Тема: ?Что такое склонение имён существительных??.
Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели:
знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;
наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
учить решать проблемные задачи.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:?определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты:?осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.
Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.

Ход урока
         I. Орг. момент. (Слайд №2)
Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.
- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
II. Чистописание  (Слайд №3)
- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?Какой частью слова образовалось?(-ичк). Многозначность этого слова 
Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?
- А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?(Ч) Что вы ещё знаете об этом звуке?(Всегда мягкий, шипящий, находится в сочетаниях: чк  чн    ча    чу)
          чк  чн    //     ча    чу

III.Орфографическая минутка (Слайд №4)
- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы(Вернуть гласные обратно в слова)
Мсц,  звд,  двчк, Рсс,  врн,  чнк,  Мскв,  грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)
Записать слова , подчеркнуть опасные буквы, поставить ударение.
IV. Актуализация знаний
- Что объединяет все эти слова?
- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?
Одушевленные и неодушевленные.
Собственные и нарицательные.
Существительные мужского и женского рода.
- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?

V. Введение в новую тему.
 1) Знакомство со склонением имён существительных. (Слайд №5) стр.36 упр. 64

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя  (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел   к (сосна) __________ дятел. Села   на (сосна) ______________ синичка. Растут  под (сосна)______________                                маслята. Резвые белки играли  на (сосна)________________.                                                                                             
- Что заметили в этом тексте?
- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит ?изменить слово?? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.
- Давайте проверим. (Слайд №6)
- Ребята, что же происходит со словом ?сосна? в каждом предложении?
- А почему оно изменяет свои окончания?
- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом ?сосна? вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания. (Проверка. Слайд №7)
- Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания,  когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.
- Продолжите высказывания:  (Слайд №8)
Имена существительные могут отвечать на вопросы: 
кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?

При изменении существительного по вопросам изменяется его ………
                                                                                                       окончание

2)Определение темы урока
- Кто из вас может определить тему урока?(Изменение имён существительных по вопросам)
- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?

VI. Работа по теме урока
Знакомство с материалом в учебнике.
- Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.
Отвечаем на вопросы (Слайд №9) 
Как называется изменение имён существительных по вопросам?
Сколько падежей в русском языке?
Что такое склонение?
От чего произошло название слова ?падеж??
Cлово падеж произошло от латинского casus? (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как ?падеж?. Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. 
Рассматривание таблицы.
- Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10)
- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.
Каждый падеж имеет свои вопросы.
Рабочая тетрадь № 59. с. 28. дописать названия подежей.
- Послушайте сказку Е.Мережинской  ?Откуда пошли названия падежей?
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал  творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

ФИЗМИНУТКА
Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.
                   Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись ?давай, дружок.
             Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри,
               Руки вверх и тут же вниз  И за парту вновь садись.

VII. Заполнение таблицы ?ЗХУ? (Слайд №11)
- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока
Что такое ?склонение?, ?падеж?
Как называются падежи
Вопросы падежей
- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.
Как изменять слово по падежам (склонять).

VIII. Упражнение в склонении существительных.
1)  Коллективная работа по таблице.
- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа  есть своё слово – подсказка. (Слайд №12)
(раздаю каждому ученику таблицу падежей)
- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово ?зима?. (Слайд №13)

2) Самостоятельная работа. Р.т. Стр. 29упр. 62.
- Карточки первым 5 ученикам, выполнившим задание
 На листах записаны пословицы и простые предложения. Вам необходимо указать, в каком падеже стоит слово ?ТРУД?. Потом эти предложения нужно расставить в правильной последовательности в зависимости от падежей.
??????????????????????? Человек труд… красен.
??????????????????????? Терпенье и труд всё перетрут.
??????????????????????? Без труд… не выловишь и рыбку из пруда.
??????????????????????? По труд… о человеке судят.
??????????????????????? Человек воспевает труд.
??????????????????????? Есть много пословиц о труд….
-Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
IX. Итоги:
- Давайте вернёмся к нашей таблице ?ЗХУ?. Что же мы узнали и чему научились на уроке? 
(Слайд №15)
Изменение существительного по вопросам называется ?изменением по падежам? или ?склонением?.
У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.
При склонении существительного меняется его окончание.
- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.

X. Рефлексия
- Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.
(Слайд №16 )
XI. Дом. Задание: Р.т. Упр. 60, 63, выучить падежи с вопросами и словами.
Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!







МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 ?СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СП ВЕРХНИЙ КУРП?




О Т К Р Ы Т Ы Й   У Р О К 
по русскому языку 
в 3 классе
на тему:
?Что такое склонение имён существительных??





















Тимижева Залина Владимировна, 
учитель начальных классов высшей категории



                                          
                                                  2022— 2023 учебный год