* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Предмет: География

Класс: 9

Тема урока: «Западная Сибирь. Население. Характеристика хозяйства, особенности его территориальной структуры, специализация района. География важнейших отраслей».

Тип урока: комбинированный

Цели: познакомить учащихся с народами Западной Сибири; сформировать представление о культуре народов и хозяйственно-ресурсной базе.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать представление о культуре народов и об отраслевом составе хозяйственного комплекса региона.

2.Познакомить учащихся с особенностями национального состава населения Западной Сибири, с размещением народов по территории региона.

3. Научить учащихся выбирать источник знаний, систематизировать полученные знания, научить анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.

Развивающие:

1. Развивать способность сравнивать и анализировать.

2.Формировать и развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и рациональному использованию.

2. Воспитывать патриотизм, продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.

ХОД УРОКА

Организация учащихся к занятию

 

(приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)

Девиз урока: Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность. (Б.Шоу) ирландский писатель

Как вы это понимаете?

Географическая разминка

Что это? Где это?

Мурманск – незамерзающий порт в Мурманской области

в

СЭР

Нижний Тагил –

Свердл

обл

Череповец –

Арханг

обл

Карелия –

СЭР

КМА –

жел

руда, Курская

обл

, ЦЧЭР

Набережные Челны –

Татарстан, ПЭР

Плесецк –

Арх

обл

, СЭР

Сочи –

Краснодар

кр

, СКЭР

Назови ЭР и покажи субъект

Башкортостан – УЭР

Ставропольский край – Сев

Кав

Псковская

обл

– СЗЭР

Воронежская

обл

– ЦЧЭР

Оренбургская

Обл

– УЭР

Проверка ДЗ

Определи ЭР по описанию

Один из крупных районов страны по площади территории и небольшой по численности населения. Вопреки приморскому положению крупные морские порты отсутствуют. Благодаря ресурсному потенциалу район превратился в один из крупнейших в мире регионов добычи нефти газа. Здесь действуют крупнейшие в России тепловые электростанции. Наряду с ТЭК развиты машиностроительный и металлургический комплексы. Имеется два города-миллионера, единственные в азиатской части страны.-СЭР)

Почему так решили? Ключевые слова?

Почему этот район в задании?

Задания по проверке ДЗ:

Индивидуальная работа с тестами

Капустин, Осадчий, Егунов, Васильев, Давыдов

(взаимопроверка)

Группа «географов» индивид работа с текстами ОГЭ

Манина, Кузнецова, Кузнецов, Кудинов

(самопроверка)

«Ты мне - я тебе» ответить на вопросы

Новичков, Кузнецов, Подвигина, Садчикова, Кайзер

- Какие природные ресурсы района играют наибольшую роль в хозяйстве России?

- Почему затруднена добыча полезных ископаемых на территории Западной Сибири?

очему в Западно-Сибирском экономическом районе сельское хозяйство развито только в южной части?

-З-СЭР богат водными ресурсами. Почему не развита гидроэнергетика?

- Почему понятия «Западная Сибирь» и Западно-Сибирский ЭР не одно и то же?

- Почему считается, что З-СЭР имеет выгодное географическое положение?

РЕЛАКСАЦИЯ (шум моря)

Формулировка темы и определение основных целей занятия

Просмотр МУЛЬТИ-РОССИЯ (Алтайский край)

Как этот МУЛЬТИ-РОССИЯ связан с нашей темой?

Какие два важных вопроса затрагивает данный мультфильм?

НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО.

Итак, тема урока «Население и хозяйство З-СЭР»

Вспомните, какие вопросы мы выясняем, когда даем характеристику НАСЕЛЕНИЮ и ХОЗЯЙСТВУ ЭР

5. Первичное усвоение новых знаний.

Работа в парах: составление виртуальной презентации

Население

ТЭК

Черная и цветная металлургия

Машиностроение

Химическая и лесная промышленность

Сельское хозяйство

Транспорт

Подготовка 5 мин

Ответы уч-ся

Население Сибири.

Численность населения района – 17,9 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.

6. Первичная проверка понимания

Сделайте вывод: особенности Западной Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои выводы

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Ответить на вопросы. Проверка по эталону.

1. В каком субъекте находится Ямбургское месторождение природного газа?

2. В каком субъекте З-СЭР находится бассейн Кузбасс?

3. В каком городе работает крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод?

4. В каком городе находится единственный в ЭР алюминиевый комбинат?

5. Какой субъект З-СЭР специализируется на зерновом хозяйстве?

ОТВЕТЫ:

ЯНАО

Кемеровская обл.

Омск

Новокузнецк

Алтайский край

5+ «5»

4+ «4»

3+ «3»

2+ УЧИ!

8.Задание на дом

1. Параграф 41 прочитать, закончить задание в таблицах, составить тест по теме

2. Географы: ОГЭ зад 27, 28, 29

9. Рефлексия

Мы с вами выполнили все задачи урока.

А теперь продолжить фразу:

1.Сегодня я узнал................

2.Было интересно................

3.Было трудно......................

4.Мне захотелось.................

5.Я понял, что …..................

6.Урок дал мне......................

Объявляет отметки за урок.