Конспект урока



на тему ?Любовная лирика М.Ю.Лермонтова?
                                                            9 класс








Работу выполнила
Хабиева Эмилия Равилевна, 
учитель русского языка и литературы 
ГБОУ ? Лаишевская школа-интернат для детей с ОВЗ?
 













Тема: Любовная лирика М.Ю.Лермонтова.
Цель урока: постепенное проникновение ?во внутренний мир и любовную лирику М.Ю.Лермонтова.
Задачи урока: 
вызвать интерес к личности и творчеству поэта; 
раскрыть духовный потенциал и творческое воображение учащихся
создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии

Оборудование: тексты стихотворений, тетради, компьютер, интерактивная доска,колонки.

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть.
М.Ю.Лермонтов.

ХОД УРОКА
Оргмомент
Сообщение темы урока .
Знакомство с целью и задачами урока.
 Знакомство с новым материалом
          (  На интерактивной доске портрет М.Ю.Лермонтова, играет фоновая музыка Ф.Шопена)           Сколько слов, стихов, песен сложено о любви! Чувстве, которое близко людям всех поколений, чувстве, которое будоражит кровь и разум, чувстве, которое рождает потрясающие по своей силе строки и метафоры… Любовная лирика - пожалуй, один из самых красивых жанров, по сути это сама жизнь, переданная автором в образах и строфах. Именно со стихотворений о любви чаще всего начинается творческий путь поэта, становление его рифмы и слога.XIX-XX вв. подарил нам прекрасные образцы любовной лирики: стихотворения М. Лермонтова и Ф. Тютчева, А. Блока и К. Бальмонта, М. Цветаевой и А. Ахматовой и многих других. Их строфы стали романсами и песнями, разлетелись на цитаты, вырастили поколение людей, влюбленных в поэзию и литературу.
Сегодня мы обратимся к любовной лирике М. Ю. Лермонтова. Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд. 
Всякий плакал, кто любил         Любил ли он морские волны         Иль сердце женщине дарил… (поэма “Моряк”)
Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов и  на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни .
Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу. Идейные искания и душевные тревоги Лермонтова нашли отражение в его лирике и прежде всего, в любовной лирике. А сейчас обратим внимание на эпиграф урока:

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть.

М.Ю.Лермонтов

-  Как вы понимаете эти слова поэта?
- Что для Лермонтова есть любовь? Какую роль играла она в его жизни? Какое место занимала в его судьбе?
–  На эти и многие другие вопросы мы ответим с вами в конце урока, а сейчас мы  начинаем знакомиться с отдельными его произведениями о любви.
 
1. Сообщение ученика об Ивановой Н.Ф.  
Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова “Н. Ф. И. ”. К ней относится большой цикл стихов 1830-1832гг., примерно 40 стихотворений ,так называемый ?ивановский цикл?.
Летом 1829-1832 гг, Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных – родственников со стороны бабушки. Многие стихи этих лет имеют посвящение: “Н. Ф. И. ”, “Н. Ф. И-вой”, “К. И. ”, “И-вой”. Некоторые из этих стихов вошли в драму “Странный человек”. Наталья Федоровна Иванова (1813-1875), дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова, автора известной в те годы пьесы ” Семейство Старичковых” и трагедии “Марфа Посадница”. 
Ободренный  в начале знакомства с Ивановой ее вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения окончились разрывом, что придало мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают ревность, упреки в обмане, мотивы неверия в прочность женского чувства. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара, который недопустимо тратить на недостойные предметы.
Разрыв с Ивановой относится, видимо, к лету 1831 года. 
Вскоре Иванова вышла замуж за офицера Н.М.Обрескова. Н.Ф.Ивановой посвящено стихотворение К* (?Я не унижусь пред тобою…?)1832г. Этот итог драматических для поэта отношений, своего рода страстный монолог, построенный как обвинение отвергнувшей его возлюбленной. 
В лирике поэта появляются трагические ноты, ” мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане”, – писал В. А. Мануйлов. 
В предисловии к драме “Странный человек” Лермонтов говорит: “Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, – тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей”. Но раскаяние, вероятно, не посетило душу Н.Ф. Ивановой, она вышла замуж, и уехала в Курск. 
Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее “мраморный кумир”, “бесчувственное божество”. 

2. Анализ стихотворения ?Я не унижусь пред тобою…? (1832)
                К * 
 Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам, И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней. Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их? Быть может, мыслию небесной И силой духа убежден, Я дал бы миру дар чудесный, А мне за то бессмертье он? Зачем так нежно обещала Ты заменить его венец, Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец! Я горд!.. прости! люби другого, Мечтай любовь найти в другом; Чего б то ни было земного Я не соделаюсь рабом. К чужим горам под небо юга Я удалюся, может быть; Но слишком знаем мы друг друга, Чтобы друг друга позабыть. Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил; Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку — Безумец! — лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену?
Ты знала -  я тебя не знал.

-  Выразительное чтение стихотворения (учителем или заранее подготовленным учеником)
– Это стихотворение обращено к Наталье Федоровне Ивановой , в которую Лермонтов одно время был пылко влюблен.Данное стихотворение подводит итог их взаимоотношениям. В начале июня 1831 года Лермонтов несколько дней гостил под Москвой в семье покойного драматурга Ф.Ф.Иванова, в дочь которого, Наталью, девушку удивительной красоты, был без памяти влюблен. Восторженное обожание, стихотворные признания юного поэта льстили самолюбию избалованной успехом девушки, сначала она благосклонно относилась к нему. Но в последний приезд к Ивановым, в усадьбу на берегах Клязьмы, Лермонтов, в обиде на нее, пишет это стихотворение. - Какое настроение преобладает в этом стихотворении? (чувство разочарования, неразделенная любовь, измена любимой девушки…)
- В чем обвиняет лирический герой свою возлюбленную? (Не оценила по достоинству чувство лирического героя: ?Такой души ты знала ль цену??)
- В чем он упрекает и ее, и себя?
( Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество: ????Как знать, быть может, те мгновенья, ????Что протекли у ног твоих, ????Я отнимал у вдохновенья! 
   А чем ты заменила их?????Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал: ????Зачем ты не была сначала, ????Какою стала наконец! )- О какой мести мечтает лирический герой? В чем наивность таких угроз?
(Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил; Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил?
Наивность этих слов в том, что если возлюбленная не отвечает взаимностью, то ее это не должно огорчить)
- Охарактеризуйте лирического героя стихотворения?
(Лирический герой полон самоотверженно любви горячей любви, он готов откликнуться на чувства возлюбленной всей душой. Но все безмерные жертвы души оказываются напрасными. Герой узнает лишь ?коварную измену? - та, кого он считал ?ангелом?, превращается в порочную женщину. Герой остается гордым и одиноким, свободным и вновь готовым к любовному порыву. Он доверчив. Он жаждет счастья)
- Какой прием положен в основу произведения?
(В основу произведения положен прием антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды – горестному разочарованию)
- Какие выразительные средства помогают поэту передать сложное душевное состояние?
(Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты (?дар чудесный?, ?коварную измену?), метафоры (?пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам?, ?мгновенья…я отнимал у вдохновенья?, ?тебе я душу отдавал?), иносказания (?ангел?, ?бессмертие?), гиперболы (?целый мир возненавидел?, ?я был готов…целый мир на битву звать?, ?и в страсти стану клясться всем?).
- Какие стилистические фигуры создают эффект взволнованности речи лирического героя, наполненной глубоким чувством?
(?Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Автор часто употребляет риторические восклицания и вопросы (?Как знать, быть может, те мгновенья,/Что протекли у ног твоих, _Я отнимал у вдохновенья! /А чем ты заменила их??, ?Зачем ты не была сначала, /Какою стала наконец!?, ?Иль женщин уважать возможно, /Когда мне ангел изменил?? и др.),  анафоры: (?И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…?, ?Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…?). Все эти особенности произведения создают эффект взволнованной речи, наполненной глубоким чувством, создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.)- Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” исполнено горестным ожесточением и сожалением о напрасно растраченном жаре души. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное отношение к любви. Но все же в стихотворении звучит также устойчивый в лирике Лермонтова мотив ?неизгладимости? любви: ?Но слишком знаем мы друг друга, / Чтобы друг друга позабыть?.

3. Подведение итогов

- В чем вы видите трагедию лирического героя? Какими причинами можно объяснить ноты скепсиса и неверия, звучащие в стихотворениях поэта о любви?

Белинский В.Г. о творчестве Лермонтова сказал: ?Боже мой! Сколько эстетического в этом человеке! Какая нежная и тонкая 
поэтическая душа в нем!? 
- Согласны ли вы с мнением Белинского?

Признавая неизбежность разлуки и обреченность земного счастья, лермонтовкий герой утверждает и необыкновенную ценность любви, и святость тех редких минут, когда он был вместе с возлюбленной.
             Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда его прекрасные произведения, его стихи.
- Какие стихотворения М.Ю.Лермонтова о любви вам особенно понравились и почему?

III. Домашнее задание
?
- Выучить наизусть и проанализировать любое стихотворение о любви М.Ю. Лермонтова (по выбору учащихся)