Аль-Хлиль Анжелла Александровна.
Конспект урока «Мы помним! Мы гордимся!»
Я работаю в школе тьютором у детей с особыми образовательными потребностями – детей с расстройством аутистического спектра. Такие дети иначе воспринимают мир, со свойственной им «уникальностью». Им с трудом дается социальная адаптация, коммуникация и взаимодействие. Они часто испытывают необоснованные страхи, проявляя импульсивость действий, а порой и агрессивность. Сложно предугадать, что сделает ребенок с РАС в следующую минуту, реакция может быть разнообразной: от восторга и увлеченности до истерики и потере чувства реальности. Наша задача как тьюторов не только найти способы эффективного взаимодействия с такими детьми, но еще и обучить их элементарным представлениям о себе, своей семье.
Обучение детей с расстройством аутистического спектра происходит в тесном сотрудничестве с родителями. Только так можно добиться положительных результатов. В нашей школе родители активно участвуют в жизни класса и школы. Посещают родительские собрания, всегда поддерживают идеи педагогов и ответственно подходят к выполнению поручений, хотя порой это бывает не просто.
В рамках конкурса «Крепкая семья-крепкая Россия» хочу представить вашему вниманию конспект урока «Мы помним! Мы гордимся!». В рамках этого урока происходило знакомство детей с членами семьи, прабабушками и прадедушками, участниками Великой Отечественной Войны.
Ход урока.
Встаем все в круг, беремся за руки и произносим стихотворение :
«Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Кто пришел сегодня в класс?
Называй себя сейчас» (дети, которые умеют говорить, произносят свое имя по очереди. За тех кто не умеет говорить – имя называет тьютор)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вот и кончился кружок
И пора нам на урок».
Такое начало урока дает понять ребятам, что пора садиться за парты и слушать учителя. После того как все дети на своих местах, включаем небольшой видеоролик про Великую Отечественную Войну.
Дети с РАС визуальную информацию воспринимают лучше, поэтому для усвоения материала подготавливаем карточки и фотографии по просмотренному ролику. Картинки должны быть такие-же как в видеоролике, это дает возможность закрепления визуального образа для его соотнесения с речью педагога.
Далее показываем фотографии прабабушек и прадедушек, четко проговаривая имя (например, «Роман – прадедушка Сергея»). При этом ребенок, чье имя называют, по очереди выходят к доске.
Так как дети с расстройством аутистического спектра часто неусидчивы, то урок должен длиться не более 20-25 минут.
В конце урока делаем общее фото со стенгазетой с фотографиями прабабушек и прадедушек.
На мой взгляд рассказывать детям с расстройством аутистического спектра о своих прабабушках и прадедушках можно и нужно. Главное найти подход к каждому ребенку – и обязательно будет результат. Пусть и не сразу, но будет.