* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c4 c5 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c4 c5 c8 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-а- класса

. «Права ребенка – это ваши права».

МОБУ лицей № 33 . г. Таганрог Ростовской области

24. 04.2024г

Учитель истории Кравченко Л.И.

Цели:

А) Образовательные:

- ознакомить учащихся с правами детей;

- расширить кругозор учащихся;

Б) Развивающие:

- развить нравственные качества и понимание своих прав и обязанностей как членов общества;

- развивать умение работать в группе (сотрудничество);

- развивать память, речь, мышление;

В) Воспитывающие

- воспитание правовой культуры у детей, их творческих способностей;

- воспитание активной жизненной позиции детей;

оспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине и внимательное отношение друг к другу;

Оборудование: класс украшен рисунками, заранее нарисованными обучащимися лицея, которые посвящены отдельным статьям Конвенции, раздаточный материал, презентация.

Ход мероприятия.

Здравствуйте ребята! Вот и настало время, когда вы перешли в среднее звено и стали пятиклассниками. Родители стали вам больше доверять и вы стали более самостоятельные. Но самостоятельность предполагает, что вы должны знать определенные права и обязанности. Сегодня у нас будут разные формы действий, которые помогут усвоить жизненно важные правила жизни: задания, игры, музыкальные номера, посвященная правам ребенка.

Правила игры. Класс делится на пять команд. Каждая команда придумывает себе название (мы это сделали заранее) и выбирает капитана команды. Ребятам будут, предоставляются различные задания. За каждый правильный ответ команде будет начислен 1 балл. В конце классного часа будет подведен итог, чья команда наберет большее количество баллов, та команда побеждает.

Сегодня нашу встречу посвятим теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой: 10 декабря отмечается международный день прав человека. а 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. В этом году - этой дате …25 лет. Эти даты близки по значению и мы этому и посвятим наше мероприятие.

Из истории:

Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций. Россия подписала этот документ в 1990г.

Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь.

Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».

Сообщение учащегося «Домострой»

Проблема

Как вы думаете все ли дети хорошо живут на земле сейчас?

В мире:

3,5 миллиона детей умирают от болезней. Которые не поддаются лечению

100 миллионов детей существуют за счет воровства, изнурительного труда. покинуты семьями

120 миллионов в возрасте от 6 до11лет не посещают школу

А в России?

Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост детской беспризорности и безнадзорности. Приводятся разные показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 миллиона (по данным МВД России) до 4 миллионов (по данным независимых экспертов). Растет число детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Масштабы этой национальной трагедии еще до конца не осознаны. Рост детской беспризорности и безнадзорности влечет за собой увеличение числа правонарушений со стороны лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (14 лет).

В России около 2 миллионов неграмотных детей. Они оказались за пределами школы, а значит, без школьного питания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды молодых безработных, бездомных, криминальных группировок.

Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослых, но и становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.

Очевидно . что понятие права человека ,а тем более права ребенка не всегда были актуальны

Задание №1

А как вы думаете. Что такое права человека?

работают группах

И только 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция о правах ребенка. Россия подписала этот документ в 1990г.

Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь.

В Конвенции о правах ребенка записано «… Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи.

К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из правил Конвенции – право на семью.

Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенции о правах ребенка.

Игра Коробка

На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.

- Представьте себе, что в коробке лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя! Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету и что представил себе в этой коробке.

(Дети по очереди подходят и показывают, затем каждый раскрывает свою «тайну» – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)

- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке?

- А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать)

- Каким другим словом можно сказать? (Закон)

- Какой закон есть у всех детей мира?

Учитель открывает коробку и достает книгу Конвенция о правах ребенка.

- Наша задача сегодня – узнать :

1. Что люди могут делать и чего не могут?

2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?

3. На что они имеют право и на что не имеют?

Игра Кто мы

Выходят по одному чел. От команды

Учитель предлагает сказать несколько слов о стоящем рядом человеке

Учитель: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Задание:

Итак, давайте вспомним все, о чем мы с вами сегодня говорили и

поработаем в группах:

1 группа – определит 5 самых важных слов, связанных с темой «Права

ребенка»,

2 группа – сформулирует 3-5 правил соблюдения прав ребёнка,

обращённых к родителям.

3 группа – сформулирует 3-5 правил соблюдения прав ребёнка,

обращенных к одноклассникам

4 группа - сформулирует 3-5 правил соблюдения прав ребёнка,

обращенных к учителям школы.

5 группа - сформулирует 3-5 правил соблюдения прав ребёнка,

обращенных к жителям нашего города.

На листах оформляются результаты работы

А теперь давайте посмотрим слайды. Какие права предоставляет конвенция

Игра:

Права в сказках

В каких сказках и кто из героев нарушал

право на жизнь

(серый волк; Кощей Бессмертный; ведьма; Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Змей Горыныч и др.)

- право на труд

Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Мачеха; Сеньор Помидор; Лиса; Поп; Емеля; Бармалей; Мышь и крот и др.)

- на имущество

(сын жабы; Ведьма, Сеньор Помидор, Сватья Бабариха, Купец, лиса Алиса и кот Базилио, Царь Дадон, Фрекен Бок, Лиса, Волк и др.) (слайд 20)

Угадай героя сказки по описанию

- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)

- Какое право нарушается у главного героя в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)

- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)

- В сказке «Спящая красавица» девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).

- Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка)

- Какие права были нарушены у мухи- цокотухи? (Право на жизнь, на отдых и досуг)

Играем вместе

- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга) 

- В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике? (Лягушка - путешественница)

- В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
- Ребята, какое право соблюдается?

Здравствуйте, дети.

Что случилось, вы заболели?

Вы не будете болеть,

Ну а вдруг случится,

Буду горлышко вам греть,

В ноги класть горчицу,

К вам домой всегда приду,

Выпишу лекарства,

Ведь нельзя болеть вам всем,

Кашлять и сморкаться.

Задание: учащимся раздаются карточки, где они должны продолжить диалог, отвечая сказочному герою, какие права он нарушает.

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино: …

 

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок

:..

 

Волк: «

Козлятушки

- ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…

Учитель: «Знать законы, значит - защищать свои права».

Музыкальные номера.

? Какое право детей вы отразили, участвуя в этих музыкальных номерах.

.Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.

Задание:

Каждая группа выберет 5 главных прав человека из конверта и представит их жюри.

Вывод все права одинаково важны.

Викторина

■ Страна, где человек родился и вырос?.

■ Как называется наша страна?.

■ Самый главный город каждой страны ?

■ Человек, любящий свою родину?

■ Как называется основной закон страны?

■ Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности.

■Как зовут Президента России?.

■ Какие символы государства вы знаете?

■ Как называются правила, которые устанавливает государство?

■ Когда отмечается День России?

Заключение

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;

· Прилежно учиться;

· Иметь аккуратный вид;

· Соблюдать правила техники безопасности;

· Беречь школьное здание, оборудование;

· Придерживаться общепринятых правил поведения;

· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Календарь правовых дат

21 век - Век ребёнка

1 июня - Международный день защиты детей

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря- День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Международные документы по правам человека

• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

• Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

• Конвенция о статусе беженцев 1951 г.;

• Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

• Конвенция о политических правах женщин 1953 г.;

Конве нция о правах ребенка 1989 г.;

Международные органы по защите прав человека

Организация объединенных наций

Европейская комиссия по правам человека

Совет Европы.

Комитет по правам человека

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Комитет по ликвидации расовой дискриминации

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Комитет против пыток

Комитет по правам ребенка

Комиссия по правам человека