Конспект урока по математике 5 класс «Развитие функциональной грамотности по теме «Действия с натуральными числами»
Тема урока: Решение задач практического содержания
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков по теме «Действия с натуральными числами»
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников
Задачи урока:
Образовательная:
Усиление прикладной направленности
Формирование функциональной грамотности школьников
повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами
продолжить работу над развитием вычислительных навыков.
используя знания по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
• способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
ХОД УРОКА
Организационный момент (5 мин.)
У: - Приветствие учителя
«В течении урока мы будем решать различные задачи с натуральными числами
Повторим действия с натуральными числами, используя математические цепочки»
2. Актуализация знаний. Устный счет. (4 мин.)
У: - Первый этап.
№1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей?
№2. В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года?
№3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Лада - Веста» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км?
№4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе?
№5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра?
У-: Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3 мин.
У:- Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
4. Применение знаний, умений и навыков по теме– 10 мин.
ЗАДАЧИ
Вы знаете, на что тратиться большая часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.
Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество
Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум в комнате размерами 5 х 4 м. У нее на карточке 15 000 р. Сколько ей необходимо денег на ремонт, если ей потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за 1 рулон, обойного клея 2 упаковки
по цене 140 р за упаковку,
и линолеум
по цене 225 р за 1 м2. Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р?
Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.
Физкультминутка(2 мин)
5. Работа с задачами ВПР ( 10 мин):
-Вы знаете, что в скором времени надо будет принимать участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас будем упражняться в решении некоторых задач.
1) В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
2) Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
3) Пётр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина.
Пётр выбрал заправку, где бензин самый дешёвый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ.
У: - Давайте oбсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения ?
Домашнее задание:
Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша?
Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг.