Платицина Лариса Александровна
учитель музыки МОУ ?средняя общеобразовательная школа 40? г. Магнитогорска

Конспект урока музыки. 8 класс. 
Тема: В музыкальном театре. Рок-опера ?Преступление и наказание?

Цель урока: Обобщение знаний учащихся о лёгкой и серьёзной музыке, о музыке третьего направления. Знакомство с рок – оперой Э. Артемьева ? Преступление и наказание?.
Задачи урока:
Воспитывающая:
Продолжить формирование духовно-нравственной культуры через приобщение к высокохудожественным музыкальным произведениям, способствовать расширению музыкального информационного пространства.
Обучающая:
Актуализировать имеющиеся теоретические знания о жанрах ?опера? и ?рок?. Дать представление о новом жанре, на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы ?Преступление и наказание?, выявить особенности, характерные для данного жанра.
Развивающая:
Продолжить работу по формированию музыкальной культуры учащихся, сформировать способность к оценке произведения искусства с позиций его уникальности. 
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу;
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Коммуникативные УУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе,
- умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные УУД:
- осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с рок – оперой Э. Артемьева ? Преступление и наказание?-закрепят понятие драматургия оперы, интерпретация идеи романа, -научаться анализировать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, научаться выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач.
Личностные УУД: 
- будет сформирована мотивация к обучению и познанию; адекватная самооценка; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Регулятивные УУД:
- умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:
- воспринимать на слух музыкальное произведение;
- давать образную характеристику прослушанного произведения.
Коммуникативные УУД:
- потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.
Технологии:
Технология сотрудничества;
Информационно – коммуникативная технология;
Технология развивающего обучения;
Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Ход урока

На этом уроке вы познакомитесь с переосмыслением романа Федора Михайловича Достоевского с позиции нашего современника, композитора XXI века – Эдуарда Артемьева. В рок-опере этого композитора вы услышите сочетание русских (зачастую подлинных) интонаций и различных направлений рок-музыки (от тяжелого, до балладного и даже популярного). Интерпретации одного и того же сюжета в разных видах искусства помогут вам  сделать выводы об отношении героев оперы к добру и злу, добродетели и греху, смирению и гордыне. Вы сможете понаблюдать, как автор воплощает художественные образы через традиционные и новые средства художественной выразительности.

На уроке
Вы узнаете:
Интересные факты из биографии композитора Э. Артемьева
Историю создания его рок-оперы ?Преступление и наказание?
Вы научитесь:
Выявлять в произведениях полистилистики элементы различных стилей, жанровые, ритмические и мелодические цитаты
Вы сможете:
Оценить актуальность русской классической литературы для современников и возможности ее интерпретации в музыке на примере рок-оперы Э. Артемьева ?Преступление и наказание?.
Выявить принципы драматургического развития в современном сценическом произведении
Пронаблюдать за процессом нравственного выбора героя между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней
Ключевые слова:
Рок-опера, музыкальный образ, полистилистика.

Сегодня мы обратимся к творчеству современного российского композитора Эдуарда Артемьева. Его имя у многих ассоциируется с электронной музыкой,  необычными звучаниями, которые вызывают удивление, восхищение, а порой и недоумение… Но при этом его композиторский стиль легко различим в современном звуковом космосе по характерному и, совершенно  необъяснимому акустическому комфорту, исключительному богатству оттенков музыкального языка. Его особый образный мир, потрясающее чувство пространства поражают воображение…
В адрес музыки Артемьева раздаются признания, касающиеся различных ее сторон. Например, технической - "непонятно, как это сделано..", "в природе нет подобных тембров!"… Или эстетической - "бесконечно красиво"; а что еще важнее – духовной: "музыка как столкновение с истиной"… 
Включить аудиозапись: Э.Артемьев – Мозаика 
Академическое образование Артемьев получил в Московской государственной консерватории по классу композиции Юрия Шапорина. Встреча с инженером Евгением Мурзиным - создателем одного из первых в мире синтезаторов - решила его судьбу. Это произошло в 1960 году. 
В 1968  на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции Мурзин представлял свой музыкальный инструмент "АНС". Это было чудо советской электроники, которое изобретатели назвали в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина – по его инициалам ?А?, ?Н?, ?С?. Вместе с удивительным инструментом в Европу приехала и экспериментальная музыка Артемьева. После чего в итальянской  прессе появилось знаменательное сообщение: "Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве". 
Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них?— три работы?Андрея Тарковского: ?Солярис? (1972), ?Зеркало? (1975), ?Сталкер? (1978), фильмы?Н. Михалкова,?А. Кончаловского?и?В. Абдрашитова. 
Включить отрывок из фильма Сталкер
Благодаря работе в кино появились и лучшие его песни: ?Полёт на дельтаплане?, ?Затихло где-то танго?, оригинальные песни-баллады, песни-поэмы, звучащие в исполнении Валерия Леонтьева,?Жанны  Рождественской,?Роксаны Бабаян. 
Примером синтеза электронного рока и симфонической музыки?является вокальный цикл Эдуарда Артемьева ?Кто я?? на стихи?Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской. 
Более 35 лет назад композитор Эдуард Артемьев начал работать над новым крупным сочинением по мотивам романа Ф. М. Достоевского ?Преступление и наказание?. 
Включить презентацию (запись в тетрадь)
Бедный студент Родион Раскольников идет на преступление (убивает старуху-процентщицу), за которым неизбежно следуют муки совести: его душа, отягощенная грехом убийства, мечется между верой и безверием, надеждой и отчаянием. Расследование сыщика Порфирия Петровича в конечном итоге выводит следствие на Раскольникова, но еще до знакомства со следователем Родион встречает настоящую любовь (Соня Мармеладова). Она поможет ему прийти к покаянию. 
Эта история  как под лупой микроскопа показывает таинственный мир души человеческой… Бездонной, как пропасть греха и возвышенной, как смиренное покаяние…
Первоначальный замысел подсказал композитору режиссер Андрей Кончаловский.   В соавторстве с поэтом  Юрием Ряшенцевым  и при участии Марка Розовского было создано либретто  оперы-мистерии ?Раскольников?. Но?по разным причинам эти невероятно одаренные люди долго не?могли воплотить свой замысел в?жизнь. 
Менялись времена, и менялась, переписывалась  концепция спектакля. По мере изменения либретто, изменилось и название.  В итоге к началу XXI века под названием ?Преступление и наказание? появилась современная партитура рок-оперы. 
В этом сочинении отразилась вся многогранность творческой личности Артемьева: его знания в области электроники, кинематографическое мышление, безупречная консерваторская школа композиции, выдающийся мелодический талант автора популярных песен….
Произведение является ярким образцом полистилистики.(определение в тетрадь)
Полистилистика (от греч. - многочисленный и стиль) — намеренное сочетание в одном произведении несовместимых (или, по крайней мере, резко различных, разнородных) стилистических элементов.
 Автор легко и органично сочетает электронные звучности с классическим оркестром, джазовые гармонии с фольклорными попевками, экспрессивный рок с пошловатой ?попсой?. Рок-оперу ?Преступление и наказание? смело можно назвать энциклопедией современной музыки – так много различных течений и стилей объединила она в себе.
Однако поставить оперу на сцене удалось лишь в  2016 году. 
Время действия авторы размыли, и в нём угадываются черты и прошлого, и настоящего, а, может быть, и будущего…Изменения коснулись и партитуры: из четырёхчасового материала был собран более компактный вариант, в котором, однако, сохранены все музыкальные стили, задуманные композитором. Здесь переплетаются и рок, и фольклор и городской романс.
Лейт-мотивом через весь спектакль проходит образ шарманщиков, которые бесстрастно и нарочито просто комментируют весь ход событий. Большая часть действий происходит на Сенной площади, где кипит пёстрая, многоликая, шумная жизнь.  По замыслу режиссера, ?Сенная? символизирует собой всю Россию. 
?Баллада шарманщика? видео
Характер Раскольникова за тридцать лет тоже несколько раз менялся. Артемьеву даже пришлось переписывать музыку, потому что режиссёр хотел сделать главного героя более жёстким. Раскольников - не просто бунтарь-одиночка, а революционно настроенный рэпер. Под кроватью у него сложены стопкой ?Капитал? Маркса, томик Ницше и ?Майн Кампф? А. Гитлера, а на стене висит плакат ?Ленин-гриб?, - своеобразный ?привет?  из эстетики лихих девяностых годов. 
Ария Раскольникова ?Что со мной??
Ария Раскольникова ?Не все на свете люди муравьи?
Противоположный полюс – это Соня Мармеладова.  Образ всепрощающей любви, она является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего. 
Ария Сони Мармеладовой
Рок-опера звучит мощно и современно, каждая мелодия помогает максимально раскрыть характеры персонажей. 
Оригинальное прочтение классического романа не только помогает молодому поколению приблизиться к одному из шедевров русской литературы - оно заставляет задуматься. Как различить добро и зло, как найти свою дорогу между  смирением и гордыней…
Сколько бы ни прошло десятилетий ответы на эти вопросы придется искать каждому из нас …

Рефлексия: 
Синквейн

Схема построения синквейна:
 первая строка – тема синквейна, чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
 вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;
 третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы); 
четвертая строка – четыре слова, законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
 пятая строка – одно слово, подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).