Предмет: География
Класс: 9
Тема урока: «Западная Сибирь. Население. Характеристика хозяйства, особенности его территориальной структуры, специализация района. География важнейших отраслей».
Тип урока: комбинированный
Цели: познакомить учащихся с народами Западной Сибири; сформировать представление о культуре народов и хозяйственно-ресурсной базе.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать представление о культуре народов и об отраслевом составе хозяйственного комплекса региона.
2.Познакомить учащихся с особенностями национального состава населения Западной Сибири, с размещением народов по территории региона.
3. Научить учащихся выбирать источник знаний, систематизировать полученные знания, научить анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
Развивающие:
1. Развивать способность сравнивать и анализировать.
2.Формировать и развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и рациональному использованию.
2. Воспитывать патриотизм, продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.
ХОД УРОКА
Организация учащихся к занятию
(приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)
Девиз урока: Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность. (Б.Шоу) ирландский писатель
Как вы это понимаете?
Географическая разминка
Что это? Где это?
Мурманск – незамерзающий порт в Мурманской области
в
СЭР
Нижний Тагил –
Свердл
обл
Череповец –
Арханг
обл
Карелия –
СЭР
КМА –
жел
руда, Курская
обл
, ЦЧЭР
Набережные Челны –
Татарстан, ПЭР
Плесецк –
Арх
обл
, СЭР
Сочи –
Краснодар
кр
, СКЭР
Назови ЭР и покажи субъект
Башкортостан – УЭР
Ставропольский край – Сев
Кав
Псковская
обл
– СЗЭР
Воронежская
обл
– ЦЧЭР
Оренбургская
Обл
– УЭР
Проверка ДЗ
Определи ЭР по описанию
Один из крупных районов страны по площади территории и небольшой по численности населения. Вопреки приморскому положению крупные морские порты отсутствуют. Благодаря ресурсному потенциалу район превратился в один из крупнейших в мире регионов добычи нефти газа. Здесь действуют крупнейшие в России тепловые электростанции. Наряду с ТЭК развиты машиностроительный и металлургический комплексы. Имеется два города-миллионера, единственные в азиатской части страны. (З-СЭР)
Почему так решили? Ключевые слова?
Почему этот район в задании?
Задания по проверке ДЗ:
Индивидуальная работа с тестами
Капустин, Осадчий, Егунов, Васильев, Давыдов
(взаимопроверка)
Группа «географов» индивид работа с текстами ОГЭ
Манина, Кузнецова, Кузнецов, Кудинов
(самопроверка)
«Ты мне - я тебе» ответить на вопросы
Новичков, Кузнецов, Подвигина, Садчикова, Кайзер
- Какие природные ресурсы района играют наибольшую роль в хозяйстве России?
- Почему затруднена добыча полезных ископаемых на территории Западной Сибири?
-Почему в Западно-Сибирском экономическом районе сельское хозяйство развито только в южной части?
-З-СЭР богат водными ресурсами. Почему не развита гидроэнергетика?
- Почему понятия «Западная Сибирь» и Западно-Сибирский ЭР не одно и то же?
- Почему считается, что З-СЭР имеет выгодное географическое положение?
РЕЛАКСАЦИЯ (шум моря)
Формулировка темы и определение основных целей занятия
Просмотр МУЛЬТИ-РОССИЯ (Алтайский край)
Как этот МУЛЬТИ-РОССИЯ связан с нашей темой?
Какие два важных вопроса затрагивает данный мультфильм?
НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО.
Итак, тема урока «Население и хозяйство З-СЭР»
Вспомните, какие вопросы мы выясняем, когда даем характеристику НАСЕЛЕНИЮ и ХОЗЯЙСТВУ ЭР
5. Первичное усвоение новых знаний.
Работа в парах: составление виртуальной презентации
Население
ТЭК
Черная и цветная металлургия
Машиностроение
Химическая и лесная промышленность
Сельское хозяйство
Транспорт
Подготовка 5 мин
Ответы уч-ся
Население Сибири.
Численность населения района – 17,9 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.
6. Первичная проверка понимания
Сделайте вывод: особенности Западной Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои выводы
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Ответить на вопросы. Проверка по эталону.
1. В каком субъекте находится Ямбургское месторождение природного газа?
2. В каком субъекте З-СЭР находится бассейн Кузбасс?
3. В каком городе работает крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод?
4. В каком городе находится единственный в ЭР алюминиевый комбинат?
5. Какой субъект З-СЭР специализируется на зерновом хозяйстве?
ОТВЕТЫ:
ЯНАО
Кемеровская обл.
Омск
Новокузнецк
Алтайский край
5+ «5»
4+ «4»
3+ «3»
2+ УЧИ!
8.Задание на дом
1. Параграф 41 прочитать, закончить задание в таблицах, составить тест по теме
2. Географы: ОГЭ зад 27, 28, 29
9. Рефлексия
Мы с вами выполнили все задачи урока.
А теперь продолжить фразу:
1.Сегодня я узнал................
2.Было интересно................
3.Было трудно......................
4.Мне захотелось.................
5.Я понял, что …..................
6.Урок дал мне......................
Объявляет отметки за урок.