Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности. Класс: 1д Вид функциональной грамотности: математическая Цель занятия: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, мышление), направленных на умения решать задачи. Задачи занятия: Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску; Развивать навыки? контроля и самоконтроля; Развивать? у ребят уверенность в своих силах; Ожидаемые результаты: Развитие у детей познавательных интересов через игру, возникновение интереса к математике, снижение тревожности; ? Формирование УУД Личностные результаты:? самооценка своей работы, смыслообразование. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя ; учиться планировать учебную деятельность на уроке,? умение действовать по образцу; Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; Коммуникативные: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; Элементы содержания: упражнения для развития памяти, внимания, творческого воображения, логического мышления; Технологии, применяемые на занятии: работа в малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, ,технология коллективной работы с классом, здоровьесберегающие технологии. Оборудование: карточки, картинки, вееры, танграм, раздаточный материал Ход занятия. Организационный момент. Психологический настрой Ход занятия. 1.Организационный момент. Психологический настрой Предлагаю вам, ребята, и вам, уважаемые гости, поздороваться друг с другом…. Но не словами, а молча, глазами… При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас настроение. Теперь поздороваемся мимикой. Поздороваемся руками, локотками. Поздороваемся голосом – здравствуйте! 2. Постановка темы и целей занятия - Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний. - Ребята, чтобы наше путешествие было интересным и безопасным, нам необходимо взять с собой все свои знания и умения, потому что на пути могут встретиться трудности. - А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку: Волны носом рассекаю, Все дороги в море знаю, Из одной страны в другую Без колёс людей везу я. (На корабле.) - Вот и наш корабль. - Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, смелыми, стараться правильно выполнять задания, и работать дружно. Каждый моряк должен уметь работать с шифровками. Вот и нам, ребята, нужно расшифровать данную запись. (Работа в парах – слово задача) Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, слушать друг друга, не ссориться) Д5+4= И6-4= А8-4= Ч2+4= З5- 4= 149562 задачи Как вы считаете, почему именно это слово здесь было зашифровано? Что мы будем делать на занятии? (решать задачи) Для того, чтобы корабль мог отправиться в путь, ему необходим кто? Отгадайте Он на мостике стоит И в бинокль морской глядит, Не страшит девятый вал – Крепко держит он штурвал. Он на судне – царь и пан. Кто же это? капитан. Капитаном нашего большого корабля буду я, а вы матросы. Главного помощника капитана называют боцманом. Как вы думаете, какими качествами должен обладать боцман корабля? ( Смелый, ловкий, умеющий быстро принимать нужное решение, ответственным и умным) Боцман сообщил матросам, что они могут взять на корабль ручную кладь весом 10 кг. Посмотрите на картинки, что могут взять матросы (Ноутбук (2кг), рюкзак (10 кг), коробка с книгами (4кг), сумка (6 кг), портфель (3 кг), чемодан (5 кг)) Предлагаю выбрать. 2. Постановка темы и целей занятия - Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний.? - Ребята, чтобы наше путешествие было интересным и безопасным, нам необходимо взять с собой все свои знания и умения, потому что на пути могут встретиться трудности. - А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку: Волны носом рассекаю,Все дороги в море знаю,Из одной страны в другуюБез колёс людей везу я.?(На корабле.) - Вот и наш корабль.? - Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, смелыми, стараться правильно выполнять задания, и работать дружно. Каждый моряк должен уметь работать с шифровками. Вот и нам, ребята, нужно расшифровать данную запись. (Работа в парах – слово задача) Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, слушать друг друга, не ссориться) Д 5+4= И 6-4= А 8-4= Ч 2+4= З 5- 4= 1 4 9 5 6 2 з а д а ч и Как вы считаете, почему именно это слово здесь было зашифровано? Что мы будем делать на занятии? (решать задачи) Для того, чтобы корабль мог отправиться в путь, ему необходим кто? Отгадайте Он на мостике стоит И в бинокль морской глядит, Не страшит девятый вал – Крепко держит он штурвал. Он на судне – царь и пан. Кто же это? Начало формы Конец формы Начало формы Конец формы капитан. Капитаном нашего большого корабля буду я, а вы матросы. Главного помощника капитана называют боцманом. Как вы думаете, какими качествами должен обладать боцман корабля? ( Смелый, ловкий, умеющий быстро принимать нужное решение, ответственным и умным) Боцман сообщил матросам, что они могут взять на корабль ручную кладь весом 10 кг. Посмотрите на картинки, что могут взять матросы (Ноутбук (2кг), рюкзак (10 кг), коробка с книгами (4кг), сумка (6 кг), портфель (3 кг), чемодан (5 кг)) Предлагаю выбрать. Судовой журнал - На каждом морском судне, ведется судовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно, правильно, грамотно. Вот такой лист - это и есть наш судовой журнал. Внесем сегодняшнее число (4 февраля) 3.