Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
ясли – сад комбинированного вида
«Солнышко» г.Стаханова
Спортивное развлечение
«Мы ребята -казачата»
Подготовили воспитатели:
Ильященко Л.А.
Дорофеева О.В.
г. Стаханов
2024г.
Конспект спортивного развлечения
«Мы ребята -казачата».
Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.
Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.
Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.
Задачи:
Образовательная:
-укреплять нравственные основы посредством ознакомления с историческим наследием казаков Луганщины;
- продолжать работу по ознакомлению дошкольников с бытом казачества Луганщины;
-посредством казачьих игр знакомить с предметами, играющими определенно-важную роль в жизни казаков.
Развивающая:
-развивать двигательные умения и навыки у дошкольников, творческие способности.
Воспитательная:
-формировать патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству;
- прививать любовь к малой Родине, чувство гордости за неё;
- формировать казачий дух, казачью доблесть, которая соединяет в современной личности гражданственность, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, военное мастерство, волю к победе.
Оборудование: нагайки (атрибут изготовлен воспитателем по количеству детей ), мешочки с песком (по 2 на каждого ребёнка), обручи (2шт.), овощи для ухи (2 набора - картофель, морковь, лук, мешочек с крупой , атрибут рыба, мешочек с солью), казан (2 шт), ложки деревянные большие (2 шт), аудиозаписи.
Действующие лица: Атаман (казачка).
Предварительная работа: чтение донских рассказов и сказок; рассматривание иллюстраций и картин художников о природе, о казачьем быте, казачьих атрибутах, о значении лошади в жизни казака, заучивание считалок, разучивание народных казачьих игр.
Ход занятия:
(Выход с перестроениями в две команды под песню:
«Эх, казаченьки!» в исполнении казачьего хора)
Атаман: Здорово дневали, казаки и казачки! Вы родились на прекрасной Луганской земле, которая овеяна славой и прославлена подвигами наших предков – казаков Луганщины. Память об этом, а также вера православная, которую мы должны хранить и приумножать, преданность родному краю – всё это придает силу казакам. Вы ребята наследники традиций казаков, стражей земель Луганщины – того места где мы живем.
Я сегодня буду вашим Атаманом. А мои верные помощники, Есаулы – будут во главе отрядов. Ну- ка, казаки и казачки! Буйные головушки, румяные щечки! Покажите нам казачата свою удаль молодецкую, силу свою и ловкость и, конечно - же смекалку – без нее казаку нельзя. Соревноваться у нас сегодня будут два отряда:
«Удалые казачата»
«Юные казачата»
Посмотреть и оценить вашу силу и ловкости собралось жюри: ….. . Люди славные, достойные дети своих отцов.
Атаман: Представьте Есаулы свои отряды. В чем же сила сильная? Расскажите, хлопцы.
Приветствие отрядов:
Команда «Удалые казачата»:
А девиз у нас таков:
Славить долю казаков!
Наших дедов и отцов –
Смелых, добрых молодцов!
Песни петь, поля пахать,
В дело шашками махать!
Справим всё – что людям нужно,
И придём к ПОБЕДЕ дружно!
Команда «Смелые казачата»:
Мы отважные ребята,
Дуг за друга мы горой,
И сегодня казачатам
Предстоит нелёгкий бой.
Но противнику докажем,
Что не очень он и страшен,
Мы всегда стоим на страже,
И ПОБЕДА будет наша.
Атаман: По казачьему обычаю, как водиться, вечера без игр и танцев не обходятся. Прежде чем начать наши соревнования казакам нужно немного размяться, разминка . Расскажите что такое нагайка?
Ребенок отряда «Удалые казачата»: Нагайка один из символов казачества, с которым казак никогда не расставался. В умелых руках, инструмент для управления лошади, превращался в грозное оружие. Нагайка является обязательной принадлежностью для казака.
Атаман: Правильно.
