Конспект урока по литературному чтению: «В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4 класс.

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

Планируемые результаты:

Предметные:

- применяют разные техники чтения;

- определяют тему, главную мысль произведения;

- распределяют черты характера героям произведения;

- знакомятся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

- выявляют особенности поведения героев.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- строят речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД:

- планируют свою деятельность;

- оценивают свои действия и действия своих одноклассников;
- осуществляют действие целеполагания.

Коммуникативные УУД:

- высказывают и обосновывают свою точку зрения; 

- работают в парах;
- слушают и слышат других, пытаются принимать иную точку зрения.

Личностные:

- проявляют интерес к изученной теме.

Оборудование: учебник, презентация, карточки со стихотворением, толковый словарь, композиция Шопена «Вальс си-минор».

Ход урока.

Этап урока, время

Формы взаимодействия

Деятельность учителя, формулировки заданий и варианты детских ответов

Планируемые результаты

1.Организационный момент.

1 мин

Фронтальная.

У: Снег летает и сверкает

В золотом сеянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок. Слайд 2.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

2. Подготовка к первичному восприятию текста

10 мин

Индивидуальная.

Парная.

У: У вас на столах рабочие листы со стихотворением.

- Кто автор этого стихотворения?

- Попробуйте по названию определить, о чём оно?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подтвердились ли ваши предположения?

Ю. Мориц Слайд 3.

Я вареники люблю.

Я вареники леплю,

Я вареники люблю,

С творогом люблю, с клубникой,

С мясом, с вишнями, с черникой,

С ежевикой и морошкой,

Но сильней всего –

С картошкой!

 

- Прочитайте его с разной интонацией.

- Шёпотом.

- Быстро.

- С восклицательной интонацией.

- Зачем нужно уметь читать с разной интонацией?

У: А теперь вы поработаете в парах. На слайде представлены слова. Ваша задача: сформулировать тему отрывка стихотворения одним словом. Выберите вариант из данных и объясните свой выбор: Слайд 4.

голод

красота

гостеприимство

любовь

трудолюбие

обжорство

радость

(Большинство учащихся выбирают тему «Любовь»)

У: Многие из вас выбрали тему любви, но знаете ли вы значение этого слова? Давайте создадим кластер с ассоциациями. Поднимите руку, кто не понимает значение слова «ассоциация», а я вам объясню, что это такое.

«Ассоциация – это первое, что приходит в голову, когда Вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет»

А теперь прошу внимания на доску. В центре у нас слово ЛЮБОВЬ. Вокруг него вам надо разместить слова, которые у вас ассоциируются с эти словом.

Так мы с вами создадим кластер.

- Молодцы! У нас получилось свое определение. Слайд 5

Давайте узнаем, какое толкование даётся в словаре С.И. Ожегова..

Настя, прочитай определение. «Любовь, сущ., ж.р., - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь к Родине. Материнская любовь.

Матвей прочитает второе определение: 2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Любовь к музыке»

У: Поднимите руку те, чьё предположение совпало с тем, что прочитали нам ребята. У кого было другое предположение? Хотите ли вы высказать его?

А теперь давайте подумаем, почему урок мы начинаем с разговора о любви? О чем пойдет речь на нашем уроке? (Дети: на уроке будет произведение о любви)

У: Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Виктора Юзефовича Драгунского Слайд 6. Что вы помните об авторе? Какие произведения он написал?

- Огадайте рассказ. Слайд 7 - 13.

А какие цели вы могли бы поставить себе на занятие? Давайте спланируем нашу работу. Слайд 14.

Применяют разные техники чтения.

Определяют тему отрывка произведения, работают в парах.

высказывают и обосновывают свою точку зрения. 

осуществляют действие целеполагания;

3. Первичное восприятие текста.

10 мин

Фронтальная.

У: Предположите, о чём этот рассказ. Слайд 15.

Сейчас мы прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

Читать мы будем следующим образом: сначала начну читать я, а вы внимательно следите за мной. После остановки я буду назначать следующего читающего. Затем я снова буду вас останавливать и выбирать другого человека, который будет читать нам вслух. (комбинированное чтение)

Перед 2-й частью:

У: Как вы думаете, что ответил Дениска?

Верны ли были ваши предположения?

Перед 3-й частью:

У: Как вы думаете, что будет дальше?

Верны ли были ваши предположения?

Перед 4-й частью:

У: Ребята, выскажите предположение, чем всё закончится.

