Конспект внеурочного занятия  по функциональной грамотности. 


Класс: 1д
Вид функциональной грамотности: математическая

  Цель занятия:
Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, мышление), направленных на умения решать задачи.
  Задачи занятия:
Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
Развивать навыки? контроля и самоконтроля;
Развивать? у ребят уверенность в своих силах;
 Ожидаемые результаты:
Развитие у детей познавательных интересов через игру, возникновение  интереса к математике, снижение тревожности;
?
Формирование УУД
Личностные результаты:? самооценка своей работы, смыслообразование.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя ; учиться планировать учебную деятельность на уроке,? умение действовать по образцу;
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной  речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;
Элементы содержания: упражнения для развития памяти, внимания, творческого воображения, логического мышления;
Технологии, применяемые на занятии: работа в малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, ,технология коллективной работы с классом, здоровьесберегающие технологии.



 
 Оборудование: карточки, картинки, вееры, танграм, раздаточный материал


Ход занятия.
Организационный момент.
Психологический настрой  

Ход занятия.
1.Организационный момент.
Психологический настрой  
Предлагаю вам, ребята, и вам, уважаемые гости, поздороваться друг с другом…. Но не словами, а молча, глазами… При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас настроение.
Теперь поздороваемся мимикой. Поздороваемся руками, локотками. Поздороваемся голосом – здравствуйте!

2. Постановка темы и целей занятия
- Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний. 
 - Ребята, чтобы наше путешествие было интересным и безопасным, нам необходимо взять с собой все свои знания и умения, потому что на пути могут встретиться трудности.
- А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку:
Волны носом рассекаю,
Все дороги в море знаю,
Из одной страны в другую
Без колёс людей везу я. (На корабле.)
- Вот и наш корабль. 
- Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными,  смелыми, стараться правильно выполнять задания, и работать дружно.
Каждый моряк должен уметь работать с шифровками. Вот и нам, ребята, нужно расшифровать данную запись. (Работа в парах  – слово задача)
Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, слушать друг друга, не ссориться)
Д5+4=
И6-4=
А8-4=
Ч2+4=
З5- 4=
149562
задачи




 Как вы считаете, почему именно это слово здесь было зашифровано? Что мы будем делать на занятии? (решать задачи)

Для того, чтобы корабль мог отправиться в путь, ему необходим  кто? Отгадайте 
Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал –
Крепко держит он штурвал.
Он на судне – царь и пан.
Кто же это?
капитан.
Капитаном нашего большого корабля буду я, а вы матросы.

Главного помощника  капитана называют боцманом. Как вы думаете, какими качествами должен обладать боцман  корабля? ( Смелый, ловкий, умеющий быстро принимать нужное решение, ответственным и умным) Боцман сообщил матросам, что они могут взять на корабль ручную кладь весом 10 кг. Посмотрите на картинки,  что могут взять матросы  (Ноутбук (2кг),  рюкзак (10 кг), коробка с книгами (4кг), сумка (6 кг), портфель (3 кг), чемодан (5 кг))
Предлагаю выбрать.

2. Постановка темы и целей занятия
- Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний.?
 - Ребята, чтобы наше путешествие было интересным и безопасным, нам необходимо взять с собой все свои знания и умения, потому что на пути могут встретиться трудности.
- А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку:
Волны носом рассекаю,Все дороги в море знаю,Из одной страны в другуюБез колёс людей везу я.?(На корабле.)
- Вот и наш корабль.?
- Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными,  смелыми, стараться правильно выполнять задания, и работать дружно.
Каждый моряк должен уметь работать с шифровками. Вот и нам, ребята, нужно расшифровать данную запись. (Работа в парах  – слово задача)
Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, слушать друг друга, не ссориться)
Д
5+4=

И
6-4=

А
8-4=

Ч
2+4=

З
5- 4=


1
4
9
5
6
2

з
а
д
а
ч
и




 Как вы считаете, почему именно это слово здесь было зашифровано? Что мы будем делать на занятии? (решать задачи)

Для того, чтобы корабль мог отправиться в путь, ему необходим  кто? Отгадайте 
Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал –
Крепко держит он штурвал.
Он на судне – царь и пан.
Кто же это?
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
капитан.
Капитаном нашего большого корабля буду я, а вы матросы.

Главного помощника  капитана называют боцманом. Как вы думаете, какими качествами должен обладать боцман  корабля? ( Смелый, ловкий, умеющий быстро принимать нужное решение, ответственным и умным) Боцман сообщил матросам, что они могут взять на корабль ручную кладь весом 10 кг. Посмотрите на картинки,  что могут взять матросы  (Ноутбук (2кг),  рюкзак (10 кг), коробка с книгами (4кг), сумка (6 кг), портфель (3 кг), чемодан (5 кг))
Предлагаю выбрать.


Судовой журнал
- На каждом морском судне, ведется судовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно, правильно, грамотно. Вот такой лист - это и есть наш судовой журнал. 
Внесем сегодняшнее число (4  февраля)


3.Повторение и закрепление.
Пора отправляться в путь,  но чтобы поднять якорь, необходимо приложить усилия и вспомнить:
Из чего состоит задача? А теперь подумайте и  проверьте, можно ли эти тексты назвать задачами?
Капитан Крюк  съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел капитан Крюк на завтрак?
Сколько стоят 2 якоря?
На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?
 Молодцы, якорь общими усилиями подняли, пора в путь.
Оценивание в судовом журнале.


