Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково Тверской области Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе?Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш, ш? подготовила учитель начальных классов Сутягина Наталья Васильевна 2024 Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте) Тип урока: урок объяснения нового материала Тема: Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш,ш Цель: Познакомить обучающихся с буквами Ш, ш и особенностью звука, который обозначает данные буквы, с ролью звука и буквы в русском языке. Планируемые результаты: Предметные: формировать умение выделять звук [ш], характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами. Метапредметные УУД: 1)Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия. 2)Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели. 3)Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение. 4)Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству. Оборудование: учебник ?Азбука? В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, сигналы светофора, счётные палочки, шаблоны букв. Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звук [ш]- это всегда твёрдый согласный, обозначается буквами Ш, ш, научиться читать слова с изученными буквами. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика I этап. Организационный момент. Цель: создание благоприятной обстановки, эмоционального настроя -Мы урок начнём с разминки: Выпрямили свои спинки, на носочках потянулись. Влево, вправо повернулись. И гостям всем улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять Урок пора нам начинать. Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы ваши язычки забегали вперёд ума. Покажите светофором своё настроение. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше Дети садятся за парты, дарят друг другу улыбки Показывают своё настроение глазком светофора II этап. Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового. -Вспомните, пожалуйста, какие буквы мы изучили? - На какие 2 большие группы делятся звуки изученных букв? - Что мы знаем о согласных звуках? - Отгадайте загадки: Круглый, гладкий, как арбуз…? Цвет — любой, на разный вкус.? Коль отпустишь с поводка,? Улетит за облака. (Шар) Ой, кусается мороз!Варежкой закрою нос!Чтобы голову закрыть,?Надо всем eё носить! (Шапку) На зелёной ножке фонарики, горошки Ароматны и милы поскорей их назови (ландыш) - Какой звук повторяется в этих словах? Гласные и согласные. Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими. Высказывают предположения III этап. Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для частично-поискового метода. - Откройте, пожалуйста, ?Азбуку? на стр.17 Посмотрите внимательно на эту страницу. Что нового увидели? -Назовите тему нашего урока. -Определите тип урока. У нас сегодня урок закрепления полученных знаний или урок новых знаний? Звук [ ш ]. Познакомиться с новой буквой и новым звуком. Закрепление полученных знаний и урок новых знаний. IV этап Поиск решения проблемы - открытие нового знания. Цель: развитие знаково- символических действий, навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов. V.Физкультминутка VI. Продолжение поиска решения проблемы - открытие нового знания. - Посмотрите на схемы слов в красной рамке и скажите, какие слова спрятались в них? Поработайте в парах. Исследуйте звукобуквенные схемы. (Документкамера) - Какие звуки нас интересуют в этих схемах? - Посмотрите друг на друга и произнесите первый звук. -А теперь дайте характеристику этому звуку. -Теперь произнесите последний звук второго слова. Дайте характеристику этому звуку. - Назовите мне слова, в которых слышится звук [ ш]. - Ребята, я буду называть слова со звук [ ш]. Если звук стоит в начале слова - вы приседаете, в середине слова - хлопаете, в конце слова - шагаете. Марш, шишка, окошко, крыша, шелест, игрушка, картошка, шоколад, мышь, кошка, шарф, шина, кукушка, груша, шутка. - Еще раз произнесите новый звук. Охарактеризуйте его. Этот звук обозначается буквой. Кто знает какой? На что похожа буква Ш.? - Сложите из палочек букву Ш. - Посмотрите на алфавит и найдите место буквы ш в алфавите. Шкаф, карандаш 1.