Быковская Светлана Михайловна,
учитель географии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева»
Тема: «Юг Европейской части России. Особенности населения». 9 класс.
Цели:
Выявить особенности населения Европейского Юга.
Расширить представление о населении и проблемах, связанных с национально – государственным устройством Европейского Юга.
Развивать умения работать по типовому плану с целью выявления особенностей региона.
Задачи:
Определить общую численность населения;
Изучить этнический состав населения, их размещение, плотность и историю заселения территории;
Проанализировать половозрастной состав;
Рассмотреть урбанизацию в данном районе;
Выявить основные проблемы населения в данном регионе.
Оборудование: учебник «География. 9 класс»., изд. «Просвещение» (Полярная звезда), контурная карта, атлас, карта населения Европейского Юга, физическая карта Евразии, климатическая карта мира, учебник, интерактивный диск «Социально-экономическая карта Европейского Юга», презентации и оборудование для показа презентаций.
Характеристика населения ведется по плану (прикреплено к доске под карту. Приложение 3. План урока):
1) Численность населения, ЕП.
2) Национальный состав. К каким языковым семьям относятся народы Северного Кавказа? Районы их проживания. Какие народы имеют свои национально – государственные образования?
3) Плотность населения. Определите территории с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объясните эти различия.
4) Доля городского населения. Везде ли постоянен этот показатель?
5) Специализация городов. Проклассифицируйте города по численности населения. Города - миллионники.
6) Трудовые ресурсы. Какие проблемы, связанные с трудовыми ресурсами, возникают в регионе?
Ход урока:
Орг. Момент.
- Доброе утро ребята и уважаемые взрослые.
- Я хотела бы начать урок с неожиданного, может быть, вопроса. Кто себя считает патриотом? (поднимают руки).
- Что значит быть патриотом? (ответы)
«Любить свою Родину, – значит, знать ее» - сказал В.Г. Белинский. Тогда мы будем гордиться той страной, в которой живем.
- Мы продолжаем изучать самую большую страну мира, ее богатства и особенности для того, чтобы знать свою Родину, гордиться ею, быть патриотом.
II. Проверка домашнего задания. Карточки Приложение 1(работа в парах)
- Давайте вспомним то, что изучали на прошлом уроке. Для этого проверим д/з.
У каждого лежат карточки розового цвета с пятью вопросами. Возьмите их, подпишите сверху и в течение 3 минут ответьте на вопросы.
1. Европейский Юг имеет выход к (Черному, Азовскому, Каспийскому) морям
2.В состав Европейского Юга входят: город федерального значения – Севастополь;
Восемь республик: (Крым, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Дагестан).
Одна область: ( Ростовская)
Два края: (Краснодарский, Ставропольский).
3) Европейский юг занимает приграничное положение т.к….( Украина, Грузия, Азербайджан, Абхазия).
4) Европейский юг богат минеральными ресурсами: (газ, нефть, руды, источники минеральных вод)
5) На территории региона располагается самая крайняя южная точка РФ (гора Базардюзю (Дагестан).
- Время истекло. А теперь поменяйтесь с соседом карточками, возьмите черную гелевую ручку и сверьте ответы на карточке с ответами на доске. Исправьте ошибки, если они есть и поставьте оценку. Оценка равна количеству верных ответов. Сдайте карточки.
III. Изучение новой темы:
Включается фрагмент песни А. Токовой «Народы Кавказа».
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок сегодня? Определите тему.(Дети сами определяют название темы).
- Правильно. Мы будем изучать население Европейского Юга. Изучать будем по плану. А особенности населения вы должны будете по ходу изучения занести в рабочие листы – это таблица, в которую надо вписывать каждую характеристику, с помощью которой описывают население. (На отдельных листочках (приложение 2)
На прошлом уроке я попросила ребят найти информацию, отражающую хронологию событий, происходивших на территории Европейского Юга и выяснить, есть ли связь между территорией Северного Кавказа и Курской областью. Пожалуйста, озвучь свою информацию. (Приложение 3.слайд картины «Пленение Шамиля»)
IX-X вв- появление славянских поселений. На Таманском полуострове образовано русское княжество со столицей Тмутаракань (Тамань)
XI в- степи Причерноморья и Прикубанья во владении половцев
XIII в-присоединение к Золотой Орде
XV-XVIвв. - появление русских казаков в низовьях Дона, возникновение Терского казачьего войска
XVIII в - в результате русско-турецких войн земли Предкавказья, побережье Черного и Азовского морей перешли под контроль России. 1793 г. основан г. Екатеринодар (Краснодар)
XIX- Кавказ и его Черноморское побережье вошли в состав Российской империи. Началось активное заселение и хозяйственное освоение.
