Технологическая карта
урока обучения грамоте
1 класс
Тема: «Повторение изученных букв: названия, значения и функции, характеристика звуков. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений»
Цель: Повторить и обобщить знания о букве Д,д и звуках [д],[д’].
Задачи:
Формировать умение в
ычленять звуки из слова, различать понятия «звук» и «буква», проводить звуковой анализ слова
, определять количество слогов в словах;
Развивать
у обучающихся положительной мотивации к чтению обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач
;
Расширить кругозор ребят о профессиях людей, воспитывать добросовестное отношение к труду и учеб
е – как виду деятельности детей.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать ценность чтения для решения учебных задач
.
Метапредметные
:
- регулятивные УУД: понимать и удерживать поставленную учебную задачу, с помощью учителя оценивать свои успехи;
-коммуникативные УУД: участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать свое отношение к обсуждаемой проблеме; читать наизусть стихотворения, умение работать в паре;
-познавательные УУД: понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;
Личностные:
осознание ценности труда в жизни человека и общества и развивать интерес к различным профессиям.
Развитие функциональной грамотности:
Понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста
Находить, выделять
нужную информацию
, представленную в явном виде, и формулировать простые выводы.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Орг. момент
Артикуляционная гимнастика
Организует работу детей. Создает положительный эмоциональный настрой.
-Тихо встанем, скажем: -а!
Все присядем, скажем: -у!
Тихо сядем, скажем: -ы!
Хорошо читаем мы!
-У вас в конверте есть полоска, достаньте её.
Она пригодиться на протяжении всего урока. (Приложение №1)
Каждый урок Обучения грамоте, а теперь уже Литературного чтения я начинаю с артикуляционной гимнастики, в которую входят:
Упражнения на развитие речевого аппарата
Чистоговорка
Скороговорка (дети готовят каждый свою)
Затем обязательно 3-4 минуты чтения незнакомых текстов. Создаю в классе библиотечку из книг, принесённых учениками
-Но для начала сделаем гимнастику для речевого аппарата
-Кто проведёт?
Уколы в щёчку
Часики
Трубочка-улыбка
Скороговорка: Дед Дудон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. (слайд 1)
Каждый звук произносим чётко
Шёпотом
С тихого до громкого и наоборот
Учащиеся отвечают на приветствие, демонстрируют готовность
Обучающийся проводит артикуляционную гимнастику
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Для Мотивации учебной деятельности использовала Игру «Буква заблудилась», которая поможет обучающимся определить цель урока: Закрепить букву Д, вспомнить, что знаем о звуках [д],[д’].
Игра «Звук заблудился»
-Определите, какой звук заблудился
Учитель читает
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и айда
По реке туда-сюда
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой
-Какой буквой обозначается звук [д]?
-Давайте подумаем, над чем сегодня нужно поработать?
-Если вы верно сформулировали цель нашего урока, ставим + в нашей полоске
-Ребята, сегодня на уроке мы побываем…
-Кто прочитает? (слайд 2)
Слушают и отвечают на вопросы учителя
-Звук [д]
-Буквой Д
-Закрепить букву Д, вспомнить, что знаем о звуках [д],[д’].
Читает 1 ученик
-В городе Мастеров
III. Актуализация знаний.
На этапе Актуализации знаний вспоминают, какую букву изучили. Находят в Алфавите.
И тут можно использовать алфавит для каждого ученика, чтобы смог каждый найти эту букву.
Затем по схеме дают характеристику звуков, которая буквы Д. Находят пару в Ленте букв Д-Т
- С какой буквой познакомились на прошлом уроке?
На доске карточка с буквой
(Приложение №2)
-Покажите, местоположение буквы в Алфавите.
-Расскажите о звуке, который даёт буква Д.
На доске схема (Приложение №3)
-С буквой Д
1 обучающийся выходит и показывает положение буквы в Алфавите
Отвечают на вопросы учителя
-Буква Д даёт согласный звук, он звонкий, может быть твердым или мягким. А так же он парный.
IV. Обобщение и систематизация знаний
На этапе обобщения и систематизации знаний появляется (проблема) вопрос, наталкивающий на определение профессии…Первая профессия- дворник.
Обучающиеся составляют пословицу из слов (на доске 1 ученик и в паре-коммуникативные УУД). Обязательно пословицу нужно объяснить.
