Учитель МБОУ г. Иркутска СОШ № 40 Рыкова Екатерина Витальевна

Тема: «Центральная Россия: освоение территории и население.» 9 класс

Планируемые результаты:

Личностные: уважение к истории и культуре своей страны;

Метапредметные: формирование и развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний;

Предметные: умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и социальных явлений.

Учебно-методический комплекс: География. Россия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. А.И. Алексеева, карты в атласе и учебнике, электронное приложение к учебнику Холиной В.Н. (фотогалерея Россия- Москва и Подмосковье), htt://www.drofa.ru

Тип урока: изучение нового материала, по технологии развития критического мышления, урок. Взаимообучение

Ход урока.

Организационный этап

Мотивация учебной деятельности. Учитель предлагает посмотреть фотогалерею «Москва и Подмосковье». Это современная Москва. А как давно существует город? Он изменился? Это самый древний город Центральной России? …Мы сегодня и узнаем, как шло освоение территории и есть ли города старше Москвы (по технологии – стадия вызова)

Основная часть урока. Цель: изучение и систематизация учебного материала.

Шаг 1. Учитель разбивает класс на группы и распределяет материал, предварительно разбив текст на смысловые отрывки для взаимообучения. 4 рабочие группы по 6 человек. Каждому члену группы достается разный материал для изучения: 1. История заселения лесной и степной зоны

2. Хозяйство Нечерноземья.

3. Хозяйство Черноземья.

4. Народы Центральной России.

5. Крупные города Центральной России

6.Малые города Центральной России.

Каждый учащийся изучает свою часть текста.

Шаг 2. Стадия осмысления. Идет объединение учащихся в экспертные группы, которым дан для изучения один и тот же материал. Они изучают свой материал сообща, планируют способ передачи информации. Работая с текстом, либо выделяя главное (ключевые слова), либо составляя опорный конспект. Составляется общая схема рассказа по теме.

Динамическая пауза (45 секунд)

Шаг 3. Стадия размышления. Ученики возвращаются в первоначальные группы. Они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом, пользуясь общей схемой рассказа. Задача группы: чтобы каждый овладел всей темой целиком. В группе происходит обмен информацией всех участников, таким образом, складывается общее представление по изучаемой теме: «Центральная Россия: освоение территории и население».

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член овладел всем материалом. Отдельных учеников прошу продемонстрировать свои знания, ответив устно на вопросы:

Как возникли различия в заселенности лесной и степной зон?

Почему различались способы хозяйствования в лесной (Нечерноземье) и степной зонах (Черноземье)?

Какие народы живут в Центральной России?

РЕФЛЕКСИЯ. Прием «Свободная таблица». Выводим на доску все предложения учащихся относительно каждого материала изучения в форме ключевых слов, затем определяем наиболее важные, аргументируя «Важность».

«Свободная таблица» (один из вариантов)

История

заселения

Нечерноземье

Черноземье

Народы

Центральной

России

Города

Смешение славян

Дикое поле

Концентрация населения вокруг Москвы

Разнообразие занятий

Отхожие промыслы

Мобильность

Лидер – сложные технологии

Однообразные благоприятные природные условия

«отработочная» система

Отставание в развитии

Ассимиляция народов

Национальный состав

разнообразен

преобладают русские

Москва

Нижний Новгород

Ярославль

Малые города «Золотое кольцо»

Заключение: основное занятие населения Центра в прошлом- кустарные промыслы: хохломская роспись, гжельские сувениры, ростовская финифть. Что это? Где это? Тема следующего занятия. Домашнее задание: по выбору на стр.59 задание 5(заполнить таблицу) или задание 6, организовать импровизированную выставку.

Проведем самоанализ собственной деятельности:

Сегодня понравилось работать…

Научился…

Заинтересовался…

Считаю полезным…

Увидел возможность проработать тему и планирую…