* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .WW8Num2z0 {font-family: 'Wingdings'; color: #auto;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Содержимое таблицы {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Default {font-family: 'Calibri'; font-size: 12pt; color: #000000;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .western {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Тема урока

«Каша из топора»

Учитель

Плотникова Ольга Ивановна

Тип урока

Урок ОНЗ, урок чтения и анализа бытовой сказки

Цель деятельности педагога

Создание условий для ознакомления учащихся с произведением русской народной сказки «Каша из топора».

Задачи

Образовательные: формировать навыки правильного и выразительного чтения, умение давать характеристику героям и анализировать произведение.

Развивающие: развивать устойчивое внимание; пополнять активный и пассивный словарь учащихся.

Воспитательные: воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Планируемые результаты

Предметные: формировать умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, прогнозировать содержание произведения.

Метапредметные

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; самоконтроль, самооценка.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, определять круг своего незнания. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Методы и приемы обучения

Словесный, беседа, работа с книгой, работа с карточками

Межпредметные связи

Окружаюший мир

Образовательные ресурсы

Учебник В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, презентация, карточки

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Примечания

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоционального настроя

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке отвечайте.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Ф

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

Личностные: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность.

Подготовка к восприятию.

Постановка УЗ

Цель: актуализировать знания и ввести обучающихся в учебную деятельность.

Вызвать потребность в чтении и обдумывании текста, создать положительный эмоциональный настрой для дальнейшей работы с текстом

Речевая разминка (Учись отчётливо произносить звуки.)

-Ребята сейчас мы немножко разомнемся.

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

- Давайте вспомним, как работаем со скороговоркой?

- Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

- Самое главное, правильно произносить все слова.

- Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

А сейчас отгадайте загадку. Слайд

Кланяется, кланяется,

Придёт домой - растянется.

- Что такое топор и для чего он нужен?

- Скажите, а так бывает, чтобы кашу из топора варили?

Отгадаем еще одну загадку:

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

- Из чего можно сварить кашу?

- Какие крупы вы знаете ?

- А можно ли из топора сварить кашу ?

-Как вы думаете, о какой сказке пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с одной русской народной сказкой “Каша из топора”.

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (слайд)

- О чём рассказывают бытовые сказки?

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

ВЫСТАВКА КНИГ (картинки произведений на слайде)

Что вам запомнилось о бытовых сказках.

Вот и сегодня автор учебника предлагает нам познакомиться со сказкой «Каша из топора», которая является одной из бытовых сказок.

Как в думаете, какова цель нашего урока?

Читают хором скороговорки так, как требует учитель.

(топор)

Ответы детей

Нет

(каша)

Крупы.

(манка, рис, овсянка…)

Нет, топор не варят.

Ответ детей

Ответы детей

Ф

П

И

Предметные: планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, прогнозировать содержание произведения.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; самоконтроль, самооценка. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, определять круг своего незнания. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Чтение текста

«Что ты тискаешь утёнка?»

Цель: обеспечить правильность восприятия содержания текста, вызвать интерес к изучаемому произведению

Анализ текста

Цель: углубить восприятие произведения, проанализировать образы героев (изобразительно-выразительные средства языка), понять авторский замысел, идею произведения.

- Можно ли по названию сказки определить главных героев?

- Послушайте сказку «Каша из топора», и скажите, были ли верны наши предположения на счет главных героев сказки.

(учитель читает текст)

-Верны наши предположения? Почему?

В тексте нам встретились слова, значение которых нам нужно уточнить.

Обратимся к карточкам. Соотнесите слова из левого столбика со значениями из правого столбика стрелочкой. Работаем в паре.

НА ПОБЫВКУ

-помещение в доме, служило кладовой.

ЧУЛАН

-прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

СДОБРИЛИ

-приезд к кому-нибудь на короткое время.

Прочитайте, что у вас получилось. Что означает слово….?

Сколько героев в этом произведении?()

Что они делают?()

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи?

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

- Что придумал солдат?

- Что он сначала попросил у старухи?

- А потом?

