Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Прибавить к числу 2, вычесть из числа 2. Таблицы сложения и вычитания с числом 2»

Ленко Валентина Николаевна

Учитель начальных классов высшей категории

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

Луганская средняя школа № 54 имени Алексея Еременко

г. Луганск

valentina.lenko@bk.ru

Урок математики в 1 классе по обозначенной теме направлен на формирование и развитие всех видов учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Данный урок позволит повысить мотивацию обучающихся, создать обстановку творческого поиска, активизацию мыслительной деятельности, а предложенные задания формировать функциональную грамотность.

Тема урока. Прибавить к числу 2, вычесть из числа 2. Таблицы сложения и вычитания с числом 2

Тип урока. Изучение нового материала

Цели урока. Создать условия для изучения способов сложения и вычитания числа 2.

Опираясь на знания связи между целым и частями целого составить таблицы прибавления и вычитания числа 2; работать над их запоминанием.

Развивать творческие способности, математическую речь, логическое мышление, развивать умение моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи.

Задачи урока:

- мотивировать учащихся на изучение темы;

- учить решать примеры вида + 2, - 2;

- совершенствовать навыки контроля и оценивания в соответствии с поставленной задачей;

- развивать познавательную самостоятельность и творческие способности;

- воспитание, формирование и развитие активной творческой личности, способной решать заданную проблему (задачу).

Планируемые результаты

Личностные:

- пробудить учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, то есть между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется;

- способствовать к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса- одноклассников, учителя, партнера по общению;

- формировать умение слушать одноклассников и учителя, учить уважать чужую точку зрения.

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи;

-уметь ориентироваться в информационном материале, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, работая в паре, в группе, находить ответы на вопросы, используя знания на уроках.

Оборудование. Компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, наборное полотно, веер цифр.

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности

(настрой на урок)

Учитель:

Встало солнышко давно.

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

Учитель:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Повернитесь, поздоровайтесь с гостями,

улыбнитесь от души.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Почувствуйте поддержку своих товарищей,

их хорошее отношение к вам. Это очень важно.

Учитель

Будем работать активно, старательно, творчески и внимательно? Да?

Девиз урока:

Думаю! Знаю! Могу!

А сейчас встречайте гостей.

Почемучка-мальчик

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок.

К нам пришли гости.

Очень рады мы гостям.

Просим милости к нам.

Мы покажем, как считаем;

Прибавляем, вычитаем.

Задачек много мы решаем.

Математику мы знаем.

Почемучка-девочка

Обещаем хорошо трудиться.

Рассуждать, считать, решать.

И точные ответы на вопросы:

Сколько? Как? Почему? Давать.

II Минутка чистописания

Чтоб цифры правильно писать

Минутку каллиграфии пора начать.

- Отгадав загадку, вы узнаете, какую цифру будем писать.

На лебединой шейке –

Большая голова.

Узнать её сумей-ка!

Конечно, цифра два.

Слайд «Веселая математика»

- Откройте свои рабочие тетради.

Пропишите целую строку цифры 2.

- Обведите цифру, которая больше всего понравилась в вашем письме.

III Актуализация знаний

1. Устный счет

Чтобы быстро нам считать,

Задачи без труда решать,

Нам надо себя тренировать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счета.

Сосчитайте:

- от 1 до 10 и обратно;

- от 1 до 10 через один, начиная с нуля;

- от 1 до 10 через два с хлопками.

- Назовите соседей чисел 5, 2,9.

Реши числовые цепочки

- Увеличьте каждое число на 2.

- Уменьшить каждое нижнее число на 1.

(На доске записаны числа)

0 1 4 5 7 8

2 3 6 7 9 10

1 2 5 6 8 9

(Учащиеся считают устно по цепочке и подписывают ответы снизу.

В итоге на доске должна получиться следующая запись)

- Соедините два соседних числа, сумма которых равна 5.

(Числа 1 и 4 в первой строке, 2 и 3 во второй строке, 3 и 2 во втором столбце.

2. Работа над задачами

- А теперь задачи только на одну минутку.

Ветер дунул, лист сорвал,

И ещё один упал,

А потом упало 5.

- Кто их может сосчитать? (7) (1+1+5=7)

Ёжик по грибы пошёл,

10 рыжиков нашёл.

8 положил в корзину,

Остальные же на спину.

- Сколько рыжиков везёт на своих иголках ёж? (2 гриба) (10-8=2)

3. Логическая минутка

В лес пошли две группы детей. Всего было 7 человек.

Сколько детей могло быть в каждой группе? (1 и 6, 2 и 5…)

4. Физкультминутка

Мы шагаем по дорожке

Раз, два!

Дружно хлопаем в ладошки

Раз, два!

Руки к верху поднимаем

Раз, два!

К солнышку, к тучке

Раз и два!

Вот мы на полянке.

- А как надо вести себя в лесу?

(Не шуметь, не разбегаться, чтобы не заблудиться, не разорять птичьих гнезд, не есть неизвестные ягоды, не ломать кусты и ветки деревьев.)

- Как позаботиться о птицах зимой? (Сделать кормушки и кормить)

IV Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

- А теперь внимание на доску.

Решите примеры

5+1+1 5+ =7

7+1+1 - 2=4

8-1-1 + 2=3

10-1-1 - 2=3

- Найдите пример с ответом 9; с ответом 6; пример, в котором неизвестно второе слагаемое;

из какого числа мы вычтем 2 и получим 3; пример, в котором неизвестно первое слагаемое.

- Ребята, как можно по - другому можно записать примеры в первом столбике.

Сколько раз прибавляли число 1? (5+2, 7+2)

Сколько раз вычитали число 1? (8-2, 10-2)

V Постановка темы и цели урока

- Какое число повторяется в двух столбиках? (2)

- Как думаете, о чём мы с вами узнаем на уроке? (Предположение)

Верно!

