight: bold;} h6 {color: #943634;} h7 {color: #943634;} h8 {color: #C0504D;} h9 {color: #C0504D;} .Заголовок 1 Знак {color: #622423; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 2 Знак {color: #943634; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 3 Знак {color: #943634; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 4 Знак {color: #943634; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #943634; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 6 Знак {color: #943634; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #943634; font-style: italic;} .Заголовок 8 Знак {color: #C0504D; font-style: italic;} .Заголовок 9 Знак {font-size: 10pt; color: #C0504D; font-style: italic;} .caption {font-size: 9pt; color: #943634; font-weight: bold;} .Title {font-size: 24pt; color: #FFFFFF;} .Название Знак {font-size: 24pt; color: #FFFFFF; font-style: italic;} .Subtitle {font-size: 12pt; color: #622423;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt; color: #622423; font-style: italic;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {color: #C0504D; font-weight: bold; font-style: italic;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Quote {color: #943634;} .Цитата 2 Знак {font-size: 10pt; color: #943634;} .Intense Quote {color: #C0504D; font-weight: bold;} .Выделенная цитата Знак {font-size: 10pt; color: #C0504D; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Emphasis {color: #C0504D; font-style: italic;} .Intense Emphasis {color: #FFFFFF; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Reference {color: #C0504D; font-style: italic; font-variant: small-caps;} .Intense Reference {color: #C0504D; font-weight: bold; font-style: italic; font-variant: small-caps;} .Book Title {color: #943634; font-weight: bold; font-style: italic; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .TOC Heading {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Без интервала Знак {}

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

ясли – сад комбинированного вида

«Солнышко» г.Стаханова

Спортивное развлечение

«Мы ребята азачата»

Подготовили воспитатели:

Ильященко Л.А.

Дорофеева О.В.

г. Стаханов

2024г.

Конспект спортивного развлечения

«Мы ребята азачата».

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

Образовательная:

-укреплять нравственные основы посредством ознакомления с историческим наследием казаков Луганщины;

- продолжать работу по ознакомлению дошкольников с бытом казачества Луганщины;

-посредством казачьих игр знакомить с предметами, играющими определенно-важную роль в жизни казаков.

Развивающая:

-развивать двигательные умения и навыки у дошкольников, творческие способности.

Воспитательная:

-формировать патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству;

- прививать любовь к малой Родине, чувство гордости за неё;

- формировать казачий дух, казачью доблесть, которая соединяет в современной личности гражданственность, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, военное мастерство, волю к победе.

Оборудование: нагайки (атрибут изготовлен воспитателем по количеству детей ), мешочки с песком (по 2 на каждого ребёнка), обручи (2шт.), овощи для ухи (2 набора - картофель, морковь, лук, мешочек с крупой , атрибут рыба, мешочек с солью), казан (2 шт), ложки деревянные большие (2 шт), аудиозаписи.

Действующие лица: Атаман (казачка). 

Предварительная работа: чтение донских рассказов и сказок; рассматривание иллюстраций и картин художников о природе, о казачьем быте, казачьих атрибутах, о значении лошади в жизни казака, заучивание считалок, разучивание народных казачьих игр.

 

Ход занятия:

(Выход с перестроениями в две команды под песню:

«Эх, казаченьки!» в исполнении казачьего хора)

Атаман: Здорово дневали, казаки и казачки! Вы родились на прекрасной Луганской земле, которая овеяна славой и прославлена подвигами наших предков – казаков Луганщины. Память об этом, а также вера православная, которую мы должны хранить и приумножать, преданность родному краю – всё это придает силу казакам. Вы ребята наследники традиций казаков, стражей земель Луганщины – того места где мы живем.

Я сегодня буду вашим Атаманом. А мои верные помощники, Есаулы – будут во главе отрядов. Ну- ка, казаки и казачки! Буйные головушки, румяные щечки! Покажите нам казачата свою удаль молодецкую, силу свою и ловкость и, конечно - же смекалку – без нее казаку нельзя. Соревноваться у нас сегодня будут два отряда:

«Удалые казачата»

«Юные казачата»

Посмотреть и оценить вашу силу и ловкости собралось жюри: ….. . Люди славные, достойные дети своих отцов.

Атаман: Представьте Есаулы свои отряды. В чем же сила сильная? Расскажите, хлопцы.

Приветствие отрядов:

Команда «Удалые казачата»:

А девиз у нас таков:

Славить долю казаков!

Наших дедов и отцов –

Смелых, добрых молодцов!

Песни петь, поля пахать,

В дело шашками махать!

Справим всё – что людям нужно,

И придём к ПОБЕДЕ дружно! 

