МБОУ ДО ДЮЦ г. Ейска МО Ейский район

Конспект учебного занятия

по одногодичной программе «Дошколята», 2023-2024 уч.года,

Урицкой Натальи Михайловны

Тема: Печатание букв, слогов, слов, предложений».

Цель: закрепление понятий – звук, буква, слово, предложение. Отработка навыков печатания, звукобуквенного анализа слов.

Задачи

Образовательн

ые

Закреплять

понятия

звук, буква, слово, предложение,

навык звукобуквенного

 

анализа

слов,

умение делить слова на слоги,

умение оп

ределять место ударения в слове,

навык чтения слогов и слов,

Закреплять умения составлять предложения по сюжетным картинкам с выделением предлога.

Развивающие

Развивать

память и внимание.

словесно-логическое мышление у

детей

,

у

мение

рассуждать, делать выводы.

потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.

фонематическое восприятие.

3.Воспитательные

Воспитывать

навык совместной работы.

мотивационную готовность к школе.

чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Методические приемы:

Метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, загадки).

Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки, дидактическая игра).

Технология управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).

Оборудование: ноутбук; цветные фишки; модели слов; предметные картинки; мяч; игра «Волшебный остров Звукарик».

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.

Условия для проведения – класс для занятий.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети встают в круг, и произносят слова:

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь – это просто!

Лучик солнца – это вам!

Дети здороваются с гостями.

- Мы подарили друг другу и гостям улыбку; подарим всем еще и хорошее настроение.

Игра «Волшебный мешочек с волшебными буквами».

- На каждую волшебную букву нужно подобрать волшебное слово, которое несет добро и хорошее настроение. (добро, забота, мир, улыбка, удача, спасибо, вера, небо, красота, счастье, удача, дружба)

- Ваши волшебные слова будут помогать нам выполнять задания на нашем занятии.

II. Сообщение, темы занятия.

- Порадуем всех нашими знаниями по изучению грамоты.

Расскажем и покажем, что мы знаем о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.

III. Основная часть.

Закрепление изученного материала по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение.

Задание 1.

Блиц-опрос.

- Чем отличается буква от звука?

- Как мы определяем букву? /видим и пишем/

- Как мы определяем звук? /слышим и произносим/

- На какие две большие группы делим звуки? /гласные и согласные/

- Какие звуки встречают преграду при произнесении? /согласные/

- Каким цветом мы обозначаем согласные в звукобуквенном анализе? /синим/

- Какими бывают согласные звуки? / твердыми и мягкими; звонкими и глухими/

- Встречает ли гласный звук преграду при произнесении? /нет/

- Каким цветом обозначаем гласный звук в звуковом анализе?/красным/

- Что является частью слова? /слог/

- А из чего состоит предложение? /Из слов, связанных по смыслу/

-Молодцы, ребята.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на волшебный остров и найдем сокровища. А сейчас я вам расскажу одну историю. Жил – был путешественник Робинзон Крузо. Однажды его корабль попал и в шторм и затонул около небольшого острова. Там никого не было. Он искал для себя еду и случайно нашел сундук с драгоценностями, но открыть его не смог. Тогда он написал письмо, положил его в пустую бутылку и бросил в море. Это письмо доплыло до берегов нашего моря и попало к нам.

И вот, что в нем написано: «Дорогие ребята! Помогите открыть сундук, и я поделюсь с вами сокровищами.

От него нужно найти ключ. Чтобы его найти, нужно доказать, что вы умеете читать и писать, выполнить несколько заданий

Задание 2.

Отгадайте, как называется остров? Чтобы это узнать, надо определить 1-й звук в слове и написать букву на доске

:

замок

ваза

утка

кот

арбуз

рак

индюк

коза

З В У К А Р И К

Дети пишут буквы на доске.

И так, как называется остров?

Дети:

- ЗВУКАРИК

Задание 3.

На острове растут разные фрукты. Как выдумаете, какие? Дети называют по картинкам: банан, манго, ананас, апельсин, мандарин.

-Верно. Это фрукты. Задание: выложи слово МАНГО в разрезной азбуке и сделай звуко-буквенный анализ с помощью карточек.

/Дети работают с моделью слова, звуков – самостоятельно.

Затем проверяют у доски /. Характеристика звуков.

Физминутка.

Музыкальная физминутка:  «Высоко-глубоко».

 

Задание 4.

Составить слова из слогов.

На острове росли великолепные растения. Но Робинзон Крузо не знал их названий. Поможем ему.

СЛОВА: роза, жасмин, кактус, фикус, пальма.

Составленные слова находят на карточках, выкладывают на доске.

Задание 5.

- Если ко всему, что нас окружает относиться с добром, то и весь окружающий мир нам ответит тем же. А все что нас окружает, мы можем назвать словами. А из слов состоят предложения.

Повторение знаний о предложении.

-Слова в предложении дружат и стоят по порядку.

-Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы.

-В конце предложения ставят точку, восклицательный знак, вопросительный знак.

Чтобы получить заветные сокровища, которых хватит для всех, для вас и Робинзона, нужно выполнить последнее задание в тетради на печатной основе «Изучаем грамоту, часть 2, стр .26

IV. Итог занятия.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, показали свои знания!

-Что мы сегодня повторили? /Звуки, буквы, слова, предложения/

-Какие человеческие качества помогают в трудных ситуациях? /доброта, сплоченность, целеустремленность/

 И вы получаете ключ от сундука с сокровищами.

Дети открывают сундук и достают шоколадные монетки.

Список литературы

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи

Содержание

Результат

Время

Подготовительный

1

Организационный

Подготовить детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2 мин

2

Проверочный

Установить правильность и осознанность усвоения темы: «Буквалог.Слово. Предложение». Систематизировать полученные знания..

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

3 мин

Основной

3

Обобщение материала

Обеспечить мотивацию и принятие детьми цели учебно- познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

15 мин

4

Систематизация знаний и способов действий

Обеспечить, осмысление и запоминание связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Систематизация знаний

5

Закрепление знаний, способов действий и их применение

Обеспечить закрепление изученного.

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное закрепление материала

7

Обобщение и систематизация знаний

Сформировать целостное представление знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

8

Контрольный

Выявить качество и уровень овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково- исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

3 мин

10

Рефлексивный

Мобилизовать детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

2 мин

Список литературы

1.Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 1.–М.: Ассоциация XXI век: 2015г. – 48с.

2.Воронина Т.П. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. Азбука на кончиках пальцев: тактильное и визуальное знакомство с буквами.

3.Гаврина С.Е., Н.Л., Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина ООО «РОСМЭН», г. Москва, 2018, Большая книга тестов 5-6 лет, учебное пособие, 4.Кутовая М.С. От буквы к книге – прыг-скок!- Ростов н: Фенинкс, 2015.

4. Шишкова С.Ю.. – 8-е изд., доп. – Москва:

Издательство АСТ, 2017, Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет.