Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

по УМК «Перспективная начальная школа»

« Орфограммы в корне слова »

Учитель начальных классов:

Тикунова Жанна Валерьевна.

Череповец

2022

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Цель для учителязакрепление правописания слов с орфограммами в корне.

Цель для обучающихся: закрепление правописания слов с орфограммами в корне.

Задачи для учителя:

- систематизировать и обобщать знания учащихся о правописании слов с орфограммами в корне;

- способствовать развитию орфографической зоркости;

- формировать УУД:

Регулятивные:

уметь определять и формулировать  цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уроке;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные:

формирование учебной мотивации

;

создание проблемной ситуации

.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

Учиться работать в паре.

Познавательные:

Уметь решать орфографические задачи;

Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Задачи для обучающихся:

аходить место орфограммы в слове;

-определять тип орфограммы;

ыбирать способы проверки слов с орфограммой;

-применять полученные знания на практике.

Методы обучения:

- активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками - по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский);

- применение приобретенных знаний- на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.);    

- творческая деятельность- на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.);    

- закрепления -на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.);        

- проверки знаний, умений и навыков- на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.);    

- частично-поисковый (эвристический)- по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);

- исследовательский - по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);

- по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). 

Оборудование и технические средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор; экран.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Русский язык», автор М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова; деформированный план урока (на карточках) приложение 1; индивидуальные рабочие листы, приложение 2.

Планируемый результат работы: обучающиеся должны знать и понимать: что такое орфограммы и разные способы проверки орфограмм в корне слова.

Критерии оценки результата урока:

-направленность  учебной деятельности на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов учебной грамотности школьников, связанных с использованием инструментов ИКТ;

- полнота реализуемых на уроке структурных составляющих учебной деятельности;

- оптимальное сочетание внешних и внутренних факторов включения учащихся в учебную деятельность;

- соответствие выполняемых учащимися учебных действий заявленной цели учебной деятельности;

- наличие контрольно-оценочной деятельности школьников;

- сочетание контроля и самоконтроля, публичных и индивидуальных форм его осуществления на уроке;

- соответствие достигаемых результатов учебной деятельности ее цели и задачам, намеченным на начальном этапе урока.

Этапы урока задачи деятельности обучающихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Создание эмоционального настроения

(1 минута)

Добрый день, ребята и уважаемые гости!

Пусть он действительно будет для вас сегодня добрым.

Милые дети, хлопните в ладоши те, у кого   сегодня прекрасное настроение.

Я вижу, что у многих из вас отличное настроение.    А почему?

Я сейчас постараюсь угадать, почему вы себя  замечательно чувствуете, радуетесь.

Я думаю, что у вас прекрасное настроение потому, что на улице чудесная погода!

Вы великолепно себя чувствуете, так как рады видеть гостей на уроке. Повернитесь к ним, подарите им улыбку.

Улыбнитесь соседу по парте, протяните ему руку и скажите:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу. (слайд2)

 

 

 

(Хлопают)

(Хлопают в ладоши над головой )

 

 

Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.

Личностные:

формирование учебной мотивации.

Актуализация целей изученной темы

(5 минут)

Ребята, а встречались  ли вы с трудностями в жизни?

А  на уроках русского языка?

Как называется место в слове, где можно допустить ошибку?

Что такое  орфограмма?

 

 

Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема урока: «Орфограммы в корне слова» (слайд 3)

празДник

вЕсна

погоДка

Мы уже имеем  определенный запас знаний по этой теме, но иногда допускаете ошибки.

Сформулируйте  цель нашего урока.

 

Какую последовательность действий определим для достижения данной цели?

( деформированный план,  с помощью учителя дети выстраивают последовательный план действий) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Как вы думаете, какие виды упражнений  можно выполнить сегодня на уроке?

Давайте спрогнозируем свою оценку.

Оцените свои знания и умения по теме

« Орфограммы в корне слова» на начало урока в пятибальной системе (в окошечке на рабочем листе ) ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Да..

 

Орфограмма

 

Трудное и опасное место в слове…

Буква для обозначения звука в слабой позиции…

Об орфограммах.

 

 

Закрепление правописания слов с орфограммами в корне. (на доске)

 

  1. Нахождение места орфограммы в слове.

2. Определение типа орфограммы.

3. Выбор способа проверки слов с орфограммой.

4. Применение полученных знаний на практике.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать  цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

создание проблемной ситуации.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уроке.

Выбор формы обобщения и систематизации освоенных знаний и умений

 (15 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3 минуты)

(10минут)

1.Для того чтобы выполнить первый пункт плана, нам нужно выявить  в словах орфограммы.

Поля, гриб, радостный,  река, сказка, сердце. (слайд 4)

На какие группы вы бы поделили эти слова?

Запишите эти слова в три столбика(слайд 5)

Обозначьте орфограммы.