 
На каждом корабле есть вот такой предмет. Кто знает как он называется? (штурвал) Его можно крутить то влево, то вправо. По числовому ряду в математике тоже можно шагать в разные стороны. Помогите мне, если поплыть вправо, что это значит? 
А в  левую сторону?
Какие математические действия с числами вы умеете выполнять? (сложение и вычитание)
Попробуйте составить выражения с числами 5 и 2.(5+2,  5-2,)
Сосчитаем, сколько получится в каждом выражении.
Прочитайте данные выражения по-разному. 
Оценивание в судовом журнале.



Давайте составим интересные  задачи используя данные выражения.
Не забывайте, что мы сегодня совершаем морское путешествие!


 - Благодаря нашей смекалке мы в открытом море.



 4.ФИЗМИНУТКА. 

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)Морская фигура, на месте замри! (Присели.)






Мне кажется,  что-то показалось в дали. Это пиратский корабль.
— Ребята они захотят захватить наш корабль. Я прошу приготовиться вас и  дать им бой.
— Приготовьте  оружие! А наше оружие — это ум, быстрота и смелость и конечно наши веера с цифрами. Давайте напугаем этих пиратов своими знаниями. 
Вспомним состав чисел: 
10 это 4 и  (6)
6 это 2 и  (4)
7 это 4 и  (3)
9 это 8 и  (1)
5 это 3 и  (2)


1. Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трёх окуней,
Рыбак Евсей — четырёх карасей
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? (7)

2. Повезло теперь Егорке:
У реки сидит не зря —
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите у ведёрка
Появился хитрый кот
Сколько рыб теперь Егорка
На уху нам принесёт? (6)

3. Саша с Колей рыб удили
Девять рыбок наловили
Кот и к ним подобрался
Одну схватил и умчался
Сосчитайте, ребят, скорей
Сколько осталось рыб у друзей? (8)

Молодцы! 
а теперь попробуем решить задачу от главного пирата. Используя,  танграм сложить рыбку. 1 ряд - №2, 2 ряд - №4, 3 ряд - №6.

- Ребята, пират удивлен  вашими математическими способностями.
  Оценивание в судовом журнале                     


5.  Работа в парах над задачей
Проголодались в нашем пути? А кто нам в этом поможет, отгадайте
 Он и повар, и моряк.
Звать его скажите, как?
Всё по-флотски, кашу, сок
Приготовит вкусно…(кок)
Начало формы
Конец формы
Он приготовил для вас задачу.
Сейчас можно поработать в парах, внимательно изучить условие задачи и отметить вариант решения.
1.Капитан нанимает кока на свой корабль. Он решил составить памятку на карточках В первой памятке капитан написал о времени приготовления блюд в микроволновой печи (памятка 1). Помощник капитана решил тоже помочь новому повару. Он повесил свою памятку (памятка 2).
Памятка 1
суп
4 мин

курица
3 мин

каша
2 мин

чай
1 мин

Памятка 2








Помоги  коку определить, что обозначает круг в центре? Обведи букву выбранного ответа.
А.?суп? Б.?чай? В.?каша? Г.?курица
2.?Капитан  поручил  коку сходить в магазин за продуктами. Он  попросил купить колбасы. ?Какие?единицы измерения?понадобятся повару для покупки колбасы?  Обведи буквы выбранных ответов.
А.?килограмм? Б.?дециметр? В.?сантиметр? Г.?грамм

Проверка.Вывод.Как работали? Объясните. Оценивание в судовом журнале.



6  Резерв. Самостоятельная работа.
- Дельфин предлагает нам совершить экскурсию в подводный мир. Закройте глаза  

- Погружаемся в воду и осторожно из тёмной пещеры достаём обитателей морского дна. Кто оказался в ваших руках? Это необычные звездочки, а морские жители. Сколько лучей у морской звезды?
Живет спокойно, не спешит. На всякий случай носит щит.
 (дети достают карточки – картинки с изображением морской звезды и морской черепахи)
 
 - Чтобы подружиться с ними, надо выполнить их задания ( предлагается 2 задачи для самостоятельного решения по вариантам)

Морская звезда:
У одной морской звезды 5 лучей и у другой столько же. Сколько всего лучей у этих  двух звёзд?


Морская черепаха: 
В зоопарке морская черепаха съедает 2 кг фруктов  и столько же овощей. Сколько всего фруктов и овощей съедает черепаха?



 7. Подведение итогов.
- Наше занятие подходит к концу, продолжите одну из данных фраз:
"На сегодняшнем занятии
я понял, я узнал, я разобрался…";
"Особенно мне понравилось…";
"После занятия мне захотелось…";
"Сегодня мне удалось…";
"Было трудно…";
"Теперь я могу…";
"Меня удивило…" 

-Сегодня вы были настоящими моряками: выносливыми, смекалистыми, активными. 
- Я думаю, что возьму вас в кругосветное путешествие и  в следующий раз. 


8. Творческое задание.

- Ребята, посмотрите у самого берега лежит бутылка.
- Давайте вскроем её! (достаём раскраску)
- Что это?
- Наверное, солёная  вода  попала  на  бумагу  и  размыла все краски, но посмотрите здесь остался шифр. Такое морское письмо я вручаю каждому, думаю, у вас получится восстановить всё в цвете!  



                                                                                                           
      коричневый  жёлтый     зелёный      красный   чёрный     синий   фиолетовый   голубой    оранжевый



  









                                                                                            
                   коричневый        жёлтый     зелёный       красный        чёрный        синий    фиолетовый        голубой       оранжевый