Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Прибавить к числу 2, вычесть из числа 2. Таблицы сложения и вычитания с числом 2»
Ленко Валентина Николаевна
Учитель начальных классов высшей категории
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
Луганская средняя школа № 54 имени Алексея Еременко
г. Луганск
valentina.lenko@bk.ru
Урок математики в 1 классе по обозначенной теме направлен на формирование и развитие всех видов учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.
Данный урок позволит повысить мотивацию обучающихся, создать обстановку творческого поиска, активизацию мыслительной деятельности, а предложенные задания формировать функциональную грамотность.
Тема урока. Прибавить к числу 2, вычесть из числа 2. Таблицы сложения и вычитания с числом 2
Тип урока. Изучение нового материала
Цели урока. Создать условия для изучения способов сложения и вычитания числа 2.
Опираясь на знания связи между целым и частями целого составить таблицы прибавления и вычитания числа 2; работать над их запоминанием.
Развивать творческие способности, математическую речь, логическое мышление, развивать умение моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи.
Задачи урока:
- мотивировать учащихся на изучение темы;
- учить решать примеры вида + 2, - 2;
- совершенствовать навыки контроля и оценивания в соответствии с поставленной задачей;
- развивать познавательную самостоятельность и творческие способности;
- воспитание, формирование и развитие активной творческой личности, способной решать заданную проблему (задачу).
Планируемые результаты
Личностные:
- пробудить учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, то есть между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется;
- способствовать к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса- одноклассников, учителя, партнера по общению;
- формировать умение слушать одноклассников и учителя, учить уважать чужую точку зрения.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи;
-уметь ориентироваться в информационном материале, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, работая в паре, в группе, находить ответы на вопросы, используя знания на уроках.
Оборудование. Компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, наборное полотно, веер цифр.
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
(настрой на урок)
Учитель:
Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
Учитель:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Повернитесь, поздоровайтесь с гостями,
улыбнитесь от души.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Почувствуйте поддержку своих товарищей,
их хорошее отношение к вам. Это очень важно.
Учитель
Будем работать активно, старательно, творчески и внимательно? Да?
Девиз урока:
Думаю! Знаю! Могу!
А сейчас встречайте гостей.
Почемучка-мальчик
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок.
К нам пришли гости.
Очень рады мы гостям.
Просим милости к нам.
Мы покажем, как считаем;
Прибавляем, вычитаем.
Задачек много мы решаем.
Математику мы знаем.
Почемучка-девочка
Обещаем хорошо трудиться.
Рассуждать, считать, решать.
И точные ответы на вопросы:
Сколько? Как? Почему? Давать.
II Минутка чистописания
Чтоб цифры правильно писать
Минутку каллиграфии пора начать.
- Отгадав загадку, вы узнаете, какую цифру будем писать.
На лебединой шейке –
Большая голова.
Узнать её сумей-ка!
Конечно, цифра два.
Слайд «Веселая математика»
- Откройте свои рабочие тетради.
Пропишите целую строку цифры 2.
- Обведите цифру, которая больше всего понравилась в вашем письме.
III Актуализация знаний
1. Устный счет
Чтобы быстро нам считать,
Задачи без труда решать,
Нам надо себя тренировать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счета.
Сосчитайте:
- от 1 до 10 и обратно;
- от 1 до 10 через один, начиная с нуля;
- от 1 до 10 через два с хлопками.
- Назовите соседей чисел 5, 2,9.
Реши числовые цепочки
- Увеличьте каждое число на 2.
- Уменьшить каждое нижнее число на 1.
(На доске записаны числа)
0 1 4 5 7 8
2 3 6 7 9 10
1 2 5 6 8 9
(Учащиеся считают устно по цепочке и подписывают ответы снизу.
В итоге на доске должна получиться следующая запись)
- Соедините два соседних числа, сумма которых равна 5.
(Числа 1 и 4 в первой строке, 2 и 3 во второй строке, 3 и 2 во втором столбце.
2. Работа над задачами
- А теперь задачи только на одну минутку.
Ветер дунул, лист сорвал,
И ещё один упал,
А потом упало 5.
- Кто их может сосчитать? (7) (1+1+5=7)
Ёжик по грибы пошёл,
10 рыжиков нашёл.
8 положил в корзину,
Остальные же на спину.
- Сколько рыжиков везёт на своих иголках ёж? (2 гриба) (10-8=2)
3. Логическая минутка
В лес пошли две группы детей. Всего было 7 человек.
Сколько детей могло быть в каждой группе? (1 и 6, 2 и 5…)
4. Физкультминутка
Мы шагаем по дорожке
Раз, два!
Дружно хлопаем в ладошки
Раз, два!
Руки к верху поднимаем
Раз, два!
К солнышку, к тучке
Раз и два!
Вот мы на полянке.
- А как надо вести себя в лесу?
(Не шуметь, не разбегаться, чтобы не заблудиться, не разорять птичьих гнезд, не есть неизвестные ягоды, не ломать кусты и ветки деревьев.)
- Как позаботиться о птицах зимой? (Сделать кормушки и кормить)
IV Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- А теперь внимание на доску.
Решите примеры
5+1+1 5+ =7
7+1+1 - 2=4
8-1-1 + 2=3
10-1-1 - 2=3
- Найдите пример с ответом 9; с ответом 6; пример, в котором неизвестно второе слагаемое;
из какого числа мы вычтем 2 и получим 3; пример, в котором неизвестно первое слагаемое.
- Ребята, как можно по - другому можно записать примеры в первом столбике.
Сколько раз прибавляли число 1? (5+2, 7+2)
Сколько раз вычитали число 1? (8-2, 10-2)
V Постановка темы и цели урока
- Какое число повторяется в двух столбиках? (2)
- Как думаете, о чём мы с вами узнаем на уроке? (Предположение)
Верно!