Есть ли связь между Курской областью и изучаемой нами территорией? (Если ответа нет, то озвучивает свою информацию ребенок, получивший опережающее задание) (Приложение 3)
Между территорией Северного Кавказа и нашей областью есть связь. Усадьба князей Барятинских Марьино известна, наверное, всем. 25 августа 1859 года в ауле Гуниб князь Александр Барятинский пленил имама Шамиля. Это событие и его последствия остались заметной страницей в отечественной военной истории, а в жизни России того времени имели эпохальное значение: многолетняя Кавказская война, начатая императором Александром I еще в 1817 году, продолжавшаяся в годы правления императора Николая I, завершилась уже при императоре Александре II. Князь Александр Иванович Барятинский был произведен в генерал-фельдмаршалы, награжден орденами Святого Георгия II степени и Святого Андрея Первозванного с мечами. Ему исполнилось тогда сорок четыре года...
Очевидцем сдачи Шамиля был живописец Теодор Горшельт, написавший об этом картину. Горшельт изобразил как Барятинский встречал Шамиля, сидя на камне, в окружении своих подчинённых и горцев из числа присягнувших на верность России.
Дважды в усадьбе Марьино у Александра Барятинского гостил его почетный пленник имам Шамиль со своей семьей и свитой: в 1859 году по пути этапирования из Кавказа в Санкт-Петербург и в 1868 году по личному приглашению князя. О многом, наверное, говорили бывшие враги, ведь переосмысление вражды с Россией началось у Шамиля с первых дней путешествия по дороге в Санкт-Петербург, которое длилось около месяца и превратилось для пленника в способ познания России.
Шамиль с большим интересом ознакомился с системой обучения и побывал в гимназии, восхищался оперой в Курском театре, где гастролировала итальянская труппа, любовался танцами на балах, в Москве его поразили Царь-пушка и высокая мусульманская мечеть, в Туле — оружейный завод... Знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни сказал: «Если бы я знал, как велика, прекрасна и сильна эта страна, я никогда не воевал бы с русскими».
В одном из дальних углов княжеского парка, переходящего в заповедный лес, где нынче проходит оживленная трасса Курск — Льгов, виднеется местная достопримечательность: трехъярусная башня-беседка со смотровой площадкой наверху (архитектор Баженов, 1780). Так называемая башня Шамиля, вероятно, служила имаму Шамилю для вознесения молитв Аллаху.
Спасибо ребята. А теперь переходим к характеристике населения Европейского Юга России.
Назовит
е,
с чего мы начинаем характери
зовать население любого региона? (
Общая численность населения
и
ЕП
).
- По данным Росстата на 1 января 2023 года население всего Европейского Юга вместе с присоединенной Республикой Крым составляет около 23 млн. человек, а это 15,8% населения Российской Федерации. (записывают в таблицу)
- Определите религии, которые исповедуют народы Европейского Юга. В этом вам поможет атлас. Стр.8-9.
Православие и ислам (мусульманство)
- Давайте еще раз обратимся к данным Росстата. Назовите субъекты РФ с положительным ЕП. (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская респ,Чеченская рес)
- Напомните, пожалуйста, из чего складывается общий прирост населения? (Из ЕП и миграционного).
-Как по другому сказать миграция? (Механическое движение)
- Используя статистические данные, определите миграционный прирост Европейского Юга (17874-12610=5264). Молодцы. Это задача из билетов.
2. -Следующая характеристика? (Национальный состав)
Назовите и покажите на карте у доски субъекты, входящие в Европейский Юг.
Какие народы имеют свои национально – государственные образования?
Народы
Национально-государственные образования
адыгейцы
осетины
ингуши
чеченцы
балкарцы, кабардинцы
Адыгея
Алания
Ингушетия
Чеченская респ.
Кабардино-Балкария
дагестанцы
Дагестан
карачаевцы, черкесы
Карачаево-Черкесская респ.
- Хорошо. А теперь задание «минутка».
Слабые ученики находят в тексте §36 информацию о современном этническом составе республик Европейского Юга.
Остальные ребята открывают атлас на стр.8-9 и определяют какие народы проживают на изучаемой территории и помечаем в таблице.
Ребята, что вы нашли в тексте параграфа? (зачитывают стр.138)
И так, читаем карту. Какие народы здесь проживают? Не забываем помечать в таблице (ответы)
Какой вывод мы можем сделать в отношении этнического состава этой территории?
(Это самый многонациональный регион России. А самая многонациональная республика это Дагестан. Там проживает больше 30 народностей.)
А еще на этой территории проживает один из самых малочисленных народов на планете – Это табасараны. (Приложение табасараны)
Какую необходимую черту характера вы бы выделили для людей проживающих здесь? (терпимость, толерантность – много народов со своим укладом и традициями. Надо уважать всех)
Правильно! Величие нашей страны в ее народе. Россия многонациональная страна. Жить в мире и согласии, уважая интересы друг друга, необходимо.
Следующий пункт характеристики «плотность населения».
Изучите карту атласа «Плотность населения». Что вы можете сказать о плотности населения Европейского Юга?
(Это густо населенный район, но неравномерно. Наиболее плотно заселены равнины и предгорные районы)
Определите территории с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Чему она равна? (стр.6-7)
(наибольшая – Крым, Краснодарский край, Дагестан, Чечня, Кабардино_Балкария, Северная Осетия; вся остальная территоря имеет плотность от 10 до 50 чел/км, это тоже большая плотность)
Чем объяснить такие различия?