- Что получилось у солдата сварить из топора?

- Какой показан характер старухи в сказке?

- Каким, показан характер солдат?

Прочитайте пословицы, и скажите, какая из этих пословиц подходит к нашей сказке.

Что вам понравилось в этой сказке? Чему хотел нас научить народ?

- Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

Высказывают свое мнение, аргументируя ответы.

Ответы детей.

Старуха

Сварить топор.

Котел.

Солдат вымыл топор, опустил в котел налил воду и поставил на огонь.

Да.

она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

Смекалистый, находчивый, добрый, вежливый

Ф

Предметные: формировать умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; самоконтроль, самооценка. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, определять круг своего незнания. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять ...

Из-за парт пора уж встать

На месте быстро пошагать,

Головою повращать,

Пора нагнуться, разогнуться,

Вправо, влево повернуться

А ещё по улыбаться

И к уроку возвращаться!

Повторяют движения за ведущим (учителем или учеником).

Ф

Творческая работа

Над сказкой «Каша из топора»

Цель: организовать работу над творческой интерпретацией текста, способствовать развитию творческих способностей обучающихся

- А теперь мы разделимся на 6 групп. Каждая группа получает задание на карточке, которое нужно выполнить в течение 4-5 минут.

Группа 1. Вспомните сюжет сказки. Дайте характеристику солдата, Какой он? Слова подпишите под лучиками схемы-кластера. Подготовьтесь устно рассказать.

Группа 2. Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка сказки. Распределите в группе роли между собой. Обсудите, как вы будете читать: настроение (гордо, восхищенно, жалостливо…), темп чтения, паузы, важные по смыслу слова. Прорепетируйте вполголоса чтение стихотворения.

Группа 3. Вспомните сюжет сказки «Каша из топора» и составьте модель обложки к этому произведению. На обложке должно быть указано: 1) кем написана сказка; 2) название сказки; 3) иллюстрация, которая передает основное содержание сказки.

(Обсудите в группе, какие цвета вы будете использовать для раскрашивания и как необычно могут быть прописаны буквы в названии.)

Группа 4. Вспомните сюжет сказки. Дайте характеристику старухи, Какая она? Слова подпишите под лучиками схемы-кластера. Подготовьтесь устно рассказать.

Группа 5. Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка сказки. Распределите в группе роли между собой. Обсудите, как вы будете читать: настроение (весело, печально , жалостливо…), темп чтения, паузы, важные по смыслу слова. Прорепетируйте вполголоса чтение стихотворения.

Группа 6. Вспомните сюжет сказки «Каша из топора» и составьте кроссворд к этому произведению. Кроссворд должен состоять из 5 слов, которые выбраны из текста. (Можно пользоваться учебником)

Каждая группа демонстрирует результат работы, учитель комментирует качество выполнения, организует обсуждение с классом.

Высказывают свое мнение, аргументируя ответы.

П

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, определять круг своего незнания. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность;

Итоги урока. Обобщение

Цель: выделить основные проблемы художественного текста

-С какой новой сказкой познакомились на уроке?

-Что было для вас интересным в сказке?

-Чему хотел нас научить поэт?

- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

Формулируют основные выводы, связанные с изучением литературного произведения.

Ф

Предметные: умение определять главную мысль произведения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Рефлексия

Цель: оценить собственную учебную деятельность относительно поставленной цели и результатам; определить степень решения поставленной учебной задачи

Оцените свою работу на уроке….

-Ребята на столах у вас лежат листочки со смайликами, веселый смайлик - было легко и интересно; равнодушный смайлик - было трудно, но интересно; грустный смайлик- было трудно и неинтересно. Вам нужно приклеить ваши смайлики к листикам с надписями, которые расположены на доске.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке, оценивают свой уровень выполнения учебной задачи урока.

Ф

И

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; самоконтроль, самооценка. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Домашнее задание

Цель: побудить к повторному перечитыванию текста, способствовать развитию творческих способностей обучающихся

Осуществляют выбор задания по своему желанию.

Ф

И

Личностные: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.