Тема урока: «Музыкальные портреты»
Автор разработки урока: Кочура Оксана Эдуардовна, учитель музыки.
Предмет: музыка.
Класс: 1
Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка. 1 класс».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: расширить знания детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.
Задачи урока:
Образовательные:
Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.
Учить находить главную мысль, формулировать ее.
Учить характеризовать музыкальные образы.
Показать учащимся изобразительные возможности музыки
Познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей
Дать понятие «сопрано»
Учить определять черты характера музыкальных образов исходя из особенностей музыки – темпа, динамики, ритма, регистра и т. д.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать.
Развивать фантазию, внимание, память.
Продолжать совершенствовать исполнительские навыки и творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать желание участвовать в исполнении произведений – петь хором, дуэтом, солировать, выполнять определённые действия в игре.
Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Воспитывать
слушательскую
культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.
Оборудование и материалы: компьютер, презентация на тему «Музыкальные портреты», музыкальные произведения П. И. Чайковского «Баба-Яга», В.А. Моцарта «Менуэт», С.С. Прокофьева «Болтунья», песня «Бравые солдаты», портреты композиторов.
Ход урока.
Организационный этап урока.
Приветствие. Организация совместной деятельности.
Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Сегодня на уроке у нас будут происходить различные чудеса. А поможет нам в этом…Музыка. Музыка обладает волшебным свойством. А кто мне сможет ответить, каким волшебным свойством она обладает?
Ученики отвечают.
- Она может рассказать нам о нашей жизни, может передать любое настроение человека, его чувства, переживания. Музыка может нарисовать картины природы. И все это благодаря музыкальному языку. Показать портреты в рамке. Выяснить о значении слова портрет.
- Портрет - это изображение какого-либо человека или существа. Портреты рисуют художники с помощью красок и кисти.
Определение темы урока и
постановка учебной задачи.
- А может ли музыка выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет, как это может сделать художник?
Дети отвечают.
- Тема сегодняшнего урока называется «Музыкальные портреты». Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
- На уроке мы будем учиться угадывать музыкальные портреты, которые нам будет рисовать музыка.
Первичное усвоение новых знаний.
- Итак, перед нами первый портрет неизвестного героя. Давайте послушаем музыкальное произведение и попробуем нарисовать портрет.
Звучит пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
- Как звучала музыка?
- О ком она рассказала?
- Какой характер у этого незнакомца?
-Попробуйте дать название этой пьесе.
Дети отвечают.
- Ребята, данное произведение написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский (обращаю внимание на портрет композитора). И называется пьеса «Баба Яга», она входит в сборник композитора «Детский альбом».
- Сейчас еще раз прослушаем это произведение и уже будем представлять с вами Бабу Ягу.
Вторичное прослушивание.
- Пора нам открывать следующий портрет незнакомца. Давайте прослушаем музыкальное произведение и ответим на вопросы: Старинная эта музыка или современная? Сколько в этом портрете героев? Какой характер музыки? Что они будут делать под музыку? Петь? Танцевать? Маршировать?
Слушание произведения В.А. Моцарта «Менуэт»
После прослушивания дети отвечают на заданные им вопросы.
- Прозвучало произведение В.А. Моцарта (показать портрет) «Менуэт». Менуэт – это бальный танец. Исполняется мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно, с поклонами и приседаниями.
- Давайте представим, что мы оказались на балу и попробуем подходящими к музыке движениями изобразить танцующих людей.
Физкультминутка «Менуэт»
- Мы с вами открыли уже два портрета – «Баба Яга» и «Танцующая пара», пора открывать третий портрет. А он уже открыт – перед вами девочка, ее зовут Лида. Остается узнать, какая она, какой у нее характер. Добрая или злая? Трудолюбивая или ленивая?
-Ссейчас, ребята, просмотрим видео, где девочка расскажет нам стихотворение Агнии Барто.
Просмотр видео.
- Что она вам рассказала? (Она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школе и еще была в классе старостой и только Вовка называл ее болтуньей ).
- Это стихотворение Агния Барто назвала «Болтунья» и композитор С.С. Прокофьев решил нарисовать с помощью музыки портрет Лиды. Давайте прослушаем это произведение.
Слушание произведения С.С. Прокофьева «Болтунья»
Подбираем правильные прилагательные, характеризующие данное музыкальное произведение.
- Как музыка изобразила характер девочки? (Музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойным и размеренным)
- Сравните интонации стихотворения и музыки.
- Как вы думаете, каково отношение авторов этих произведений – поэта и композитора – к их главной героине?
Дети отвечают.
Вокально-хоровая работа.
Посмотрите (обращаю внимание детей на слайд), есть еще один портрет. Кто в нем изображен? (Дети отвечают). Да, это портрет солдата. А как вы думаете, почему он оказался среди других портретов? Какой праздник к нам приближается? (День защитников Отечества) Каким должен быть солдат? (Дети отвечают).
- Давайте разучим песню «Бравые солдаты»
1. Прослушивание песни;
2. Игра «Эхо». Учитель громко поет каждую строчку песни, дети тихо повторяют.
3. Разучивание первого куплета песни.
Игра в оркестр
- А теперь мы с вами превратимся в музыкантов, играющих в военном оркестре.
Дети получают шумовые музыкальные инструменты, и наблюдая за дирижером, играют под песню «Бравые солдаты».
Первичное закрепление
- Итак, мы определили музыкальные портреты всех незнакомцев. Давайте назовем их: Баба-Яга, пара, танцующая менуэт, девочка-болтунья Лида, солдат. Может ли музыка выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет, как это может сделать художник?
Ответы детей.
Рефлексия
Организую рефлексию по типу «три волшебных вопроса»:
Я узнал…
Мне понравилось…
Ярче всего запомнилось….
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке (Отмечаю самых активных). Спасибо за урок!