Урок по русскому языку
Класс: 7
Тема урока: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Тип урока: урок изучения новой темы «Деепричастный оборот».
Учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/[М.Т. Баранов и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Познакомить учащихся с деепричастным оборотом;
2. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми;
3. Совершенствовать пунктуационные и орфографические умения.
Развивающие:
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.
Воспитательная:
воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, чувство ответственности, воспитать интерес и уважение к родному языку, воспитать ценностное отношение к слову.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно. Мы познакомимся с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, будем учиться строить предложения, в состав которых входит деепричастный оборот. Вы будете развивать умение сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно.
III. Опрос по теме «Деепричастие».
– Что обозначает деепричастие?
– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?
– Каким членом предложения является деепричастие?
– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь?
Работа с заданием: выписать деепричастия, определить их вид, назвать глагол, от которого они образованы.
Сожалел, услышан, почуяв, ознакомься, присутствовать, посеян, переписывая, услышав.
IV. Новая тема.
1. Синтаксический разбор предложения.
Альпинисты, покорившие Эверест, с триумфом вернулись на базу.
- Почему мы выделили запятыми причастный оборот?
-Что называется причастным оборотом? Какова его роль в предложении?
-Переделайте причастие в деепричастный оборот и запишите предложение.
Альпинисты, покорив Эверест, с триумфом вернулись на базу.
- А что мы можем назвать деепричастным оборотом? Какова его роль в предложении?
2. Проблемный вопрос: Опираясь на материал параграфа 29 учебника, расскажите о деепричастном обороте. (работа в парах).
Воспроизведение правила.
Схема деепричастного оборота /_._._._._/.
- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Деепричастный оборот)
Запишите тему урока.
Не выделяются на письме запятыми слова
молча, сидя, лежа, шутя, нехотя, не глядя, которые по значению сближены с наречиями.
Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.
– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?
Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.
V. Закрепление изученного на уроке.
Тренировочные упражнения.
1) Объяснительный диктант, графически обозначить деепричастный оборот.
1. Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
2. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.
3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.
4. Марья Кирилловна, вышивая на пяльцах, сидела в своей комнате перед открытым окном.
5.Не имея терпения, ничему не научишься.
2) Творческий диктант.
Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.
1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.
2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
3) Замените данные в скобках словосочетания деепричастными оборотами. Запишите получившиеся у вас предложения, соблюдая правила орфографии и пунктуации.
1. Песча...ая коса манила к себе (об...щать прохладу и покой).
2. Стая журавлей т...нулась к югу (огл...шать воздух ре...кими криками) и медле...о и...чезла вдали.
3.Весело бл...стит весе...ее солнце (отр...жаться в лужицах между камней).
4. Звери...ыми тропами шли охотники (н...сти на н...силках ране...ого т...варища).
4) Работа с текстом.
Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.
МОРЕ
Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.
Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький.
5) Творческий диктант.
Задание: заменить деепричастный оборот фразеологизмом.
1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан.
2.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на минуту.
3.Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков.
4.Просители ушли, ничего не добившись.
Слова для справок: сломя голову; не солоно хлебавши; не смыкая глаз; раскрыв рот; не помня себя; затаив дыхание; не переводя дыхание.
-Ребята, надо ли в предложениях с устойчивыми сочетаниями ставить запятые? (Нет, они не обособляются, так как деепричастие, которое входит в состав фразеологического оборота теряет свою силу как часть речи. Смысл фразеологического оборота не выводится из значения отдельных слов, которые его составляют.)
6) Игра «Подскажи словечко»
Задание: восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие из слов для справок.
1.Дружба как стекло,…. не сложишь.
2.Не …броду, не суйся в воду.
3.Не…. несчастья, счастья не увидишь.
4. …. человека, уважаешь себя.
Слова для справок: уважая, узнав, зная, разбив, посеяв.
Ⅵ. Подведение итогов. Рефлексия.
- Подведем итоги сегодняшнего урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Я благодарю всех за работу.
- Пожелаем друг другу прекрасного настроения и успешного выполнения домашнего задания!
Ⅶ. Домашнее задание.
§ 29, придумать 5 предложений с деепричастными оборотами.