Урок русского языка

Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

Тип урока: открытие нового знания

Класс: 2

Учитель: Терещенко В.Ю.

Цели:

- предметные:

актуализировать знания учащихся о предложении полученные в 1 классе;

формировать умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в предложении, писать слова раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце предложения;

развивать речевой слух при выделении в речи отдельных предложений;

формировать умения определять границы предложения в деформированном тексте;

развивать опыт монологической речи (умения высказываться).

- метапредметные:

познавательные:

Уметь строить рассуждения;

Уметь осуществлять анализ объектов;

регулятивные:

Ставить цели;

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Уметь оценивать выполнение действий и вносить коррективы, уточнения;

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме (скажите…, расскажите…, объясните…).

коммуникативные:

Работать взаимодействуя

со

взрослым, сверстниками;

Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

Работать с текстом учебника (понимание, воспроизведение);

личностные:

Принимать и осваивать социальную роль «

Я-ученик

», формировать личностный смысл учения;

Формировать положительное отношение к русскому языку как к предмету изучения:

Формировать чувство гордости за свою Родину.

Учебная задача для учащихся

Отличать предложения от группы слов;

 

Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи;

Ответить на вопрос: «Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?»

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Знакомство с детьми

Организационный момент.

Приём «Удивляй!»

Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Словарная работа.

Физкультминутка.

Проблемный вопрос. Выявление места и причины затрудненияыход из затруднения

Цель тема способ

Работа с учебником

В микрогруппах

Рефлексия

Итог

- Здравствуйте, ребята!

Мы с вами пока не знакомы,

Но надеюсь, друг друга поймём

Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Вера Юрьевна.

Я хочу узнать вас поближе. Узнать как вас зовут.

Подойдите ко мне. Перед вами ладошки, выберите как вы хотите меня поприветствовать и назовите своё имя.

Садитесь.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Работа спорится, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Перед вами звёздочки. Раскрасьте звёздочку.

Зелёный цвет – настроение отличное, весёлое, на душе спокойно и хорошо.

Жёлтый цвет – настроение не очень, тревожною

Красный цвет – плохое, ничего не охота делать.

А у меня ребята настроение весёлое, на душе радость от того, что я познакомилась с вами.

Чтобы нам запомнился этот день. Давайте запишем в тетрадку число и классная работа.

Посмотрите как правильно положить тетрадь и взять ручку.

Сели ровно, спинка прямо, ножки вместе

Я тетрадочку открою и наклонно положу.

Я, друзья от вас не скрою, ручку правильно держу.

- А какое сегодня число?

-А какое было вчера?

А завтра?

А какой день недели?

Помним 4 золотых правила.

Прочитаем их.

Писать: красиво, чисто, аккуратно, правильно.

Запишем число и классная работа.

Звучит музыка.

Дети слышат слова «Я родился»

-Кто это? Чей голос?

А кто такой Лунтик?

Необычный малыш, который родился на Луне и случайно попал на Землю. Лунтик ещё не знает ничего об окружающем, и вместе со своими друзьями учится простым вещам. Лунтик самый добродушный и вежливый житель лесной полянки.

Он всегда готов прийти на помощь. Старается никого не обидеть, прислушивается к чужому мнению, не причиняет зла. Внешне Лунтик похож на инопланетянина. Он покрыт фиолетовой шёрсткой, двойные уши и небольшой хвостик. Одна из особенностей Лунтика – дышать под водой.

А где он?

Показываю Лунтика.

У Лунтика с собой карточки.

Что изображено? А что такое буква? Назовите правильно букву Буква Л

Почему эта буква, догадались?

А когда мы начнём читать, то, что произнесём? Звук.

Прочитайте. Как произнесём – твёрдо и мягко.

А это что? Слоги .

Тик Лун

А что можно составить из слогов? Слово. Какое слово составим?

Лунтик.

Запишем его. Правило.

А где родился Лунтик?

Запишем Луна

А что такое Луна?

А мы с вами где родились?

Земля, земля

А Земля – это что?

Заглавная и маленькая. Объяснение детей.