Повторение и закрепление. Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо приложить усилия и вспомнить: Из чего состоит задача? А теперь подумайте и проверьте, можно ли эти тексты назвать задачами? Капитан Крюк съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел капитан Крюк на завтрак? Сколько стоят 2 якоря? На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду? Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем? Молодцы, якорь общими усилиями подняли, пора в путь. Оценивание в судовом журнале. На каждом корабле есть вот такой предмет. Кто знает как он называется? (штурвал) Его можно крутить то влево, то вправо. По числовому ряду в математике тоже можно шагать в разные стороны. Помогите мне, если поплыть вправо, что это значит? А в левую сторону? Какие математические действия с числами вы умеете выполнять? (сложение и вычитание) Попробуйте составить выражения с числами 5 и 2.(5+2, 5-2,) Сосчитаем, сколько получится в каждом выражении. Прочитайте данные выражения по-разному. Оценивание в судовом журнале. Давайте составим интересные задачи используя данные выражения. Не забывайте, что мы сегодня совершаем морское путешествие! - Благодаря нашей смекалке мы в открытом море. 4.ФИЗМИНУТКА. Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)Морская фигура, на месте замри! (Присели.) Мне кажется, что-то показалось в дали. Это пиратский корабль. — Ребята они захотят захватить наш корабль. Я прошу приготовиться вас и дать им бой. — Приготовьте оружие! А наше оружие — это ум, быстрота и смелость и конечно наши веера с цифрами. Давайте напугаем этих пиратов своими знаниями. Вспомним состав чисел: 10 это 4 и (6) 6 это 2 и (4) 7 это 4 и (3) 9 это 8 и (1) 5 это 3 и (2) 1. Сидят рыбаки, Стерегут поплавки. Рыбак Корней Поймал трёх окуней, Рыбак Евсей — четырёх карасей Сколько рыб рыбаки Натаскали из реки? (7) 2. Повезло теперь Егорке: У реки сидит не зря — Два карасика в ведёрке И четыре пескаря. Но смотрите у ведёрка Появился хитрый кот Сколько рыб теперь Егорка На уху нам принесёт? (6) 3. Саша с Колей рыб удили Девять рыбок наловили Кот и к ним подобрался Одну схватил и умчался Сосчитайте, ребят, скорей Сколько осталось рыб у друзей? (8) Молодцы! а теперь попробуем решить задачу от главного пирата. Используя, танграм сложить рыбку. 1 ряд - №2, 2 ряд - №4, 3 ряд - №6. - Ребята, пират удивлен вашими математическими способностями. Оценивание в судовом журнале 5. Работа в парах над задачей Проголодались в нашем пути? А кто нам в этом поможет, отгадайте Он и повар, и моряк. Звать его скажите, как? Всё по-флотски, кашу, сок Приготовит вкусно…(кок) Начало формы Конец формы Он приготовил для вас задачу. Сейчас можно поработать в парах, внимательно изучить условие задачи и отметить вариант решения. 1.Капитан нанимает кока на свой корабль. Он решил составить памятку на карточках В первой памятке капитан написал о времени приготовления блюд в микроволновой печи (памятка 1). Помощник капитана решил тоже помочь новому повару. Он повесил свою памятку (памятка 2). Памятка 1 суп 4 мин курица 3 мин каша 2 мин чай 1 мин Памятка 2 Помоги коку определить, что обозначает круг в центре? Обведи букву выбранного ответа. А.?суп? Б.?чай? В.?каша? Г.?курица 2.?Капитан поручил коку сходить в магазин за продуктами. Он попросил купить колбасы. ?Какие?единицы измерения?понадобятся повару для покупки колбасы? Обведи буквы выбранных ответов. А.?килограмм? Б.?дециметр? В.?сантиметр? Г.?грамм Проверка.Вывод.Как работали? Объясните. Оценивание в судовом журнале. 6 Резерв. Самостоятельная работа. - Дельфин предлагает нам совершить экскурсию в подводный мир. Закройте глаза - Погружаемся в воду и осторожно из тёмной пещеры достаём обитателей морского дна. Кто оказался в ваших руках? Это необычные звездочки, а морские жители. Сколько лучей у морской звезды? Живет спокойно, не спешит. На всякий случай носит щит. (дети достают карточки – картинки с изображением морской звезды и морской черепахи) - Чтобы подружиться с ними, надо выполнить их задания ( предлагается 2 задачи для самостоятельного решения по вариантам) Морская звезда: У одной морской звезды 5 лучей и у другой столько же. Сколько всего лучей у этих двух звёзд? Морская черепаха: В зоопарке морская черепаха съедает 2 кг фруктов и столько же овощей. Сколько всего фруктов и овощей съедает черепаха? 7. Подведение итогов. - Наше занятие подходит к концу, продолжите одну из данных фраз: "На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…"; "Особенно мне понравилось…"; "После занятия мне захотелось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Было трудно…"; "Теперь я могу…"; "Меня удивило…" -Сегодня вы были настоящими моряками: выносливыми, смекалистыми, активными. - Я думаю, что возьму вас в кругосветное путешествие и в следующий раз. 8. Творческое задание. - Ребята, посмотрите у самого берега лежит бутылка. - Давайте вскроем её! (достаём раскраску) - Что это? - Наверное, солёная вода попала на бумагу и размыла все краски, но посмотрите здесь остался шифр. Такое морское письмо я вручаю каждому, думаю, у вас получится восстановить всё в цвете! коричневый жёлтый зелёный красный чёрный синий фиолетовый голубой оранжевый коричневый жёлтый зелёный красный чёрный синий фиолетовый голубой оранжевый
Конспект урока по математической грамотности "Задачи"