Внеклассное мероприятие для учащихся 5-а- класса
. «Права ребенка – это ваши права».
МОБУ лицей № 33 . г. Таганрог Ростовской области
24. 04.2024г
Учитель истории Кравченко Л.И.
Цели:
А) Образовательные:
- ознакомить учащихся с правами детей;
- расширить кругозор учащихся;
Б) Развивающие:
- развить нравственные качества и понимание своих прав и обязанностей как членов общества;
- развивать умение работать в группе (сотрудничество);
- развивать память, речь, мышление;
В) Воспитывающие
- воспитание правовой культуры у детей, их творческих способностей;
- воспитание активной жизненной позиции детей;
-воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине и внимательное отношение друг к другу;
Оборудование: класс украшен рисунками, заранее нарисованными обучащимися лицея, которые посвящены отдельным статьям Конвенции, раздаточный материал, презентация.
Ход мероприятия.
Здравствуйте ребята! Вот и настало время, когда вы перешли в среднее звено и стали пятиклассниками. Родители стали вам больше доверять и вы стали более самостоятельные. Но самостоятельность предполагает, что вы должны знать определенные права и обязанности. Сегодня у нас будут разные формы действий, которые помогут усвоить жизненно важные правила жизни: задания, игры, музыкальные номера, посвященная правам ребенка.
Правила игры. Класс делится на пять команд. Каждая команда придумывает себе название (мы это сделали заранее) и выбирает капитана команды. Ребятам будут, предоставляются различные задания. За каждый правильный ответ команде будет начислен 1 балл. В конце классного часа будет подведен итог, чья команда наберет большее количество баллов, та команда побеждает.
Сегодня нашу встречу посвятим теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой: 10 декабря отмечается международный день прав человека. а 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. В этом году - этой дате …25 лет. Эти даты близки по значению и мы этому и посвятим наше мероприятие.
Из истории:
Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций. Россия подписала этот документ в 1990г.
Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь.
Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».
Сообщение учащегося «Домострой»
Проблема
Как вы думаете все ли дети хорошо живут на земле сейчас?
В мире:
3,5 миллиона детей умирают от болезней. Которые не поддаются лечению
100 миллионов детей существуют за счет воровства, изнурительного труда,т.к. покинуты семьями
120 миллионов в возрасте от 6 до11лет не посещают школу
А в России?
Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост детской беспризорности и безнадзорности. Приводятся разные показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 миллиона (по данным МВД России) до 4 миллионов (по данным независимых экспертов). Растет число детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Масштабы этой национальной трагедии еще до конца не осознаны. Рост детской беспризорности и безнадзорности влечет за собой увеличение числа правонарушений со стороны лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (14 лет).
В России около 2 миллионов неграмотных детей. Они оказались за пределами школы, а значит, без школьного питания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды молодых безработных, бездомных, криминальных группировок.
Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослых, но и становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.
Очевидно . что понятие права человека ,а тем более права ребенка не всегда были актуальны
Задание №1
А как вы думаете. Что такое права человека?
работают группах
И только 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция о правах ребенка. Россия подписала этот документ в 1990г.
Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь.
В Конвенции о правах ребенка записано «… Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи.
К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из правил Конвенции – право на семью.
Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенции о правах ребенка.
Игра Коробка
На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.
- Представьте себе, что в коробке лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя! Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету и что представил себе в этой коробке.
(Дети по очереди подходят и показывают, затем каждый раскрывает свою «тайну» – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)
- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке?
- А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать)
- Каким другим словом можно сказать? (Закон)
- Какой закон есть у всех детей мира?
Учитель открывает коробку и достает книгу Конвенция о правах ребенка.
- Наша задача сегодня – узнать :
1. Что люди могут делать и чего не могут?
2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
3. На что они имеют право и на что не имеют?
Игра Кто мы
Выходят по одному чел. От команды
Учитель предлагает сказать несколько слов о стоящем рядом человеке
Учитель: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.
Задание:
Итак, давайте вспомним все, о чем мы с вами сегодня говорили и
поработаем в группах:
1 группа – определит 5 самых важных слов, связанных с темой «Права
ребенка»,
2 группа – сформулирует 3-5 правил соблюдения прав ребёнка,
обращённых к родителям.
3 группа – сформулирует 3-5 правил соблюдения прав ребёнка,
обращенных к одноклассникам
4 группа - сформулирует 3-5 правил соблюдения прав ребёнка,
обращенных к учителям школы.
5 группа - сформулирует 3-5 правил соблюдения прав ребёнка,
обращенных к жителям нашего города.
На листах оформляются результаты работы
А теперь давайте посмотрим слайды. Какие права предоставляет конвенция
Игра:
Права в сказках
В каких сказках и кто из героев нарушал
право на жизнь
(серый волк; Кощей Бессмертный; ведьма; Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Змей Горыныч и др.)
- право на труд
Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Мачеха; Сеньор Помидор; Лиса; Поп; Емеля; Бармалей; Мышь и крот и др.)
- на имущество
(сын жабы; Ведьма, Сеньор Помидор, Сватья Бабариха, Купец, лиса Алиса и кот Базилио, Царь Дадон, Фрекен Бок, Лиса, Волк и др.) (слайд 20)
Угадай героя сказки по описанию
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)
- Какое право нарушается у главного героя в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)
- В сказке «Спящая красавица» девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).
- Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка)
- Какие права были нарушены у мухи- цокотухи? (Право на жизнь, на отдых и досуг)
Играем вместе
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)
- В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике? (Лягушка - путешественница)
- В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
- Ребята, какое право соблюдается?
Здравствуйте, дети.
Что случилось, вы заболели?
Вы не будете болеть,
Ну а вдруг случится,
Буду горлышко вам греть,
В ноги класть горчицу,
К вам домой всегда приду,
Выпишу лекарства,
Ведь нельзя болеть вам всем,
Кашлять и сморкаться.
Задание: учащимся раздаются карточки, где они должны продолжить диалог, отвечая сказочному герою, какие права он нарушает.
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино: …
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок
:..
Волк: «
Козлятушки
- ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…
Учитель: «Знать законы, значит - защищать свои права».
Музыкальные номера.
? Какое право детей вы отразили, участвуя в этих музыкальных номерах.
.Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.
Задание:
Каждая группа выберет 5 главных прав человека из конверта и представит их жюри.
Вывод все права одинаково важны.
Викторина
■ Страна, где человек родился и вырос?.
■ Как называется наша страна?.
■ Самый главный город каждой страны ?
■ Человек, любящий свою родину?
■ Как называется основной закон страны?
■ Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности.
■Как зовут Президента России?.
■ Какие символы государства вы знаете?
■ Как называются правила, которые устанавливает государство?
■ Когда отмечается День России?
Заключение
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у вашего папы?
- У кого больше всего обязанностей?
- А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы)
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
· Уважать права, честь и достоинство всех участников;
· Прилежно учиться;
· Иметь аккуратный вид;
· Соблюдать правила техники безопасности;
· Беречь школьное здание, оборудование;
· Придерживаться общепринятых правил поведения;
· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Календарь правовых дат
21 век - Век ребёнка
1 июня - Международный день защиты детей
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря- День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Международные документы по правам человека
• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
• Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
• Конвенция о статусе беженцев 1951 г.;
• Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
• Конвенция о политических правах женщин 1953 г.;
• Конве нция о правах ребенка 1989 г.;
Международные органы по защите прав человека
Организация объединенных наций
Европейская комиссия по правам человека
Совет Европы.
Комитет по правам человека
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Комитет по ликвидации расовой дискриминации
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Комитет против пыток
Комитет по правам ребенка
Комиссия по правам человека