МБОУ ДО ДЮЦ г. Ейска МО Ейский район
Конспект учебного занятия
по одногодичной программе «Дошколята», 2023-2024 уч.года,
Урицкой Натальи Михайловны
Тема: Печатание букв, слогов, слов, предложений».
Цель: закрепление понятий – звук, буква, слово, предложение. Отработка навыков печатания, звукобуквенного анализа слов.
Задачи
Образовательн
ые
Закреплять
понятия
звук, буква, слово, предложение,
навык звукобуквенного
анализа
слов,
умение делить слова на слоги,
умение оп
ределять место ударения в слове,
навык чтения слогов и слов,
Закреплять умения составлять предложения по сюжетным картинкам с выделением предлога.
Развивающие
Развивать
память и внимание.
словесно-логическое мышление у
детей
,
у
мение
рассуждать, делать выводы.
потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.
фонематическое восприятие.
3.Воспитательные
Воспитывать
навык совместной работы.
мотивационную готовность к школе.
чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Методические приемы:
Метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, загадки).
Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки, дидактическая игра).
Технология управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).
Оборудование: ноутбук; цветные фишки; модели слов; предметные картинки; мяч; игра «Волшебный остров Звукарик».
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.
Условия для проведения – класс для занятий.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети встают в круг, и произносят слова:
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь – это просто!
Лучик солнца – это вам!
Дети здороваются с гостями.
- Мы подарили друг другу и гостям улыбку; подарим всем еще и хорошее настроение.
Игра «Волшебный мешочек с волшебными буквами».
- На каждую волшебную букву нужно подобрать волшебное слово, которое несет добро и хорошее настроение. (добро, забота, мир, улыбка, удача, спасибо, вера, небо, красота, счастье, удача, дружба)
- Ваши волшебные слова будут помогать нам выполнять задания на нашем занятии.
II. Сообщение, темы занятия.
- Порадуем всех нашими знаниями по изучению грамоты.
Расскажем и покажем, что мы знаем о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
III. Основная часть.
Закрепление изученного материала по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение.
Задание 1.
Блиц-опрос.
- Чем отличается буква от звука?
- Как мы определяем букву? /видим и пишем/
- Как мы определяем звук? /слышим и произносим/
- На какие две большие группы делим звуки? /гласные и согласные/
- Какие звуки встречают преграду при произнесении? /согласные/
- Каким цветом мы обозначаем согласные в звукобуквенном анализе? /синим/
- Какими бывают согласные звуки? / твердыми и мягкими; звонкими и глухими/
- Встречает ли гласный звук преграду при произнесении? /нет/
- Каким цветом обозначаем гласный звук в звуковом анализе?/красным/
- Что является частью слова? /слог/
- А из чего состоит предложение? /Из слов, связанных по смыслу/
-Молодцы, ребята.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на волшебный остров и найдем сокровища. А сейчас я вам расскажу одну историю. Жил – был путешественник Робинзон Крузо. Однажды его корабль попал и в шторм и затонул около небольшого острова. Там никого не было. Он искал для себя еду и случайно нашел сундук с драгоценностями, но открыть его не смог. Тогда он написал письмо, положил его в пустую бутылку и бросил в море. Это письмо доплыло до берегов нашего моря и попало к нам.
И вот, что в нем написано: «Дорогие ребята! Помогите открыть сундук, и я поделюсь с вами сокровищами.
От него нужно найти ключ. Чтобы его найти, нужно доказать, что вы умеете читать и писать, выполнить несколько заданий
Задание 2.
Отгадайте, как называется остров? Чтобы это узнать, надо определить 1-й звук в слове и написать букву на доске
:
замок
ваза
утка
кот
арбуз
рак
индюк
коза
З В У К А Р И К
Дети пишут буквы на доске.
И так, как называется остров?
Дети:
- ЗВУКАРИК
Задание 3.
На острове растут разные фрукты. Как выдумаете, какие? Дети называют по картинкам: банан, манго, ананас, апельсин, мандарин.
-Верно. Это фрукты. Задание: выложи слово МАНГО в разрезной азбуке и сделай звуко-буквенный анализ с помощью карточек.
/Дети работают с моделью слова, звуков – самостоятельно.
Затем проверяют у доски /. Характеристика звуков.
Физминутка.
Музыкальная физминутка: «Высоко-глубоко».
Задание 4.
Составить слова из слогов.
На острове росли великолепные растения. Но Робинзон Крузо не знал их названий. Поможем ему.
СЛОВА: роза, жасмин, кактус, фикус, пальма.
Составленные слова находят на карточках, выкладывают на доске.
Задание 5.
- Если ко всему, что нас окружает относиться с добром, то и весь окружающий мир нам ответит тем же. А все что нас окружает, мы можем назвать словами. А из слов состоят предложения.
Повторение знаний о предложении.
-Слова в предложении дружат и стоят по порядку.
-Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы.
-В конце предложения ставят точку, восклицательный знак, вопросительный знак.
Чтобы получить заветные сокровища, которых хватит для всех, для вас и Робинзона, нужно выполнить последнее задание в тетради на печатной основе «Изучаем грамоту, часть 2, стр .26
IV. Итог занятия.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, показали свои знания!
-Что мы сегодня повторили? /Звуки, буквы, слова, предложения/
-Какие человеческие качества помогают в трудных ситуациях? /доброта, сплоченность, целеустремленность/
И вы получаете ключ от сундука с сокровищами.
Дети открывают сундук и достают шоколадные монетки.
Список литературы
Блоки
Этапы
Этап учебного занятия
Задачи
Содержание
Результат
Время
Подготовительный
1
Организационный
Подготовить детей к работе на занятии
Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания
Восприятие
2 мин
2
Проверочный
Установить правильность и осознанность усвоения темы: «Буква.Слог.Слово. Предложение». Систематизировать полученные знания..
Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия
Самооценка, оценочная деятельность педагога
3 мин
Основной
3
Обобщение материала
Обеспечить мотивацию и принятие детьми цели учебно- познавательной деятельности
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (проблемное задание детям)
Осмысление возможного начала работы
15 мин
4
Систематизация знаний и способов действий
Обеспечить, осмысление и запоминание связей и отношений в объекте изучения
Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей
Систематизация знаний
5
Закрепление знаний, способов действий и их применение
Обеспечить закрепление изученного.
Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми
Осознанное закрепление материала
7
Обобщение и систематизация знаний
Сформировать целостное представление знаний по теме
Использование бесед и практических заданий
Осмысление выполненной работы
8
Контрольный
Выявить качество и уровень овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий
Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково- исследовательского)
Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов
Итоговый
9
Итоговый
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия
Самоутверждение детей в успешности
3 мин
10
Рефлексивный
Мобилизовать детей на самооценку
Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы
Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях
2 мин
Список литературы
1.Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 1.–М.: Ассоциация XXI век: 2015г. – 48с.
2.Воронина Т.П. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. Азбука на кончиках пальцев: тактильное и визуальное знакомство с буквами.
3.Гаврина С.Е., Н.Л., Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина ООО «РОСМЭН», г. Москва, 2018, Большая книга тестов 5-6 лет, учебное пособие, 4.Кутовая М.С. От буквы к книге – прыг-скок!- Ростов н/Д: Фенинкс, 2015.
4. Шишкова С.Ю.. – 8-е изд., доп. – Москва:
Издательство АСТ, 2017, Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет.