Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождения» в средней группе.
Цели и задачи:
- формирование у детей опыта гендерных взаимоотношений посредством игровой деятельности;
- учить детей действовать соответственно выбранной роли с учётом половых различий;
- приучать самостоятельно создавать игровую среду, объединяться в группы, развивать игровой сюжет;
- обогащать словарный запас;
- знакомить детей с правилами поведения в определённой социальной ситуации;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Игровой материал: элементы ряжения: бусы, браслеты, заколки – для девочек, галстуки, бабочки – для мальчиков, подарки имениннику из предметно-пространственной развивающей среды, скатерть с салфетками, ваза для цветов и украшения стола, цветы, кукольная посуда для чаепития по количеству детей и взрослому, угощение – кондитерские изделия (игрушки, , касса, деньги, кошельки, одежда для продавца, 1 стола для гостей, 1 стол для подарков, стулья по количеству детей, магнитофон, запись мелодий.
Предварительная работа: Беседа на темы: «Мой день рождения», «Подарки для именинника», «День рождения моего друга». Чтение художественной литературы с рассматриванием иллюстраций на тему день рождения: К. И. Чуковский «Муха-цокотуха». Пение (слушание) песен из мультфильмов. Просмотр мультфильмов по теме.
Игровые роли: именинник, родители (мама, папа), продавец, водитель, кондуктор, гости.
Ход игры:
Организационная часть.
Дети приветствуют гостей: «Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями»
Воспитатель: (звеня в колокольчик)
Колокольчик зазвенел
Всех ребят позвать хотел.
Дружно будем мы играть
И друг другу помогать.
Воспитатель: Ребята, какая веселая музыка звучит, скажите, а о каком празднике поется в песне?
Дети: О дне рождение.
Воспитатель: А что такое день рождение?
Дети: Это когда у мальчика или девочки, такой праздник, когда приходят гости, дарят подарки, а именинник готовит угощение.
Воспитатель: Правильно ребята. А вы хотели бы поиграть в игру день рождения?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте представим, что нас пригласили на день рождение. А как должны выглядеть гости на таком празднике?
Дети: Гости, приходят празднично одеты и с красивыми прическами.
Воспитатель: И мальчики и девочки должны выглядеть одинаково?
Дети: Нет. Мальчики – одевают, брюки, рубашку, галстук или бабочку. Девочки – одевают, юбки, блузки, платье, бусы, заколки, колечки.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Девочки нежные, у них длинные волосы – поэтому они должны выглядеть красивыми, мальчики – смелые, сильные, выносливые они должны выглядеть солидными.
Воспитатель: Все правильно. Посмотрите для вас на столе лежат аксессуары для мальчиков и для девочек, я вам предлагаю самостоятельно выбрать наряд. (дети выбирают аксессуары и наряжаются)
Воспитатель: Какие вы все красивые, нарядные (спрашиваю нескольких детей, почему он (она) выбрали именно этот аксессуар)
Воспитатель: Мы с вами нарядно одеты и можем идти на день рождение. Только к кому мы с вами пойдем? Ребята, так как в этом месяце день рождение было у Софьи, я предлагаю его отпраздновать, вы согласны?
Дети: Да согласны! Воспитатель: ребята но Софья живет не одна у нее есть родители (мама и папа) Кто у нас будет мамой Софьи (руку поднимает Элина) хорошо, а кто будет папой ( руку поднимает Саша) Ну, что именинница у нас есть, родители тоже есть и они могут идти домой и готовится к празднику.
Воспитатель: Ребята, а на день рождения, с чем принято приходить?
Дети: Гости приходят с подарками.
Воспитатель:А где можно купить подарки?
Дети: Подарки покупают в магазине игрушек.
Воспитатель: Правильно, отправляемся с вами в магазин, но в нашем магазине нет продавца, кто хочет быть продавцом? (руку поднимает Юля, проходит в магазин) Ребята прежде чем мы войдем в магазин вспомним правила поведения (дети рассказывают) молодцы. Прошу всех пройти за подарками. Дети выбирают подарки. Ребята, как вы думаете, подарок для девочки и для мальчика можно купить одинаковый или подарки должны быть разные?
Дети: Подарки должны быть разные. Девочкам, можно купить – куклу, заколку, бусы, косметику, бантики, а мальчикам - машинки, роботов, футбольный мяч, конструктор.
Воспитатель: А что еще можно подарить девочке, девушке, женщине?
Дети: Можно подарить букет цветов.
Воспитатель: Прошу всех выбрать свой подарок. Мальчикам предлагаю купить два букета цветов, один имениннице, а другой маме. Ребята, а как вы думаете, почему я предложила мальчикам купить цветы? Дети: Потому, что даря цветы девочке, мальчики показывают этим, свое уважение и внимание(дети выбирают подарки, оплачивают на кассе, благодарят продавца и выходим из магазина)
Воспитатель: Ребята, а на чем мы доедем до Софьи?
Дети: Давайте поедем на автобусе.
Воспитатель: Хорошо, только в нашем автобусе нет водителя и нет кондуктора (кто будет у нас водителем ( руку поднимает Елисей), а кто кондуктором (руку поднимает Ева) прекрасно. Ева: Приглашаю всех в автобус, мальчики пропускают девочек, и все показываем билеты. (дети рассаживаются , звучит фонограмма «Веселый автобус»
Ева: Мы приехали, прошу всех выходить из автобуса не толкаясь и помогать друг другу(дети благодарят водителя) Подходим с детьми к дому Софьи, звоним в дверь (фонограмма звонка) Софья и родители открывают дверь приветствуют гостей и приглашают войти. Дети здороваются и проходят.
Воспитатель: Ребята, давайте нашей имениннице подарим подарки и букет цветов маме. Подарки подарили, и я хочу вам предложить поиграть в игру «Пожелания» мы с вами встаем все в круг, а Софья в центре круга на стульчике именинника, мы передавая мяч друг другу будем говорить Софье, что мы хотим ей пожелать (играем игру)
Воспитатель: Ребята, какой праздничный стол накрыли для нас Софья и ее родители.
Софья и родители приглашают гостей за стол.
Дети пьют чай с угощениям и беседуют.
Воспитатель: Ребята обратите внимания, какие угощения на праздничном столе, есть и для девочек и для мальчиков (дети рассказывают какие для мальчиков и для девочек и почему)
Елисей: А у нас для Софьи есть музыкальный подарок песенка игра «День рождение» (в кругу, дети все поют и танцуют)
Софья: Ребята я благодарю вас всех за чудесный праздник (спасибо)
Дети: Благодарят Софью за угощения и гостеприимство.
Воспитатель: Как хорошо мы с вами поиграли, а какой праздник мы с вами отмечали?
Дети: Мы отмечали день рождение Софьи!
Воспитатель: А какие подарки мы подарили Софье и почем
А, что вам больше всего понравилось в игре? (дети отвечают)