Сверьте с эталоном. (слайд 6)

Допишите в каждый столбик по 1 слову на данную орфограмму, обозначьте её в слове

С какими этапами урока мы уже справились?

3. Для выполнения третьего пункта плана посмотрим на рабочие листы, скажите какое задание вы можете предложить?

Грус…..ный –

Оши….ка --

Тр…пинка-

Б..рега-

Звёз…ный-

(слайд 7)

Какой критерий для оценивания данного задания вы предложите?

Оцените друг друга в паре по критерию :

умение подбирать проверочные слова.

Давайте вспомним правила работы в паре.

Оцените друг друга:

Б/о – «5»

1 ошибка- «4»

2 ошибки – «3»

С какими этапами урока мы уже справились?

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (слайд 8)

Для того чтобы выполнить четвёртый пункт плана, давайте проверим наши знания на практике.

Перед вами текст.Прочитайте его…( слайд 9)

 Мама сворила вкустную кашку, испикла пирошки, приготовила окрожку. Алена поставила на стол тарелки и чяшки, положыла лошки и вилки. Потом девочька сбегала на огорот и нарвала петружки.

Проверьте работу, если найдёте ошибки, исправьте их.

Проверим….(см. слайд 10)

Какой совет вы дадите ученице…

Какие правила она не знает?

Ребята, а какое задание вы можете придумать по этому тексту?

Это и будет ваше домашнее задание, запишите в дневники.

 

На 3 группы (безударная гласная в корне слова, парная согласная, непроизносимая согласная)

 

 

 

 

 

 

- с первым и вторым

1. Нахождение места орфограммы в слове.

2. Определение типа орфограммы.

Предлагают свои задания (подобрать проверочное слово)

Умение подбирать проверочные слова.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ

РАБОТАТЬ ДОЛЖНЫ ОБА;

ОДИН ГОВОРИТ, ДРУГОЙ СЛУШАЕТ;

СВОЁ НЕСОГЛАСИЕ ВЫСКАЗЫВАЙ ВЕЖЛИВО;

ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ.

1. Нахождение места орфограммы в слове.

2. Определение типа орфограммы.

3. Выбор способа проверки слов с орфограммой.

(высказывают свои советы)

-безударная гласная в корне слова

-парный согласный

-непроизносимый согласный

-гласный после шипящих

-ЧК без мягкого знака

Предлагают задания

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уроке.

Личностные:

создание проблемной ситуации.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Регулятивные:

уметь работать по коллективно составленному плану.

Личностные:

создание проблемной ситуации.

Коммуникативные:

совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уроке и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Регулятивные:

уметь работать по коллективно составленному плану.

Личностные:

создание проблемной ситуации.

Познавательные:

уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;оценивать правильность выполнения действия на уроке.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностическая оценка

(3 минуты)

Все ли пункты плана мы выполнили на уроке?

Выполнение каких пунктов плана  вызвало у вас затруднение?

Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Оцените свои знания и умения по теме

« Орфограммы в корне слова» на конец урока в пятибальной системе (облачко внизу)

Встаньте те, у кого оценки в начале и в конце урока  совпали?

Встаньте те, у  кого оценка изменилась?

Встаньте те, у кого  в начале урока  оценка была ниже, чем в конце?

Да, все.

 

 

 

 

 

Регулятивные:

уметь работать по коллективно составленному плану.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уроке.

Рефлексия

(3 минуты)

Наш урок подошёл к концу и я хочу сказать:

Я могу похвалить себя за …

Полученные на уроке знания я могу применить …(слайд 11)

Спасибо всем за плодотворную работу

на уроке.

Благодарю за сотрудничество!!! (слайд 12)

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Презентация к уроку

Слайд 1 Слайд 2

Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 7 Слайд 8

Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11 Слайд 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Нахождение места орфограммы в слове.

2. Определение типа орфограммы.

3. Выбор способа проверки слов с орфограммой.

4. Применение полученных знаний на практике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 __________________________________________________________Фамилия Имя

_________________

Классная работа.

1.

Безударная гласная в корне слова

Парная согласная

в корне слова

Непроизносимая согласная в корне слова

2.

Грус…..ный –_______________________

Оши….ка -__________________________

Тр…пинка-_________________________

Б..рега-_____________________________

Звёз…ный-__________________________

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ

РАБОТАТЬ ДОЛЖНЫ ОБА

ОДИН ГОВОРИТ, ДРУГОЙ СЛУШАЕТ

СВОЁ НЕСОГЛАСИЕ ВЫСКАЗЫВАЙ ВЕЖЛИВО

ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ

Б/о – «5»

1 ошибка- «4»

2 ошибки – «3»

3.Мама сворила вкустную кашку, испикла пирошки, приготовила окрожку. Алена поставила на стол тарелки и чяшки, положила лошки и вилки. Потом девочька сбегала на огорот и нарвала петружки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________