Конспект урока по литературному чтению 3 класс
составила учитель начальных классов Панова Ирина Анатольевна
Тема: стихотворение « Славная осень»
Цель урока: ознакомить учащихся с творчеством Н. А. Некрасова; развивать умение выражать свои чувства к прочитанному материалу.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, презентация, репродукции картин ( И. Левитан « Золотая осень», В.Д. Поленов « Осень в Абрамцеве»)
Мотивация
- Ребята, вам нравится осень?
- Какие чувства вызывает у вас это время года?
- Рассмотрите репродукции картин (И. Левитан « Золотая осень», В.Д. Поленов « Осень в Абрамцеве»)
- Какая погода осенью?
- С каким настроением надо читать стихотворение?
- Скажите с творчеством какого автора мы сегодня знакомимся?
Первичное восприятие стихотворения
Биография поэта
Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы. Николай Алексеевич родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ. Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки», который потерпел неудачу. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. В 1847-1866 гг. был издателем и редактором журнала “Современник”. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность. На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого. В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала "Современник", берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники».
Николай Алексеевич Некрасов умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
- Прочитайте стихотворение ( читает выразительно учащийся)
- Понравилось ли вам стихотворение?
Проверка первичного восприятия стихотворения
- Что вы представляли когда слушали стихотворение?
- Какое настроение вызвало стихотворение?
- Какие слова были для вас не понятными и сложными?
Физкультминутка
Раз-два»
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Руки дружно разведите,
И на пояс опустите.
Шаг на месте - раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Проведем одну игру.
Все присядем, скажем: «У!»
Быстро встанем, скажем: «А!»
Нам пора уж за дела.
Самостоятельное чтение
Читают по цепочки по 2 строчки, выделяют сложные слова, после прочтения разбирают не понятные слова ( ядрёный, студёный, лёд неокрепший, листья поблёкнут)
- Прочитайте самостоятельно про себя
- Какой образ рождается при прочтения стихотворения?
Анализ содержания стихотворения
- Нравится ли осень автору?
- Какая осень?
- Как автор описывает лёд? Опишите его?
- А речку автор называет студеной. Почему?
- Найти сравнение в стихотворении?
1. Лёд неокрепший как тающий сахар
2.Лес как в мягкой постели
3.Листья как ковёр
- Для чего автор использует сравнения?
Итог урока
- С творчеством какого автора вы познакомились на уроке?
- Какие картины родной природы вы представляли?
Домашнее задание
- Выучить стихотворение «Славная осень!..». Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Скачано с www.znanio.ru