Урок русского языка в 6 классе Лобанова С.А., учитель русского языка и литературы МБОУ ?СОШ №9 имени Героя России Медведева С.Ю.? Тема урока ?Текст. Признаки текста. Повторение изученного в 5 классе? Тип урока: повторительно-обобщающий. Используемые технологии: элементы проблемного обучения, развивающего обучения, технология развития критического мышления. Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная. Цели урока: Познавательные: -углубить представление учащихся о системе языка; -обобщить знания, полученные при изучении темы ?Текст? в 5 классе; -повторить все виды грамматических разборов. Развивающие: -развивать мыслительно-речевую деятельность, память, логику; -развивать коммуникативные умения, навыки анализа и синтеза информации, монологическую речь; -развивать способности восприятия художественного текста. Воспитательные: -воспитывать интерес к русскому языку; -формировать способности к деловому общению друг с другом и с учителем. Оборудование: рабочие тетради, учебник, тетради с опорными конспектами, возможно использование наглядных материалов, презентации Ход урока: Организационный этап: запись даты, темы урока. Актуализация знаний: на доске записаны слова тыкать, точка, ткать, ткань, сутки, текст. Ученикам сообщается, что все эти слова однокоренные, следовательно, у них есть смысловое единство. Начнем семантический анализ с того слова, которое покажется ребятам более понятным, постепенно выявляем общую сему ?тыкать, протыкать, соединять, связывать, переплетать что-либо? (сутки – соединение дня и ночи, ткань – переплетение нитей, текст – соединение мыслей, предложений. На боковой доске или с помощью наглядного материала, проектора фиксируем сказанное ребятами). Как вы считаете, это понятие достаточное, может ли оно послужить определением, термином? Что еще предстоит сделать на уроке? Повторить все признаки текста, дать четкое определение. Урок по развитию речи – последний в разделе ?Повторение?, следовательно, нам необходимо подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием. Как лучше сделать это? Повторить все виды грамматических разборов. Можно и нужно пользоваться опорными конспектами, образцами разборов. С какого разбора лучше начать? Почему? Логично начать с фонетического уровня, он самый низший, все знания из этого раздела науки о языке сконцентрированы в фонетическом разборе. Задание 1. Первый вариант разбирает слово съест, второй вариант разбирает слово съезд. Учитель намеренно несколько раз произносит слова для разбора, они звучат абсолютно одинаково, но вскоре кто-то из ребят догадывается, что слова могут произноситься одинаково, но писаться по-разному. Если этого не произойдет, учитель записывает слова для разбора на доске. Спрашиваем у учеников, следует ли проверять оба варианта. Можно проверить один или осуществить взаимопроверку, ведь характеристики звуков в этих словах совпадут. Возможно, кто-нибудь из ребят вспомнит, что перед нами разновидность омонимов – омофоны. Возвращаем ребят к основной цели. Можно ли составить текст из этих двух слов? Затруднительно? Почему? Слова очень плохо сочетаются по смыслу. А в тексте должно быть смысловое единство. Учитель записывает на боковой доске этот признак . Задание 2. Какой раздел будем повторять следующим? Словообразование. Запишите слова обуть, сбоку, убежать, иду. Определите, какой частью слова является –у- во всех этих словах. Обращаем внимание на отсутствие окончания в наречии, повторяем понятие нулевого окончания, на способы выделения разных частей слова (подбор однокоренных слов, односуффиксных слов, определение части речи, изменение формы и т.д.) Можно ли из этих слов составить текст? Ученики пытаются связать их по смыслу, спрашивают, можно ли менять формы слов? Почему изменение форм слов необходимо? Потому что слова и предложения в тексте должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Учитель записывает на боковой доске этот признак текста. Задание 3. Сделайте два морфологических разбора одного слова дула. Ребята предлагают разобрать слово дула как глагол и как существительное (в форме Р.п. ед.ч. или в форме Им.п. мн.ч.), придумав контекст для определения синтаксической роли. Когда мы связали слова по смыслу и грамматически, то проучился ли у нас текст? Например: Я обул кроссовки, застегнул сбоку замок, пошел в магазин. Но вдруг я вспомнил, что он скоро закроется Нет, это не текст, в нем нет смысла, ни начала, ни конца, ни основной мысли, хотя слова и предложения связаны между собой. Можно ли его озаглавить? Почему? Учитель записывает следующие признаки текста: композиция, основная мысль, возможность озаглавить. Задание 4. Сейчас я расскажу вам одну историю, которая случилась с Александром Сергеевичем Пушкиным: Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал про себя какую-то книгу. Сам граф лежал на диване. На полу играли его двое детишек. - Саша, скажи что-нибудь экспромтом, - обратился граф к Пушкину. Пушкин, не задумываясь, скороговоркой, ответил ему: - Детина полоумный лежит на диване. Граф обиделся. - Вы забываетесь, Александр Сергеевич. - Ничуть…Вы, кажется, не поняли меня… Я сказал: ?Дети на полу, умный лежит на диване?. Вам понятно слово экспромт? Каково его лексическое значение? Какой раздел изучает словарный состав, лексические значения слов? Как вы думаете, это слово русское по происхождению? Нет, все слова, начинающиеся с буквы э – заимствованные. За счет чего возник комический эффект? Фразу можно понять двояко. Какой из разделов языкознания и грамматических разборов мы не повторили? Синтаксис и синтаксический разбор. Запишите экспромт А.С.Пушкина в том виде, который не обидел графа С. Дети на полу, умный лежит на диване. Сделайте синтаксический разбор этого предложения, начертите схему. Как вы думаете, можно ли считать рассказанную историю текстом? Да, это целостное смысловое и композиционное единство. А какова основная мысль этого текста? Сможете определить его тип? Это повествование. А стиль? Художественный. Можно сообщить ученикам, что это жанр литературного анекдота. Подведение итогов урока. Давайте вернемся к нашим записям на боковой доске. Сравним эту информацию с информацией учебника (параграф №10). Кто сможет дать определение текста, назвать его признаки? Полные монологические ответы комментируются учащимися, учителем и оцениваются. Творческое переосмысление материала урока. Ассоциативно можно связать текст с тканью (возвращаем учеников к словарной работе в начале урока), она может быть грубой, тонкой, гладкой, с рисунком или однотонной, предназначенной для разных целей. Точно так же и текст. Этап рефлексии. Достигли ли мы поставленных целей? Вспомнили, что такое текст, какими признаками он обладает, повторили все виды грамматических разборов. Какой раздел науки о языке будем изучать после повторения? Ребята заглядывают в оглавление – ?Лексикология?. А между тем одно из понятий этого раздела я попыталась вам напомнить сегодня. Как называется языковое явление, при котором наблюдается сходство формы и различие содержания языковой единицы: съест и съезд, дула и дула, детина полоумный… и т.д.? Если кто-нибудь из учеников вспомнит омонимы или омонимию, смело ставим ?пятерку?. Сообщаем, что нас еще ждет много интересного. Домашнее задание. Запишите литературный анекдот о полоумном детине, придумайте заголовок, оформите реплики А.С.Пушкина и графа С. как прямую речь.
Текст. Признаки текста. Повторение изученного в 5 классе