Конспект занятия по теме: «Наша Родина – Россия.

Знакомство с буквами Ии, ы и звуками [ы][и]»

Цель: познакомить с буквами Ии, ы и звуками [ы][и]; воспитать любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней.

Задачи: активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»; совершенствование навыков словообразования; совершенствование грамматического строя речи;развитие диалогической речи, фонематических представлений, зрительного восприятия, внимания, мышления, координации речи с движением; воспитание гордости за свою страну, навыков сотрудничества, активности, инициативности,     самостоятельности.

Ход занятия

Организационный момент.

Речевая разминка

Произношение звуков [ы ], [и ]. Чтение чистоговорки.

ы-ы-ы-ы а в лесу растут грибы.    

и-и-и – его любят малыши

 и-и-и - прилетели к нам грачи

ы-ы-ы- папа надувал шары

ы-ы-ы- Маша видела сады

Повторение изученного материала

Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.

Как отличить гласный от согласного?

Как обозначается гласный звук?

Над произношением, каких гласных звуков работали в речевой разминке?

Сообщение темы урока

 Сегодня мы будем работать со звуками [ы ], [и ], а так же поговорим о нашей великой Родине – России.

Работа

по теме урока

Работа

с текстом

.

Послушайте текст К.Д. Ушинского, который я вам сейчас прочитаю.

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России разных хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

- Как называет автор вою Родину? (Матушка Россия.)

- Почему мы зовем Россию Отечеством? (В ней жили наши отцы и деды.)

- Слово Отечество образовано от слова отец. Почему мы зовем ее Родиной? (В ней мы родились.) А почему мы называем Родину матерью? (Она кормила нас своим хлебом…) Как заканчивается рассказ? (У человека одна родная мать и Родина у него одна.)

Работа над слоговым и звуковым составом слова.

- Итак, наша Родина- Россия.

- Сколько слогов в слове Россия? (3) Какой слог ударный? Назовите гласный звук во втором слоге ([и ]). Обозначьте его значком гласного звука. Посмотрите, какой буквой он обозначается.

Как вы думаете, может ли наш новый звук находиться в начале слова? (да)

Игра «Поймай звук»

Если слышите звук [и ] в начале слова, то хлопаете, если нет - молчите.

Иваново, Самара, Оренбург, Ижевск, Курск, Иркутск

- В какую группу можно объединить данные слова? (города России)

5.4. «Живые символы России»

Ребята, какие символы есть у любой страны? А вы знаете, что есть ещё и живые символы России.

- Бурый медведь

«Хозяин», «Потапыч», «Михайло Иваныч», «Топтыгин» – герой народных сказок, цыганских балаганов, геральдический символ многих русских городов, олимпийский символ. Для наших предков медведь традиционно являлся олицетворением мужицкой силы, причем силы не злой и разрушительной, а природной, естественной, Господом данной.

- Русский соболь

Визитной карточкой России издавна были меха. Со всего мира приезжали к нам купцы, чтобы купить шкурки соболя. Знать в разных странах украшала мехами свои жилища, конскую упряжь, одежду. 

Оренбургские козы

- Оренбургские козы

Оренбургский пуховый платок славится на весь мир не только благодаря умению русских вязальщиц, но и уникальности оренбургских коз. Их пух самый тонкий в мире, его толщина всего 16-18 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха - шали и паутинки - невероятно нежные и мягкие. Суровые уральские зимы и скудная «диета» коз - вот основные причины, почему эта порода отличается таким тонким пухом. Вместе с тем он очень прочный, значительно прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области.

- Курский соловей

Соловей - любимая птица русского народа, пернатый мастер первого ранга. Издавна на Руси существовали ценители соловьиного пения.

5.5.Образование множественного числа слов: медведь, соболь, коза, соловей.

Образуйте множественное число слов. Назовите последние звуки в словах. ([ы ], [и ])

5.6. Знакомство с новым звуком [ы ], буквой Ы, с правилом чтения.

5.7. Письмо букв И, Ы

5.8. Работа со схемой предложения.

Березу считают символом России.

Сколько слов в этом предложении? (Четыре.) Почему вы так обозначили последнее слово? (Это название страны, поэтому пишется с заглавной буквы и на схеме обозначается таким значком.) Какое второе (третье) слово по счету?

Составление предложений со словами Родина, Россия.

5.9. Развитие речи

- Какие российские праздники вы знаете?

- Посмотрите на картинки и назовите некоторые из них (8 марта- меджународный женский день; 4 ноября- день народного единства)

- Составьте небольшой рассказ по любой картинке.

6. Итог урока. Рефлексия.