-Когда на улице непорядок, кто берётся за работу?
(на доске картинка дворника)
- А вот кто-то рассыпал слова. Непорядок.
- Давайте поможем.
- У вас в конвертах тоже есть такие же слова. Выполните задание вместе с соседом.
Без труда нет добра
-Как вы думаете, что это значит?
- Для чего нужны пословицы?
-А еще приятно общаться с человеком, который красиво говорит. То есть говорит понятно, не использует слова-паразиты и украшает свою речь. А чем можно украсить свою речь? Конечно, пословицами и поговорками, крылатыми словами и выражениями.
Чтобы подвести к чтению слогов с буквами Д и Т, вводим профессию Садовод. Слоги располагаются на цветке.
Пропеть слоги как….Певец..ДА,ДО,ДУ,ТА,ТО,ТУ…
Использую печатники, чтобы дети печатали изучаемые буквы, слоги, слова и делали звуко-буквенный анализ в виде «Фонариков-красный,синий,зелёный»
- Как называют человека, занимающегося работой в саду? Садовод-картинка на доске.
(На доске – цветочек, с буквами- слоги)
(Приложение №4)
-Читаем слоги, распевая, протягивая гласный звук.
-Если вы верно прочитали все слоги, то, ставим + в нашей полоске
-Человека, который занимается музыкой, пением называют…. (карточка или картинка на доске)
- Назовите слоги, в которых согласный звук звонкий
глухой (т).
-Какие это согласные
-Обратите внимание на ленту букв. Эти буквы находятся рядом.
-Откройте тетради для печатанья и напечатайте имя мальчика, которое встретилось в скороговорке.
1 ученик у доски
-С какой буквы будете печатать имя?
-А рядом имя мальчика, которое начинается на парную согласную буквы Д.
1 ученик у доски
Дима Тима
-Под ними обозначьте звуки, в виде фонариков.
-Посмотрите на схемы.
-Почему получилось одинаково?
-Поменяйтесь печатниками и проверьте, верно ли сделал ваш сосед по парте.
-Если вы сделали верно, то, ставим + в нашей полоске
-Дворник
Обучающиеся составляют пословицу
Работают в парах
Объясняют пословицу
- Пока человек трудится и добивается целей, он попутно делает добрые дела.
-Пословицы чему-то учат.
-Садовод
Читают слоги
-Певец
-Да,до,ду,ды, ди
-Та,то,ту,ты,ти
Парные
Открывают печатники и печатают Дима
-С большой, потому что имена пишутся с заглавной буквы.
-Тима
Печатают
Обозначают звуки с помощью цветных карандашей:
-красный-гласный,
синий-твёрдый согласный, зелёный-мягкий согласный
-Буква И смягчат согласные Д и Т
Взаимопроверка
V. Физминутка
Физминутку всегда стараюсь подбирать в соответствии с темой урока.
-Предлагаю немного отдохнуть, поиграть.
Игра «Поймай звук»
[д]- приседают мальчики
[д’]-приседают девочки
Если нет звука-хлопок в ладоши
Магазин, дом, Дима, дача, дети, школа, ребята, друзья, девочки
Игра “Узнайте звук”
- Если вы слышите звук [д-д'], то хлопаете в ладоши. Готовы?
Дом, Том, дядя, тётя, тарелка, дятел, Дрова, Тима, Дима, туман.
Дети выполняют задания
VI. Применение знаний и умений
Подготовка к чтению текста
Работа с “Азбукой” (с. 109).
- Сейчас мы будем читать слова.
Игра «Эхо» (сначала учитель читает, потом дети повторяют)
-Посмотрите на них внимательно и скажите: в каком слове только один слог?
Докажите.
- Какие слова напечатаны с большой буквы?
- Почему?
- А в каком слове больше всего слогов?
-Все ли слова вам понятны?
Дети повторяют за учителем
Дети отвечают
-Один гласный звук
-Имена
-Имена пишутся с большой буквы
Определяют и отвечают
-Да
- Посмотрите на иллюстрацию на странице 109.
-Кто на ней изображен?
-А что такое ПРОФЕССИЯ?
-Где можно найти точное значение этого слова?
Выбираем источник получения информации-словарь
Акцентирует внимание на обращение к словарю
-Предлагаю обратится к Толковому словарю С.И.Ожегова
Основной род занятий, трудовой деятельности.
-Люди разных профессий
Предположения учащихся
-В интернете, в словаре, спросить у взрослых
Ученик работает с Толковым словарём С.И.Ожегова
Работа с текстом
Первичное понимание текста
- Прочитайте шёпотом название текста на стр. 109.
- Какое название текста?
-Если будут в тексте непонятные слова, поднимите руку после прочтения.
Чтение учителем.
-Были ли непонятные слова в тексте?
Чтение самостоятельно шёпотом.
Чтение отдельными детьми. По цепочке.
- Прочитаем его.
Организует беседу по прочитанному
-Придумайте вопросы по прочитанному тексту.
- Где работает папа Тимы? Кто он?
- Кем работает мама Димы? А папа?
- Кто брат Насти?
-Все ли профессии вам известны, понятны?
-Если вы верно верно составили вопрос или правильно ответили на вопро,, то ставим + в нашей полоске
-Кто кем работает?
-Нет
Дети читают текст вслух по одному предложению
Задают и отвечают на вопросы по содержанию текста
-Да
Подготовленные дети читают наизусть стихи о профессиях
- На земле очень много разных профессий. Большинство людей любят свою профессию и стараются работать хорошо. Мастеров своего дела любят и уважают, стараются быть на них похожими. О профессиях пишут писатели и слагают стихи поэты.
-Сейчас мы в этом убедимся. (Задания хорошо читающим детям: подготовиться к чтению стихотворений наизусть).
Дети читают стих и показывают изображение человека этой профессии.
(На доске пополняется город Мастеров картинками)
- А кем мечтаете стать вы?
Связь с жизнью – кем мечтаете быть вы и почему? Высказывают своё мнение.
Дети читают наизусть о профессиях и прикрепляют соответствующие картинки на доску.
На далекие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал
День и ночь не спал, работал.
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
Добрый повар в колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит на обед –
Кашу, щи и винегрет.
Все болезни лечит врач
Он уколит, ты не плач.
Веселей смотри вокруг,
Детский врач – ребятам друг.
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.
Высказывание детей
VII. Закрепление
Работа с пословицами
-А сейчас предлагаю вам достать из конверта слова и составить из них предложения.
(Предложения под номерами для слабых детей)
-Что у вас получилось?
Давайте прочитаем по порядку.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!
Все работы хороши!
Все профессии важны!
(Слайд 3)
-Что получилось из предложений?
-Посмотрите, какие вы молодцы. Смогли из слов составить предложения и уже предложения объединить в текст.
-Если вы верно составили предложения, то, ставим + в нашей полоске
Работа в парах
Учащиеся составляют и читают
-Текст
VIII. Итог урока.
-Скажите, над чем сегодня работали?
-Цель достигнута?
-Все профессии важны
Город Мастеров будет процветать и жить, если люди будут трудиться. Ведь не зря народ сказал: “Без труда нет добра”.
Слава летчикам в полете, -
Тем, кто в небе на работе!
Слава тем, кто у печей, -
Нет работы горячей!
Трактористу – слава в поле,
А твоя работа в школе.
Труд твой тоже на виду.
Слава честному труду!
- Ребята, вы – ученики, учеба – это ваш труд. Поэтому в школе вы должны хорошо трудиться, значит, хорошо учиться!
Выставка книг для самостоятельного прочтения
-Сегодня я приготовила вам выставку книг о профессиях. Может некоторым поможет определиться в выборе своей профессии.
-Если есть желание поделиться кем вы хотите стать, то нужно нарисовать свою будущую профессию и рассказать, почему вы выбираете эту профессию.
Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности и оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность
IX.Рефлексия
Организует беседу по результатам деятельности учащихся на уроке; благодарит за урок
Рефлексия – лента успеха.
-Вы сегодня тоже трудились.
Полоска, в которой вы отмечали, называется Лента успеха. Если в вашей ленте стоит 5 плюсов, значит у вас всё получилось, вы хорошо потрудились.
Если плюсы стоят не везде, нужно выяснить, что было непонятно.
-Урок окончен. Всем большое спасибо!!!
Дети анализируют свою работу на уроке.
Приложение №1
лента Успеха
Приложение №2
Приложение №3
Схема фонетического разбора
Приложение №4
Цветок для чтения слогов
А
О
Д ТУ
Ы
И