Работа в парах на местах: читают модели, дают характеристику каждому звуку. 2. Работа у доски: в слове ?шкаф? один слога, первый звук [ш], второй звук – [к] – согласный, твёрдый, глухой, третий –[а] – гласный, ударный, четвёртый –[ф] – согласный Второй ученик: в слове ?карандаш? три слога. Первый звук в слове [к] –согласный, твёрдый, глухой, второй – [а] – гласный, безударный, третий звук –[р] - согласный, твёрдый, звонкий, второй – [а] – гласный, безударный, [н] –согласный, твёрдый, звонкий, [д] – согласный, твёрдый, звонкий, [а] – гласный, ударный, последний звук [ш], В слове ?шкаф? нас интересует первый звук [ш ]. Это согласный, глухой, твёрдый. В слове ?карандаш? звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый. Называют слова Дети выполняют упражнения [ш] - согласный, глухой, твёрдый. Буквой Ш. конструирование новой буквы. Поиск информации в учебнике. VII. Первичное закрепление. Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой. развитие навыка анализа и синтеза. 1)-С каким звуком мы познакомились сегодня? - Какова его особенность? Повторим. - Какой буквой он обозначается? 2) Чтение слогов. Ша шу шо - Как произносится звук [ ш] в этих слогах? Ше ши -Как произносится звук [ ш] в этих слогах? Что можно сказать про звук [ ш]? Прочитайте слова: шишка , карандаши, уши, груши, шалаши, спешил. Что необычного заметили? -Какой вывод можно сделать? -Найдите вывод на стр. 17. Большая печатная буква Ш, маленькая печатная буква ш, обозначает согласный глухой твёрдый звук [ ш]. Чтение слогов с изученной буквой Всегда твёрдый согласный звук. Звук [ш] не бывает мягким. После ш стоит буква и, но произносится звук твёрдо. Вывод: ши пиши с буквой и VIII. Упражнение в чтении слов Работа в парах Цель: развитие навыка анализа и синтеза, наблюдение над значением слов - Прочитайте слова в столбиках на данной странице. - Назовите слова, которые записаны с заглавной буквы. - Найдите в столбиках слов название четвероногого животного. Где в слове слышится новый звук? Чтение столбиков слов с новым звуком. IX.Физкультминутка Под листочкомЖук проснулся,Потянулся и встряхнулся,Брюшко, нос, глаза, усыВымыл капелькой росы. Дети выполняют упражнения. Х. Работа с текстом. Цель: Работать со структурой текста: выборочно читать, находить информацию в тексте, формулировать простейшие выводы на основе этой информации. - Прочитайте текст ? цепочкой?. -О чём текст? ( О том, как в лесу наступила осень). -Как бы вы его озаглавили? -Какие деньки стояли? -Как вы понимаете выражение ?горели кисти рябин?? -Как ещё можно назвать предметы красного цвета? -Как понимаете слово ?кисти?? -Когда мы ещё встречаем в речи слово ?кисти?? -Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? - Найдите в тексте слова, в которых букв больше, чем звуков? Чтение текста. ?Осенний лес?, ?Прогулка в лесу?, ? Дети в лесу?, ?Осень?). Ответы на вопросы. Кисти ягод рябины были очень зрелые и красные Алые, багряные. Это ягоды, собранные в пучок, зонтик. Кисти для рисования, кисти руки, малярные кисти ХI. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции. - Что для вас оказалось новым на уроке? - У кого были затруднения? Какие? - Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке. - Что для вас оказалось новым на уроке? - У кого были затруднения? Какие? - Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке.: закрасьте шаблон изученной буквы цветом, показывающим ваше настроение в конце урока. Рефлексия собственной деятельности Используемые источники: Т. В. Игнатьева Методический комплект . Азбука. Поурочные разработки по обучению грамоте , 1 класс. Москва, издательство ?Экзамен?, 2012 г О. Жиренко, А.А. Обухова Азбука. Поурочные разработки по обучению грамоте , 1 класс. Москва, издательство ?Вако??, 2016 г В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина. Азбука. Учебник для общеобразовательных организаций, 2 часть, Москва ?Просвещение? , 2023
Конспект урока литературного чтения 1 класс