Наибольшая плотность в промышленных центрах и в районах с благоприятствующими для растениеводства природными условиями: Краснодарском крае, Республике Крым. Как правило, плотность уменьшается по мере продвижения в горы. И это логично. Ведь одним из важнейших факторов, определяющих плотность населения, является рельеф. В гористой местности плотность населения всегда ниже, чем на равнинах. Это связано со сложностью коммуникации с районом, ведь в горах сложнее построить дорогу, здание, метро и так далее.
- Обратите внимание на карту плотности сельского населения. Чем можно объяснить такую плотность?
(Плотность большая – 25 чел/км., теплый климат и равнинность территории – земледелие, в горах чаеводство и овцеводство)
- Сельские поселения в горах называются аулы, а на равнинной территории расположены сельские поселения, которые называются станицами. Они протягиваются на десятки километров и насчитывают более 12 тыс. жителей. Но в России городом считается населенный пункт, в котором больше 12 тыс. жителей. Почему станицу мы называем сельским поселением?
(Жители заняты в сельском хозяйстве)
Но сельское население занимается не только сельским хозяйством. Село Кубачи прославилось своими ювелирами. (Приложение Кубачинские ювелиры)
Урбанизация – следующий пункт плана.
Нам предстоит ответить на вопросы много ли городов на территории, есть ли особенность в их размещении, есть ли крупные города.
(В основном средние по численности города (100-500 тыс) протягиваются полосой по предгорьям Сереного Кавказа, есть на побережье. 2 крупных города (500-1млн) – Краснодар и Махачкала, есть город –миллионник – Ростов-на-Дону)(стр.6-7)
- Отметьте на к/к крупные города.
- По приложению в учебнике ( стр.223) определите долю городского населения района и сделайте вывод об уровне урбанизации.
(доля городского населения 55,4%. Урбанизация низкая, связана со значительной ролью агропромышленного комплекса в его экономике)
Как вы думаете, какова специализация многих городов этого района?
(города-курорты)
Новороссийск – главный южный порт России.
Севастополь – главная база Черноморского флота России.
Кизляр – первый из сохранившихся на Тереке русских городов.
Ростов-на Дону – город-миллионник, главный выход в открытое море для Волго-Камского бассейна.
Дербент – древний (438г.) контролирует проход из Азии в Европу.
А) Сообщение про « Дикое поле»
Б) Народы и языковые группы. (записать в таблицу)
Работа с иллюстративным материалом учебника стр. 230 табл. 230 и картой народов в атласе. ( в тетради) все тетрадь 1 у доски заполняет . (Приложение 7)
Языковые семьи
Языковые группы
Народы
Территория проживания
Проверка: индивидуально у доски по карте.
Посмотреть видеофрагмент «Традиции и обычаи населения Северного Кавказа»
Физминутка.
Плотность населения.
(запись в тетрадь) а) Густо населенный район, но не везде. Наиболее плотно заселены равнины и предгорные районы
Б) Средняя плотность 47 чел на 1 кв км.
Сравнить с Центральной Россией. По карте плотности населения найти города миллионеры и отметить их на контурной карте и на интерактивной карте у доски
4. Урбанизация (записать в таблицу)
Урбанизация низкая 54%(связана со значительной ролью агропромышленного комплекса в его экономике)
4. Половозрастной состав (записать в таблицу)
(запись в тетрадь)
Преобладают женщины
5. Проблемы населения (записать в таблицу)
(запись в тетрадь) А) Высокий уровень безработицы
Б) Этнические конфликты
Сообщение «Этнические конфликты. Беслан»
Закрепление по пунктам, которые перешли из целей в достижения.
Называем то, что запомнили по каждому пункту.
V. Оценка знаний учащихся.
VI. Д/з § 36. задание 6 стр.139
VII. Рефлексия
Вопросы для само оценивания (можно выбрать любые)
-Это урок мне понравился (не понравился) потому, что
-Наиболее трудным мне показалось
-Самым интересным
-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы сделал(а) следующее
-Я бы хотел(а) попросить своего учителя
И мне очень хочется, чтобы после нашего путешествия в ваших умах и сердцах осталась гордость за нашу великую многонациональную страну и о самом благодатном районе России - Европейском Юге.
Список использованной литературы.
Бутов В. И. Основы региональной экономики: учебное пособие – Ростов-на-дону, изд. центр «Март», 2001.
География 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (Полярная звезда),
–
Москва «Просвещение»,
2020
.
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. и др.
География.
География России. Хозяйство и географические районы. Учебник.
9 класс
.
– Москва:
Просвещение/Дрофа, 2020
.
Жижина
Е.А.
Поурочные разработки по географии. 9 класс
:
пособие для учителя / Е.А.
Жижина
. – 3-е изд., эл. – 1 файл
: 335 с. – Москва : ВАКО, 2020.
Жижина
Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. –
Москва
:
ВАКО, 2020.
Радионова
И. А.
Экономическая география Российской Федерации
:
Учеб
.
п
особие по географии / И. А. Родионова. - Москва
:
Моск
. лицей, 1998. - 149 с.
Интернет ресурсы.