(Разминка под аудиозапись песни : «Русская рать»)
Атаман: Молодцы! Набрались силушки богатырской. А мы с вами знаем, что любят казаки придерживаться своих казачьих заповедей. Прежде чем начать игру, напомните мне казачьи заповеди:
«Погибай, а товарища выручай»
«Честь и доброе имя для казака дороже жизни»
«Держи слово. Слово казака дорого»
«Чти старых, уважай старших»
«Береги семью свою. Служи ей примером»
«По тебе судят обо всём казачестве и народе твоём»
(Заповеди команды проговаривают поочередно)
Атаман: Молодцы! Знаете вы казачьи заповеди! Загадаю вам загадку:
Крепка, звонка да отточена,
Кого поцелует, тот с ног долой.
Дети: Казачья сабля, она у казаков называлась шашкой.
Атаман: Верно! А кто мне расскажет про шашку?
Ребёнок отряда «Юные казачата»: Это колющее оружие, имеющее довольно длинный клинок. Оно применялось в бою и служило атрибутом военного одеяния. Шашка имела деревянные ножны, обтянутые кожей. Без преувеличения можно утверждать, что шашка - лучшее рубящее оружие в мире.
Атаман: Молодцы! Давайте и поиграем в игру «Передай шашку».
Эстафета «Передача шашки»
совершенствовать двигательные навыки: быстроту движения, выносливость. Развивать умение приема и передачи предмета. Воспитывать волевые качества – смелость, коллективизм, ответственность за свою команду.
Оборудование: шашки детские (2 шт.)
Ход игры: Отряды выстроены в две ширенги друг против друга, у Есаулов в руках по шашке. По свистку Атамана есаулы начинают передачу шашки рядом стоящему, держа её вертикально. Последний, получая шашку, бежит и становиться первым, и начинает передачу. И так до тех пор, пока Есаул не вернется на своё место. Выигрывает отряд, все участники которого первыми пройдут эстафету.
Правила игры: Передача шашки в повороте: повернулись вправо шашку взяли, поворот влево - шашку передали.
Атаман: Молодцы, справились с бравым делом! Слушайте следующую мою загадку:
Шесть ног, две головы, один хвост.
Дети: Всадник на коне.
Атаман: Правильно! Расскажите о роли коня в жизни казака.
Ребенок отряда «Удалые казачата»: С детства маленькие казачата привыкали к коню. Им поручали кормить и купать в реке коня. Учились казачата ездить на конях верхом в седле и без седла, осваивали джигитовку – быстрая езда верхом. Любимым занятием всех казачат было ночное, это выпас коней ночью. Там возле костра казачата с любопытством слушали рассказы старших казаков о своей службе по защите Родины.
Атаман: Теперь мы посмотрим, как вы можете коня оседлать. Да не забудьте: «Не хвались, когда на коня садись, а только когда слазишь!». Казак без коня, как солдат без ружья! Пришла пора показать воинскую сноровку – начинаем джигитовку. По коням!
Эстафета «Конные скачки»
Цель: закрепить навыки бегать галопом, развивать внимание, учить действовать по сигналу, развивать воображение, подражание; воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: лошади на палке (2 шт.), конусы (4шт.), ориентиры с флажками (2шт.).
Ход игры: Дети выстраиваются в две ширенги, держа лошадь в поводу (в руке согнутой в локте на уровне груди). По сигналу Атамана, Есаулы садятся на лошадь и двигаются вперёд прямым галопом объезжая препятствия (конусы), оббегая флажок возвращаются и передают рукой эстафету следующему участнику. Участник, получивший эстафету, садится на лошадь и проходит эстафету. Выигрывает отряд, все участники которого первыми пройдут эстафету.
Атаман: Вы посмотрите, они какие! Быстрые и ловкие, умелые!
Атаман: Молодцы ребята! А какие пословицы вы знаете?
Казак без коня - что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казаку конь себя дороже.
Казак из пригоршни пообедает, на ладони пообедает.
Без атамана казак сирота.
(Пословицы команды проговаривают поочередно)
Атаман: Много знаете пословиц. Казачата с 6 лет уже умеют сбить с дерева птицу или белку.
Казацкие забавы совсем нелегки, покажем, какие вы меткие стрелки.
Эстафета «Меткие стрелки»
Цель: развивать двигательные способности, глазомер.
Оборудование: корзины для мешочков(2 шт.), мешочки(по количеству детей), корзины для метания (2 шт).
Предварительная работа: учить бросать мешочки в корзину от плеча.