Команда «Смелые казачата»:

Мы отважные ребята,

Дуг за друга мы горой,

И сегодня казачатам

Предстоит нелёгкий бой.

Но противнику докажем,

Что не очень он и страшен,

Мы всегда стоим на страже,

И ПОБЕДА будет наша.

Атаман: По казачьему обычаю, как водиться, вечера без игр и танцев не обходятся. Прежде чем начать наши соревнования казакам нужно немного размяться, разминка . Расскажите что такое нагайка?

Ребенок отряда «Удалые казачата»: Нагайка один из символов казачества, с которым казак никогда не расставался. В умелых руках, инструмент для управления лошади, превращался в грозное оружие. Нагайка является обязательной принадлежностью для казака.

Атаман: Правильно.

(Разминка под аудиозапись песни : «Русская рать»)

Атаман: Молодцы! Набрались силушки богатырской. А мы с вами знаем, что любят казаки придерживаться своих казачьих заповедей. Прежде чем начать игру, напомните мне казачьи заповеди:

«Погибай, а товарища выручай»

«Честь и доброе имя для казака дороже жизни»

«Держи слово. Слово казака дорого»

«Чти старых, уважай старших»

«Береги семью свою. Служи ей примером»

«По тебе судят обо всём казачестве и народе твоём»

(Заповеди команды проговаривают поочередно)

Атаман: Молодцы! Знаете вы казачьи заповеди! Загадаю вам загадку:

Крепка, звонка да отточена,

Кого поцелует, тот с ног долой.

Дети: Казачья сабля, она у казаков называлась шашкой.

Атаман: Верно! А кто мне расскажет про шашку?

Ребёнок отряда «Юные казачата»: Это колющее оружие, имеющее довольно длинный клинок. Оно применялось в бою и служило атрибутом военного одеяния. Шашка имела деревянные ножны, обтянутые кожей. Без преувеличения можно утверждать, что шашка - лучшее рубящее оружие в мире.

Атаман: Молодцы! Давайте и поиграем в игру «Передай шашку».

Эстафета «Передача шашки»

совершенствовать двигательные навыки: быстроту движения, выносливость. Развивать умение приема и передачи предмета. Воспитывать волевые качества – смелость, коллективизм, ответственность за свою команду.

Оборудование: шашки детские (2 шт.)

Ход игры: Отряды выстроены в две ширенги друг против друга, у Есаулов в руках по шашке. По свистку Атамана есаулы начинают передачу шашки рядом стоящему, держа её вертикально. Последний, получая шашку, бежит и становиться первым, и начинает передачу. И так до тех пор, пока Есаул не вернется на своё место. Выигрывает отряд, все участники которого первыми пройдут эстафету.

Правила игры: Передача шашки в повороте: повернулись вправо шашку взяли, поворот влево - шашку передали.

Атаман: Молодцы, справились с бравым делом! Слушайте следующую мою загадку:

Шесть ног, две головы, один хвост.

Дети: Всадник на коне.

Атаман: Правильно! Расскажите о роли коня в жизни казака.

Ребенок отряда «Удалые казачата»: С детства маленькие казачата привыкали к коню. Им поручали кормить и купать в реке коня. Учились казачата ездить на конях верхом в седле и без седла, осваивали джигитовку – быстрая езда верхом. Любимым занятием всех казачат было ночное, это выпас коней ночью. Там возле костра казачата с любопытством слушали рассказы старших казаков о своей службе по защите Родины.

Атаман: Теперь мы посмотрим, как вы можете коня оседлать. Да не забудьте: «Не хвались, когда на коня садись, а только когда слазишь!». Казак без коня, как солдат без ружья! Пришла пора показать воинскую сноровку – начинаем джигитовку. По коням!

Эстафета «Конные скачки»

Цель: закрепить навыки бегать галопом, развивать внимание, учить действовать по сигналу, развивать воображение, подражание; воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: лошади на палке (2 шт.), конусы (4шт.), ориентиры с флажками (2шт.).

Ход игры: Дети выстраиваются в две ширенги, держа лошадь в поводу (в руке согнутой в локте на уровне груди). По сигналу Атамана, Есаулы садятся на лошадь и двигаются вперёд прямым галопом объезжая препятствия (конусы), оббегая флажок возвращаются и передают рукой эстафету следующему участнику. Участник, получивший эстафету, садится на лошадь и проходит эстафету. Выигрывает отряд, все участники которого первыми пройдут эстафету.

Атаман: Вы посмотрите, они какие! Быстрые и ловкие, умелые!

Атаман: Молодцы ребята! А какие пословицы вы знаете?

Казак без коня - что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казаку конь себя дороже.

Казак из пригоршни пообедает, на ладони пообедает.