Сегодня будем к числу прибавлять 2 и из числа вычитать 2.

Откройте учебник на с.92, найдите значок «Начало урока».

- Послушайте задание: рассмотрите рисунок между таблицами.

- Что общего в каждой лесенке? (есть в каждой лесенке синие и желтые квадратики).

- Сколько синих квадратов в каждой лесенке?

(в каждой лесенке по 2 синих квадрата).

- А теперь рассмотрите рисунок сверху вниз, что с ним происходит?

(квадратов становится больше), а каким знаком в математике слово «больше» мы можем заменить? (плюс)

- А теперь рассмотрите этот же рисунок снизу вверх, что с ним происходит?

(квадратов становится меньше), каким знаком в математике можно заменить слово «меньше»? (минус).

- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять таблицы сложения и вычитания с числом 2.

VI Освоение нового материала

1. Составление таблиц

- А сейчас посмотрите на экран.

- Прочитайте запись.

На ветке сидела птица, к ней прилетели еще две.

- Можно ли эту запись назвать задачей?

Это только условие задачи, нет вопроса.

- Составьте вопрос задачи.

Сколько стало птиц?

- Решите задачу.

К одному прибавить два получится четыре.

- Как ответить на вопрос задачи?

Ответ: на ветке стало три птицы.

- Составьте другую задачу по этому рисунку, чтобы она решалась вычитанием.

На ветке сидели 3 птицы. Две улетели.

Сколько птиц осталось на ветке?

- Как решить такую задачу?

Из трёх вычесть два получится один.

- Как ответить на вопрос задачи?

Ответ: на ветке осталась одна птица.

2. Физкультминутка

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

VII Продолжение работы по составлению таблиц

- Посмотрите на следующую картинку и составьте соответствующий пример на сложение.

- А теперь на вычитание.

- Рассмотрите следующие рисунки. Составьте соответствующие примеры на сложение и вычитание для каждого рисунка.

- Посмотрите, что у нас получилось?

Это таблица сложения и вычитания с числом 2. Эту таблицу надо запомнить.

- Посмотрите на левый столбик таблицы, как он составлялся

К полученному результату прибавляли два.

- А правый?

Из полученного результата вычитали два.

- Посмотрите на числовой ряд.

- С его помощью очень легко прибавлять или вычитать число два.

Когда мы прибавляем или вычитаем число два, то перепрыгиваем через одно число.

- Попробуйте сами, к одному прибавить два.

Начинаем двигаться от точки один вправо, перепрыгиваем через одно число, останавливаемся в точке три, получится …Три.

Из восьми вычесть два.

Начинаем двигаться от точки восемь влево, перепрыгиваем через одно число, получится … Шесть.

VIII Применение изученного материала

1. Работа по учебнику

Задание 1

Прочитайте задачу. Назовите условие задачи.

-Назовите вопрос задачи.

- Назовите решение задачи. (2+2=4)

-Ответьте на вопрос задачи. №2

Задание 3

- Посмотрите на первый пример. Объясните, как будете рассуждать.

Задание 4

(Устное выполнение по цепочке.)

- Рассмотрите первый рисунок. Составьте по нему задачу со знаком +.

Назовите условие задачи. (На ветке дуба 4 зелёных и 2 коричневых листка.)

- Назовите вопрос задачи. (Сколько листков на дубе?)

-Запишите решение задачи в тетради.

Проверка.

Решение: 4+2=6(л.)

Ответ: 6 листьев.

IX Проверка приобретённых знаний, умений и навыков

1.Самостоятельная работа.

Задание 7

- Прочитайте задание. Как получить 2 треугольника? (Провести диагональ.)

2. Работа в печатной тетради

_Составьте задачу по первому рисунку. Как решить задачу?

3. Работа в паре (Проверка)

- Решите примеры самостоятельно.

X Рефлексия

«Проверь себя»

Звери в сад пошли,

Кучу яблок нашли.

4- ежонку,2- зайчонку.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать? (4+ 2=6)

Сосчитай примеры и отгадай слово

5 – 2 2 + 2

7 + 2 8 – 2

0 + 2 10 – 2

5 + 2

Расположи ответы в порядке возрастания.

Подпиши буквы

3 = О 7 = Д 8 = Ц

9 = Ы 2 = М 4 = Л

6 = О Молодцы!

Подведение итогов

- Оцени свои знания с помощью «Светофора»

Было интересно и все получилось.

- Кто доволен своей работой?

- Кто хорошо разобрался в материале?

Пусть загорится у вас зеленый свет.

Кто испытывал затруднения

? Кому нужна помощь?

Тогда у вас должен загореться красный цвет. Но мы обязательно вам поможем.

Мне было очень приятно с вами работать.

Урок наш окончен и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно, усердно трудились!

И знания ваши нам всем пригодились!

Информационные источники

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р)

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

4. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике. 1 класс - 9 издание. Москва ВАКО, 2023 г.

5. М. И. Маро, С.И. Волкова Математика Рабочая тетрадь. 1 класс - 9 издание. Москва Просвещение 2023 г.

6. М.И. Маро Учебник Математика. 1 класс. М.: Просвещение, 2022 г.

7. В.И. Ковалько. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.; ВАКО, 2007.

Электронные ресурсы

https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/plan-konspiekt-uroka-po-matiematikie-v-1-klassie-tiema-pribavit-i-vychiest-chislo-2

https://uchitelya.com/matematika/144986-konspekt-uroka-matematiki-pribavit-i-vychest-chislo-2-1-klass-umk-shkola-rossii.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2023/01/23/konspekt-uroka-po-matematike-v-1-klasse-po-teme-pribavit-i