Ход игры: Дети выстраиваются в две шеренги. Рядом с каждым отрядом корзины с мешочками. На расстоянии 3 метров от линии старта, корзины для попадания. Дети по очереди берут по мешочку с песком, метают в корзину, стараясь в неё попасть, метнув, уходят в конец отряда. Выигрывает отряд, в чьей корзине окажется больше мешочков.
Атаман: Молодцы! Какие ловкие да быстрые. Если казаки у нас скакали верхом на лошади, то казачки ездили на повозке, и случалось, что колесо на повозке ломалось. И тогда приходилось казакам чинить колесо на повозке. Так давайте же поможем починить повозку. Эстафета так и называется «Почини колесо на повозке»
Эстафета «Почини колесо на повозке»
Цель: обогащать двигательный опыт детей с обручем, развивать у детей ловкость, быстроту, координацию движений, воспитывать целеустремлённость, настойчивость, ответственность при выполнении коллективных действий.
Оборудование: обручи (2 шт.), ориентиры (2 шт.).
Ход игры: Дети выстраиваются в две шеренги. Есаул получает колесо – обруч. По команде Атамана начинается эстафета. Есаул прокатывает обруч до ориентира и обратно, передаёт следующему участнику эстафету (обруч). Выигрывает отряд, все участники которого первыми пройдут эстафету.
Атаман: Ловкие у нас казаки, да и казачки тоже не лыком шиты. Устали от починки, разбили привал, решили казаки на привале уху наварить.
5.Эстафета «Навари ухи»
Цель: учить понимать поставленные задачи, работать в команде, развивать внимание, ловкость посредством игровой деятельности
Оборудование: компоненты для ухи (2 набора), корзина (2 шт.), деревянные ложки большие (2 шт.), корзины (2 шт.).
игра
:
Отряды выстраиваются в две
ширенги
. Возле каждого отряда стоит корзина с компонентами для ухи (картофель, лук, морковь, рыбка, мешочек с крупой, мешочек с солью) и большая деревянная ложка. На расстоянии 3 метров напротив отрядов стоят казаны на треноге. По сигналу Атамана начинается эстафета. Дети в деревянной ложке по очереди переносят компоненты ухи, кладя компонент в корзину, после чего возвращаются к отряду. Передают эстафету (деревянную ложку) и становятся в конец отряда. Выигрывает отряд, который первыми закончит эстафету.
Атаман: Ухи наелись, хорошо бы на привале загадку отгадать.
Лихо на коне
казак сидит
На плечах – бурка.
На поясе – шашка,
Что на голове за шапка
Из меха барашка?
Дети: Папаха.
Атаман: Правильно «папаха». Расскажите мне о папахе.
Ребёнок отряда «Юные казачата»: Папаха- это не просто шапка, задача которой только сохранять тепло. У казаков ходит поговорка, что две самые важные вещи казака - это шашка и папаха. Снимать папаху казаку разрешено только в особых случаях.
Атаман: Молодцы и это вы знаете. Мы с вами знаем разные игры с папахой. И играть будем.
Народная казачья игра «Папаха для друга»
Цель: продолжить знакомить детей с народными играми; развивать ловкость в движении, выносливость и быстроту; воспитывать чувство потриотизма через подвижные народные казачьи игры.
Оборудование: папаха.
Ход игры: На площадке играющие стоят, образуя круг, за кругом в папахе ходит ребёнок выбраный считалкой, все дети говорят слова
«Ты лети, лети папаха,
Ты лети, лети вперёд.
У кого папаха будет,
Вокруг круга пусть идет!»,
С последними словами водящий надевает одному из играющих на голову папаху. Тот, заметив это, убегает в противоположную сторону, и они оба бегут в разные стороны по кругу, занимая место. Кто останется без места, становится водящим.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому одеть папаху.
Хорошие растут у нас казачата, ловкие, умелые. Но время пришло казачьи забавы заканчивать. Нам всем хочется узнать: кто стал победителем наший казачьих игр.
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение детей.
Атаман:
Казачьи забавы всем на славу!
Нам жить без них никак нельзя
Мы говорим вам до свидания,
До новых праздников, друзья!