Тема: ?Что такое склонение имён существительных??. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели: знакомство с понятием “изменение слова по падежам”; наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей; учить решать проблемные задачи. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:?определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы. Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. Личностные результаты:?осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность. Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре. Ход урока I. Орг. момент. (Слайд №2) Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать. - Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков. II. Чистописание (Слайд №3) - Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?Какой частью слова образовалось?(-ичк). Многозначность этого слова Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме? - А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?(Ч) Что вы ещё знаете об этом звуке?(Всегда мягкий, шипящий, находится в сочетаниях: чк чн ча чу) чк чн // ча чу III.Орфографическая минутка (Слайд №4) - Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы(Вернуть гласные обратно в слова) Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох) Записать слова , подчеркнуть опасные буквы, поставить ударение. IV. Актуализация знаний - Что объединяет все эти слова? - Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете? Одушевленные и неодушевленные. Собственные и нарицательные. Существительные мужского и женского рода. - Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое? V. Введение в новую тему. 1) Знакомство со склонением имён существительных. (Слайд №5) стр.36 упр. 64 Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________. - Что заметили в этом тексте? - Как вы думаете, что надо сделать? Что значит ?изменить слово?? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме. - Давайте проверим. (Слайд №6) - Ребята, что же происходит со словом ?сосна? в каждом предложении? - А почему оно изменяет свои окончания? - Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом ?сосна? вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания. (Проверка. Слайд №7) - Какой мы можем сделать вывод? ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы. - Продолжите высказывания: (Слайд №8) Имена существительные могут отвечать на вопросы: кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём? При изменении существительного по вопросам изменяется его ……… окончание 2)Определение темы урока - Кто из вас может определить тему урока?(Изменение имён существительных по вопросам) - А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово? VI. Работа по теме урока Знакомство с материалом в учебнике. - Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных. Отвечаем на вопросы (Слайд №9) Как называется изменение имён существительных по вопросам? Сколько падежей в русском языке? Что такое склонение? От чего произошло название слова ?падеж?? Cлово падеж произошло от латинского casus? (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как ?падеж?. Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Рассматривание таблицы. - Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10) - Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение. Каждый падеж имеет свои вопросы. Рабочая тетрадь № 59. с. 28. дописать названия подежей. - Послушайте сказку Е.Мережинской ?Откуда пошли названия падежей? Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный. Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным. ФИЗМИНУТКА Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись ?давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. VII. Заполнение таблицы ?ЗХУ? (Слайд №11) - Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока Что такое ?склонение?, ?падеж? Как называются падежи Вопросы падежей - Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока. Как изменять слово по падежам (склонять). VIII. Упражнение в склонении существительных. 1) Коллективная работа по таблице. - Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово – подсказка. (Слайд №12) (раздаю каждому ученику таблицу падежей) - Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово ?зима?. (Слайд №13) 2) Самостоятельная работа. Р.т. Стр. 29упр. 62. - Карточки первым 5 ученикам, выполнившим задание На листах записаны пословицы и простые предложения. Вам необходимо указать, в каком падеже стоит слово ?ТРУД?. Потом эти предложения нужно расставить в правильной последовательности в зависимости от падежей. ??????????????????????? Человек труд… красен. ??????????????????????? Терпенье и труд всё перетрут. ??????????????????????? Без труд… не выловишь и рыбку из пруда. ??????????????????????? По труд… о человеке судят. ??????????????????????? Человек воспевает труд. ??????????????????????? Есть много пословиц о труд…. -Что изменяется в словах при изменении его по падежам? IX. Итоги: - Давайте вернёмся к нашей таблице ?ЗХУ?. Что же мы узнали и чему научились на уроке? (Слайд №15) Изменение существительного по вопросам называется ?изменением по падежам? или ?склонением?. У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка. При склонении существительного меняется его окончание. - Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных. X. Рефлексия - Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её. (Слайд №16 ) XI. Дом. Задание: Р.т. Упр. 60, 63, выучить падежи с вопросами и словами. Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ?СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СП ВЕРХНИЙ КУРП? О Т К Р Ы Т Ы Й У Р О К по русскому языку в 3 классе на тему: ?Что такое склонение имён существительных?? Тимижева Залина Владимировна, учитель начальных классов высшей категории 2022— 2023 учебный год
Что такое склонение имён существительных?