У: А теперь дочитайте текст самостоятельно и узнайте, верны ли были ваши предположения.

У: Молодцы, сегодня вы особенно хорошо работаете.

Высказывают свою точку зрения.

Комбинированное чтение.

4.Проверка первичного восприятия

3- 4 мин

Фронтальная

У: Вы дочитали текст до конца. Поднимите руку, кому понравилось произведение? Какое настроение оно вызвало? Докажите ответом из текста (радостное, смешное, весёлое)

У: Прочитав это произведение, мы узнали о его героях. Все герои разные и у каждого из них своё понятие любви. Для одного человека любовь – это музыка и искусство, для второго – вкусная еда, а для третьего – семья, друзья, домашние питомцы.

5. Физминутка

2 мин

Музыкальная физкультминутка

А сейчас давайте все встанем.

Музыкальная физкультминутка Слайд16.

6. Вторичный синтез.

10 мин

Фронтальная

Словарная работа

Фронтальная

Парная

У: Ребята, мы с вами отдохнули и теперь мы продолжим работу.

Какие слова вы встретили, значение которых вам непонятно?

(Кавалерист, лань, зельц, боржом, частик, глазурованные пряники)

- Возьмите следующий рабочий лист.

На нем слова и их значения. Давайте попробуем найти к каждому слову соответствующее значение.

_____________ пойдёт к доске и выполнит эту работу. (дети выполняют задание).

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

У: А теперь мы сравним, что у вас получилось. (проверка и исправление ошибок) Слайд 17, 18.

У: Мы хорошо с вами поработали и заодно пополнили словарный запас.

У: Давайте поговорим о героях произведения. Кто помнит, как зовут героев произведения? (Борис Сергеевич, Мишка, Дениска)

Что мы узнали о Борисе Сергеевиче из текста? (весёлый человек, с чувством юмора, любит музыку, умеет внимательно слушать, доброжелательный)

Что сказал Борис Сергеевич про музыку Шопена?( Шопен - великий композитор. Он сочинил великую музыку)

А как Дениска воспринимал музыку Шопена? Найдите ответ в тесте.

У: Борис Сергеевич сказал, что музыка Шопена великолепна. Я предлагаю вам прослушать фрагмент произведения Фридерика Шопена, великого польского композитора и пианиста “Вальс си-минор” Слайд 19.

Но вы не просто слушаете, а потом скажите мне, какие чувства у вас вызвало это произведение, и какие образы у вас возникли? (ответы детей: произведение веселое, под него хочется танцевать, оно вдохновляет…)

У: Видимо, не зря Борис Сергеевич положительно отзывается об этом композиторе, раз многим из вас понравился прослушанный нами фрагмент.

У сейчас поработаем на рабочих листах.

Слева - «Дениска», справа – «Мишка». По центру представлены характеристики. Ваша задача: распределить характеристики по мальчикам, то есть к каждому герою найти соответствующую черту характера.

Внимательный

любознательный

ленивый

воспитанный

хвастливый

никого не любит

глупый

любит окружающих

У: Предлагаю __________озвучить нам черты характера, которые есть у Дениски.

Черты характера Мишки нам озвучит _____________. Слайд 20, 21.

У: Мы разобрались с героями произведения. Но кто может ответить, почему автор озаглавил свой рассказ “Что любит Мишка”? (Ответы детей: Рассказ называется «Что любит Мишка» потому, что большая часть произведения – это еда, которую любит мальчик).

У: Ребята, вы большие молодцы! Отлично поработали!

Обсуждают поступки героев.

выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Работают в паре

Распределяют черты характера героям произведения.

7. Этап рефлексии

5 мин

Фронтальная.

У: Давайте подумаем, чему учит рассказ В. Драгунского? (Рассказ заставляет задуматься о том, что такое любовь) Слайд 22.

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки и, читая произведения, мы тоже получаем уроки, которые пригодятся в жизни. Какой урок сегодня мы получили? (Нужно отличать чувство «любовь» от чувства «нравится», «хочется»)

У: Наш урок подходит к концу. Кого бы на уроке вы хотели похвалить и почему?

У: Ребята, сегодня на уроке мы работали очень продуктивно, вы все большие молодцы! До новых встреч!

Оценивают деятельность одноклассников.

8. Этап домашнего задания

2 мин

Фронтальная.

Домашним заданием будет чтение по ролям, заранее распределитесь в группы по 3 человека и выберите роль. А также будет творческое задание: нарисуйте иллюстрацию к произведению. Слайд 23.