Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: «Охрана растений»

Автор урока: Цыремпилова Дарижап Цыбиковна

Цель урока: усвоение новых знаний об охране растений и значении растений в жизни человека и природы.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с разнообразием растений, их значением для окружающей среды и человека.

Рассмотреть основные причины сокращения численности некоторых видов растений.

Изучить меры охраны растений и способы сохранения их разнообразия.

Развивать умение анализировать информацию, делать выводы и обобщения.

Воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам.

Универсальные учебные действия (УУД)

Формирование УУД на этапах урока

Личностные УУД

Воспитание интереса к изучению окружающего мира и его проблем, формирование бережного отношения к природе

Регулятивные УУД

Умение ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы

Познавательные УУД

Развитие способности к анализу, синтезу, сравнению и обобщению информации, умение работать с разными источниками информации

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать других, выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения

Метапредметные задачи:

Формирование умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

Развитие способности к анализу, синтезу, сравнению и обобщению информации.

Воспитание интереса к изучению окружающего мира и его проблем.

Методы урока: словесный, наглядный, практический.

Без особой нужды, от скуки,

Если даже в лесу впервые,

Не ломайте деревьям руки,

Ведь живые они, живые.

Дубкина О. (Слайд №2)

Ход занятия:

1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Урок окружающего мира.

Я к вам пришла с хорошим настроением. Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Я уверена, что все у нас получится.

2

Актуализация знаний (5 минут)

Учитель. Почему поэтесса Ольга Дубкина называет деревья живыми?

Ученики. Деревья относятся к живой природе: они дышат, питаются, размножаются, в конце жизни умирают.

На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений.

И к концу сегодняшнего урока окружающего мира у нас должна получится книжка

3

Изучение нового материала (15 минут)

Введение в тему

Послушайте экологическую сказку и ответьте на вопрос

« Можно ли Петю назвать « добрым мальчиком?»
- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Петя забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей . Ребятам стало очень завидно, что у Пети был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Петя был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Обсуждение сказки.
- Итак, можно ли Петю назвать « добрым мальчиком»?
- Почему лось заплакал?
Учитель: - Да ребята, сорванные на поляне цветы, превращаются в ненужный сор.
- Послушайте стихотворение о подснежниках.
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою – 
Только очень просим нас не рвать!” 

4

Мотивация учебной деятельности.

Учитель: - Как вы думаете с какой целью мы слушали сказку и стихотворение?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? ( Об охране растений.)
- Сформулируйте тему нашего урока.( открыть доску )
- Прочитайте тему урока.
Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”. 

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на урок?

- Какие задачи мы будем сегодня ставить на уроке?
- Зачем? ……. нужно охранять растения?
- Почему? ……… многие растения в природе стали редкими?
- Для чего? …….. нужно знать правила охраны растений?
Учитель: - Вот и постараемся ответить на эти вопросы сегодня на уроке.

Новая тема

1. Зачем нужно охранять растения?

Итак, отвечаем на первый вопрос

- Зачем нужно охранять растения?

Учитель: -Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?

Учащиеся:- Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.

Посмотрите на слайд и скажите, значение растений в жизни животных и человека

Несколько причин, зачем нужно охранять растения:

Они обеспечивают воздух кислородом

1

2

 Растения поглощают углекислый газ и другие загрязнители, которые могут нанести вред здоровью людей и животных. 

1

Растения — источник продуктов питания

. Они дают крупы, хлеб, овощи, фрукты, растительные масла. 

Растительный мир обеспечивает людей необходимым сырьём

. Например, волокнами для производства тканей, древесиной как строительным материалом и сырьём для изготовления мебели, бумаги. 

Растения важны для защиты обрабатываемой почвы

. Они укрепляют склоны от эрозии, защищают поля от выветривания. 

Декоративные растения и цветы украшают города и посёлки

, офисы и дома. 

Вывод: Растения для человека – это источник кислорода, пищи, лекарства, строительного материала, топлива, удовольствия. Человек прожить без растений не сможет.

Вывод: Жизнь человека и животных полностью зависит от растений

- Приклеили рисунок на второй лист нашей памятки

2. Почему многие растения стали редкими?

Физминутка

- Почему многие растения стали редкими?

Работа с учебником.

-Прочитайте текст на стр. 84-85 и найдите ответ на вопрос: почему многие растения становятся редкими? (Учащиеся самостоятельно работают с книгой)

Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.

-Из-за чего еще растения становятся редкими? (пожары, вырубка лесов, засорение бытовыми отходами, вытаптывние)

Вытаптывание

- Бывает, что люди, не срывая растения, губят их.

- Причитаем об этом на слайде. (Слайд)

- О какой причине еще узнали?

- Что происходит, когда люди вытаптывают почву?

2. Работа по учебнику

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 84-85. Многие из этих растений занесены в Красную книгу России.

-Послушайте рассказы об удивительных растениях.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 84 - 85. Многие из этих растений занесены в Красную книгу России.

- Я вам буду рассказывать интересные факты об этих растениях, а вы находите их в учебнике.

Богатство природы — лекарственные растения.

- Какие растения называются лекарственными?

- Назовите лекарственные растения.

- Прочитайте, кто знает, какими свойствами обладают эти растения?

Какое лекарственное растение запомнилось, расскажите о нем.

Скажите, а как нужно заготавливать лекарственные растения?

- Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются.

Итак: сделаем вывод, почему многие растения стали редкими?

(приклеим следующую картину на страницу нашей памятки)

- Для чего нужно знать правила охраны растений?

3. Для чего нужно знать правила охраны растений?

По условным знакам на с.84 сформулируйте правила поведения в природе и обсудите с соседом по парте.

Учитель:- Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся:- Соблюдать правила поведения в природе.

По условным знакам на с. 84 сформулируйте правила поведения в природе.

Сравним их с правилами в учебнике.

Учащиеся:

1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. 
2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. 
3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Учитель. Перечитайте экологические правила на странице 84 учебника, запомните их, и обязательно выполняйте, чтобы быть настоящими друзьями природы.

Учащиеся читают экологические правила.

- А какие еще правила друзей природы вы бы добавили?

- Для чего нужно соблюдать данные правила?

(Чтобы охранять, беречь исчезающие виды растений, бережно обращаться с остальными, чтобы они тоже не попали в красную книгу.)

Учитель: -Молодцы! Надеюсь, вы будете охранять и беречь растения!

- Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:

“Охранять природу – значит охранять Родину”

- Приклеиваем картину «Правила друзей природы» на последнюю страницу книжки

I Домашнее задание.

Рефлексия учебной деятельности.

- А теперь давай те проверим, все ли задачи нами выполнены?
- Зачем…….нужно охранять растения?
- Почему………многие растения в природе стали редкими?
- Для чего……..нужно знать правила охраны растений?

- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?
(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)

- А теперь оцените свою работу на уроке

«Дерево успеха»