К каждого человека на Земле есть самое родное место, где он родился, живёт?

Как называем мы это место, кто догадался?

За околицей цветут

Белые ромашки,

Жаворонки поют над высокой пашней.

Тёплый ветер принесёт аромат смородины

Так чего дороже нет –

Нет дороже ---РОДИНЫ.

А для вас Что такое Родина?

У вас на столах карточки со значением слова.

Прочитайте.

Родина – отечество, отчизна, родной край, родная страна.

Родина – это где я родился и живу, где живут мои близкие друзья.

А наша с вами страна- это Россия.

Запишем слово.

Слово пишется иногда с заглавной буквы, а иногда со строчной.

Если говорится о том месте, где человек родился где живут его родители, то есть о родном месте с самого детства то, слово родина пишем с маленькой буквы. А если речь идёт о стране в целом, в которой живёт человек, то это слово будет иметь патриотический смысл и пишем заглавную букву.

Ро-ди-на. Сколько слогов, букв, звуков

Карта

Давайте подойдём к карте и покажем Лунтику нашу страну. Какая она? Необъятная.

Есть такое понятие «Моя малая родина». Давайте подумаем и ответим на вопрос: Что мы называем малой родиной?

Моя - потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа.

Малая - потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

Родина - потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Ваша малая родина - это посёлок Бриакан.

Для России - наш поселок частица,

А для нас он - родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

Послушайте стихотворение поэта Петра Полякова

Что такое родина?

Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река,
Улицы, прохожие,
Утренний рассвет
И земля, дороже что
Не было и нет.

Что такое Родина?
Это я и ты,
Первые признания,
Первые цветы,
Солнечные зайчики,
Камешки в окно,
Девочки и мальчики,
Танцы и кино.

Что такое Родина?
Дети и семья,
Дочки повзрослевшие,
Ну, и сыновья,
Вся страна огромная
И отдельный дом,
Тот, в котором выросли
И в каком живём.

Утром стрекоза проснулась, («протираем глазки»)
Потянулась, улыбнулась. (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх).
Раз – росой она умылась, («умываемся»)
Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела, (наклонились и присели)
На четыре – полетела. полетели» – машем руками, как крыльями)
У реки остановилась, (присели)
Над водою закружилась. (побежали по классу)

Итак

Буква- Звук

Слог

Слово

А что составить можно из слов?

Предложение.

Подождите, подождите!

Лунтик спрашивает.

Что такое предложение?

Поможем Лунтику разобраться в этом вопросе?

И так тема урока

Предложение.

Мы с вами начинаем новый раздел

Откройте учебники на с. 20

Чему будем учиться?

А что мы знаем о предложении?

А теперь давайте мы составим предложение о Родине.

Может вы знаете ответ на этот вопрос?

А вот, что Лунтик составил и записал.

я, очень, любить, своя, Родина Слова

я очень

Мысль не закончена

я очень люблю свою Родину

неверно записал

Что-то не так?

Давайте разбираться вместе.

Вспомним ещё раз что мы знаем о предложении.

Вывод

Предложение – это слово или несколько слов связанных по смыслу и выражают законченную мысль.

Сравним свои предположения с правилом в учебнике

С 22

4 золотых правила помним

Запишем верно

Я очень люблю свою Родину.

А теперь вы составьте свои предложения о родине.

А сейчас с Лунтиком поработаем в парах

Упр 17

Прочитайте и определите под каким номером предложение.

Какая тема урока была? Предложение.

Что мы повторили?

И так, давайте с Лунтиком повторим ещё раз всё, что вы знаете или узнали о предложении.

Лунтик шепчет, что понял и радостно ему стало.

А у вас какое настроение.

А Лунтик хочет отметить тех ребят, которые ему понравились на уроке.

Раскрасьте звёздочки и покажите своё настроение.

Дети выбирают ладошку для приветствия.

Дети раскрашивают звёздочки.

Записывают число Классная работа

На слайдах

Дети читают значение слова.

Запись слов

Кластер

Буква- звук

Слог

Слово

Дети читают вопрос.

Кластер

Исправляем ошибки

Ответы детей