Без атамана казак сирота.

(Пословицы команды проговаривают поочередно)

Атаман: Много знаете пословиц. Казачата с 6 лет уже умеют сбить с дерева птицу или белку.

Казацкие забавы совсем нелегки, покажем, какие вы меткие стрелки.

Эстафета «Меткие стрелки»

Цель: развивать двигательные способности, глазомер.

Оборудование: корзины для мешочков(2 шт.), мешочки(по количеству детей), корзины для метания (2 шт).

Предварительная работа: учить бросать мешочки в корзину от плеча.

Ход игры: Дети выстраиваются в две шеренги. Рядом с каждым отрядом корзины с мешочками. На расстоянии 3 метров от линии старта, корзины для попадания. Дети по очереди берут по мешочку с песком, метают в корзину, стараясь в неё попасть, метнув, уходят в конец отряда. Выигрывает отряд, в чьей корзине окажется больше мешочков.

Атаман: Молодцы! Какие ловкие да быстрые. Если казаки у нас скакали верхом на лошади, то казачки ездили на повозке, и случалось, что колесо на повозке ломалось. И тогда приходилось казакам чинить колесо на повозке. Так давайте же поможем починить повозку. Эстафета так и называется «Почини колесо на повозке»

Эстафета «Почини колесо на повозке»

Цель: обогащать двигательный опыт детей с обручем, развивать у детей ловкость, быстроту, координацию движений, воспитывать целеустремлённость, настойчивость, ответственность при выполнении коллективных действий.

Оборудование: обручи (2 шт.), ориентиры (2 шт.).

Ход игры: Дети выстраиваются в две шеренги. Есаул получает колесо – обруч. По команде Атамана начинается эстафета. Есаул прокатывает обруч до ориентира и обратно, передаёт следующему участнику эстафету (обруч). Выигрывает отряд, все участники которого первыми пройдут эстафету.

Атаман: Ловкие у нас казаки, да и казачки тоже не лыком шиты. Устали от починки, разбили привал, решили казаки на привале уху наварить.

5.Эстафета «Навари ухи»

Цель: учить понимать поставленные задачи, работать в команде, развивать внимание, ловкость посредством игровой деятельности

Оборудование: компоненты для ухи (2 набора), корзина (2 шт.), деревянные ложки большие (2 шт.), корзины (2 шт.).

игра

:

 Отряды выстраиваются в две

ширенги

. Возле каждого отряда стоит корзина с компонентами для ухи (картофель, лук, морковь, рыбка, мешочек с крупой, мешочек с солью) и большая деревянная ложка. На расстоянии 3 метров напротив отрядов стоят казаны на треноге. По сигналу Атамана начинается эстафета. Дети в деревянной ложке по очереди переносят компоненты ухи, кладя компонент в корзину, после чего возвращаются к отряду. Передают эстафету (деревянную ложку) и становятся в конец отряда. Выигрывает отряд, который первыми закончит эстафету.

Атаман: Ухи наелись, хорошо бы на привале загадку отгадать.

Лихо на коне

казак сидит

На плечах – бурка.

На поясе – шашка,

Что на голове за шапка

Из меха барашка?

Дети: Папаха.

Атаман: Правильно «папаха». Расскажите мне о папахе.

Ребёнок отряда «Юные казачата»: Папаха- это не просто шапка, задача которой только сохранять тепло. У казаков ходит поговорка, что две самые важные вещи казака - это шашка и папаха. Снимать папаху казаку разрешено только в особых случаях.

Атаман: Молодцы и это вы знаете. Мы с вами знаем разные игры с папахой. И играть будем.

Народная казачья игра «Папаха для друга»

Цель: продолжить знакомить детей с народными играми; развивать ловкость в движении, выносливость и быстроту; воспитывать чувство потриотизма через подвижные народные казачьи игры.

Оборудование: папаха.

Ход игры: На площадке играющие стоят, образуя круг, за кругом в папахе ходит ребёнок выбраный считалкой, все дети говорят слова

«Ты лети, лети папаха,

Ты лети, лети вперёд.

У кого папаха будет,

Вокруг круга пусть идет!»,

С последними словами водящий надевает одному из играющих на голову папаху. Тот, заметив это, убегает в противоположную сторону, и они оба бегут в разные стороны по кругу, занимая место. Кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому одеть папаху. 

Хорошие растут у нас казачата, ловкие, умелые. Но время пришло казачьи забавы заканчивать. Нам всем хочется узнать: кто стал победителем наший казачьих игр.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение детей.

Атаман:

Казачьи забавы всем на славу!

Нам жить без них никак нельзя

Мы говорим вам до свидания,

До новых праздников, друзья!