Сегодня будем к числу прибавлять 2 и из числа вычитать 2.
Откройте учебник на с.92, найдите значок «Начало урока».
- Послушайте задание: рассмотрите рисунок между таблицами.
- Что общего в каждой лесенке? (есть в каждой лесенке синие и желтые квадратики).
- Сколько синих квадратов в каждой лесенке?
(в каждой лесенке по 2 синих квадрата).
- А теперь рассмотрите рисунок сверху вниз, что с ним происходит?
(квадратов становится больше), а каким знаком в математике слово «больше» мы можем заменить? (плюс)
- А теперь рассмотрите этот же рисунок снизу вверх, что с ним происходит?
(квадратов становится меньше), каким знаком в математике можно заменить слово «меньше»? (минус).
- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять таблицы сложения и вычитания с числом 2.
VI Освоение нового материала
1. Составление таблиц
- А сейчас посмотрите на экран.
- Прочитайте запись.
На ветке сидела птица, к ней прилетели еще две.
- Можно ли эту запись назвать задачей?
Это только условие задачи, нет вопроса.
- Составьте вопрос задачи.
Сколько стало птиц?
- Решите задачу.
К одному прибавить два получится четыре.
- Как ответить на вопрос задачи?
Ответ: на ветке стало три птицы.
- Составьте другую задачу по этому рисунку, чтобы она решалась вычитанием.
На ветке сидели 3 птицы. Две улетели.
Сколько птиц осталось на ветке?
- Как решить такую задачу?
Из трёх вычесть два получится один.
- Как ответить на вопрос задачи?
Ответ: на ветке осталась одна птица.
2. Физкультминутка
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
VII Продолжение работы по составлению таблиц
- Посмотрите на следующую картинку и составьте соответствующий пример на сложение.
- А теперь на вычитание.
- Рассмотрите следующие рисунки. Составьте соответствующие примеры на сложение и вычитание для каждого рисунка.
- Посмотрите, что у нас получилось?
Это таблица сложения и вычитания с числом 2. Эту таблицу надо запомнить.
- Посмотрите на левый столбик таблицы, как он составлялся
К полученному результату прибавляли два.
- А правый?
Из полученного результата вычитали два.
- Посмотрите на числовой ряд.
- С его помощью очень легко прибавлять или вычитать число два.
Когда мы прибавляем или вычитаем число два, то перепрыгиваем через одно число.
- Попробуйте сами, к одному прибавить два.
Начинаем двигаться от точки один вправо, перепрыгиваем через одно число, останавливаемся в точке три, получится …Три.
Из восьми вычесть два.
Начинаем двигаться от точки восемь влево, перепрыгиваем через одно число, получится … Шесть.
VIII Применение изученного материала
1. Работа по учебнику
Задание 1
Прочитайте задачу. Назовите условие задачи.
-Назовите вопрос задачи.
- Назовите решение задачи. (2+2=4)
-Ответьте на вопрос задачи. №2
Задание 3
- Посмотрите на первый пример. Объясните, как будете рассуждать.
Задание 4
(Устное выполнение по цепочке.)
- Рассмотрите первый рисунок. Составьте по нему задачу со знаком +.
Назовите условие задачи. (На ветке дуба 4 зелёных и 2 коричневых листка.)
- Назовите вопрос задачи. (Сколько листков на дубе?)
-Запишите решение задачи в тетради.
Проверка.
Решение: 4+2=6(л.)
Ответ: 6 листьев.
IX Проверка приобретённых знаний, умений и навыков
1.Самостоятельная работа.
Задание 7
- Прочитайте задание. Как получить 2 треугольника? (Провести диагональ.)
2. Работа в печатной тетради
_Составьте задачу по первому рисунку. Как решить задачу?
3. Работа в паре (Проверка)
- Решите примеры самостоятельно.
X Рефлексия
«Проверь себя»
Звери в сад пошли,
Кучу яблок нашли.
4- ежонку,2- зайчонку.
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать? (4+ 2=6)
Сосчитай примеры и отгадай слово
5 – 2 2 + 2
7 + 2 8 – 2
0 + 2 10 – 2
5 + 2
Расположи ответы в порядке возрастания.
Подпиши буквы
3 = О 7 = Д 8 = Ц
9 = Ы 2 = М 4 = Л
6 = О Молодцы!
Подведение итогов
- Оцени свои знания с помощью «Светофора»
Было интересно и все получилось.
- Кто доволен своей работой?
- Кто хорошо разобрался в материале?
Пусть загорится у вас зеленый свет.
Кто испытывал затруднения
? Кому нужна помощь?
Тогда у вас должен загореться красный цвет. Но мы обязательно вам поможем.
Мне было очень приятно с вами работать.
Урок наш окончен и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно, усердно трудились!
И знания ваши нам всем пригодились!
Информационные источники
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
4. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике. 1 класс - 9 издание. Москва ВАКО, 2023 г.
5. М. И. Маро, С.И. Волкова Математика Рабочая тетрадь. 1 класс - 9 издание. Москва Просвещение 2023 г.
6. М.И. Маро Учебник Математика. 1 класс. М.: Просвещение, 2022 г.
7. В.И. Ковалько. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.; ВАКО, 2007.
Электронные ресурсы
https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/plan-konspiekt-uroka-po-matiematikie-v-1-klassie-tiema-pribavit-i-vychiest-chislo-2
https://uchitelya.com/matematika/144986-konspekt-uroka-matematiki-pribavit-i-vychest-chislo-2-1-klass-umk-shkola-rossii.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2023/01/23/konspekt-uroka-po-matematike-v-1-klasse-po-teme-pribavit-i