Тема урока: «Музыкальные портреты»

Автор разработки урока: Кочура Оксана Эдуардовна, учитель музыки.

Предмет: музыка.

Класс: 1

Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка. 1 класс».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: расширить знания детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Задачи урока:

Образовательные:

Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.

Учить находить главную мысль, формулировать ее.

Учить характеризовать музыкальные образы.

Показать учащимся изобразительные возможности музыки

Познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей

Дать понятие «сопрано»

Учить определять черты характера музыкальных образов исходя из особенностей музыки – темпа, динамики, ритма, регистра и т. д.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать.

Развивать фантазию, внимание, память.

Продолжать совершенствовать исполнительские навыки и творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать желание участвовать в исполнении произведений – петь хором, дуэтом, солировать, выполнять определённые действия в игре.

Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Воспитывать

слушательскую

культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Оборудование и материалы: компьютер, презентация на тему «Музыкальные портреты», музыкальные произведения П. И. Чайковского «Баба-Яга», В.А. Моцарта «Менуэт», С.С. Прокофьева «Болтунья», песня «Бравые солдаты», портреты композиторов.

Ход урока.

Организационный этап урока.

Приветствие. Организация совместной деятельности.

Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Сегодня на уроке у нас будут происходить различные чудеса. А поможет нам в этом…Музыка. Музыка обладает волшебным свойством. А кто мне сможет ответить, каким волшебным свойством она обладает?

Ученики отвечают.

- Она может рассказать нам о нашей жизни, может передать любое настроение человека, его чувства, переживания. Музыка может нарисовать картины природы. И все это благодаря музыкальному языку. Показать портреты в рамке. Выяснить о значении слова портрет.

- Портрет - это изображение какого-либо человека или существа. Портреты рисуют художники с помощью красок и кисти.

Определение темы урока и

постановка учебной задачи.

- А может ли музыка выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет, как это может сделать художник?

Дети отвечают.

- Тема сегодняшнего урока называется «Музыкальные портреты». Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

- На уроке мы будем учиться угадывать музыкальные портреты, которые нам будет рисовать музыка.

Первичное усвоение новых знаний.

- Итак, перед нами первый портрет неизвестного героя. Давайте послушаем музыкальное произведение и попробуем нарисовать портрет.

Звучит пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

- Как звучала музыка?

- О ком она рассказала?

- Какой характер у этого незнакомца?

-Попробуйте дать название этой пьесе.

Дети отвечают.

- Ребята, данное произведение написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский (обращаю внимание на портрет композитора). И называется пьеса «Баба Яга», она входит в сборник композитора «Детский альбом».

- Сейчас еще раз прослушаем это произведение и уже будем представлять с вами Бабу Ягу.

Вторичное прослушивание.

- Пора нам открывать следующий портрет незнакомца. Давайте прослушаем музыкальное произведение и ответим на вопросы: Старинная эта музыка или современная? Сколько в этом портрете героев? Какой характер музыки? Что они будут делать под музыку? Петь? Танцевать? Маршировать?

Слушание произведения В.А. Моцарта «Менуэт»

После прослушивания дети отвечают на заданные им вопросы.

- Прозвучало произведение В.А. Моцарта (показать портрет) «Менуэт». Менуэт это бальный танец. Исполняется мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно, с поклонами и приседаниями.

- Давайте представим, что мы оказались на балу и попробуем подходящими к музыке движениями изобразить танцующих людей.

Физкультминутка «Менуэт»

- Мы с вами открыли уже два портрета – «Баба Яга» и «Танцующая пара», пора открывать третий портрет. А он уже открыт – перед вами девочка, ее зовут Лида. Остается узнать, какая она, какой у нее характер. Добрая или злая? Трудолюбивая или ленивая?

-Ссейчас, ребята, просмотрим видео, где девочка расскажет нам стихотворение Агнии Барто.

Просмотр видео.

- Что она вам рассказала? на очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школе и еще была в классе старостой и только Вовка называл ее болтуньей ).

- Это стихотворение Агния Барто назвала «Болтунья» и композитор С.С. Прокофьев решил нарисовать с помощью музыки портрет Лиды. Давайте прослушаем это произведение.

Слушание произведения С.С. Прокофьева «Болтунья»

Подбираем правильные прилагательные, характеризующие данное музыкальное произведение.

- Как музыка изобразила характер девочки? узыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойным и размеренным)

- Сравните интонации стихотворения и музыки.

- Как вы думаете, каково отношение авторов этих произведений – поэта и композитора – к их главной героине?

Дети отвечают.

Вокально-хоровая работа.

Посмотрите (обращаю внимание детей на слайд), есть еще один портрет. Кто в нем изображен? (Дети отвечают). Да, это портрет солдата. А как вы думаете, почему он оказался среди других портретов? Какой праздник к нам приближается? (День защитников Отечества) Каким должен быть солдат? (Дети отвечают).

- Давайте разучим песню «Бравые солдаты»

1. Прослушивание песни;

2. Игра «Эхо». Учитель громко поет каждую строчку песни, дети тихо повторяют.

3. Разучивание первого куплета песни.

Игра в оркестр

- А теперь мы с вами превратимся в музыкантов, играющих в военном оркестре.

Дети получают шумовые музыкальные инструменты, и наблюдая за дирижером, играют под песню «Бравые солдаты».

Первичное закрепление

- Итак, мы определили музыкальные портреты всех незнакомцев. Давайте назовем их: Баба-Яга, пара, танцующая менуэт, девочка-болтунья Лида, солдат. Может ли музыка выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет, как это может сделать художник?

Ответы детей.

Рефлексия

Организую рефлексию по типу «три волшебных вопроса»:

Я узнал…

Мне понравилось…

Ярче всего запомнилось….

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке (Отмечаю самых активных). Спасибо за урок!