* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .c5 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;}

Государственное

бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №8

Пушкинского района Санкт - Петербурга

Конспект урока

русского языка

класс

1декабря 2023 года

ТЕМА. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Учитель Копылкова Светлана Николаевна

2023

Тема урока

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Педагогическая цель

Формирование навыка правописания родовых окончаний имён прилагательных.

Тип урока

урок открытия нового знания.

Задачи

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.

Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания родовых окончаний имен прилагательных

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

 Регулятивные УУД.

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре. группе

 Коммуникативные УУД.

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы.

Познавательные УУД.

Предметные:

- умение  определять родовые окончания имён прилагательных;

- умение составлять устную схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного);

- умение формулировать вопросы к прилагательному;

Ресурсы урока

Учебник 3 класса, ч.2; презентация, карточки для работы в группе, разноуровневые карточки, кластер

Методы обучения

Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

ИКТ технология.

Формы организации познавательной деятельности

фронтальная;

индивидуальная

групповая

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организаци-онное начало урока.

Мотивация к учебной дятельности

Фронтальная.

Слово учителя.

Психологическая установка

Слайд 2

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Организуют свое рабочее место.

Приветствуют учителя.

- Будем учиться добросовестно и старательно. Будем внимательными, не будем отвлекаться.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальная.

- Как называется текст, который вы писали в домашней работе?

- Что интересного вы заметили в тексте?

- Почему изменялись окончания?

- Прочитайте словосочетания с прилагательным женского рода, назовите окончания, мужского рода, среднего рода.

- Как вы узнали род имени прилагательного?

- О каком времени года говорится тексте? Придумайте другое название.

- «Голубая пора».

- В каждом предложении повторяется слово голубая, окончания в слове меняются.

-Изменялся род у им. прилагательного.

-голубая даль

-голубой месяц

-голубое небо

III. Чистописание

IV. Работа со словарём.

V. Самоопреде-ление к деятельности.

Определение темы и цели урока.

VI.

Работа над новым материалом.

Исследователь-ская работа.

VII. Физминутка.

VIII.

Закрепление изученного материала.

IX. Работа по учебнику.

X. Домашнее задание

XI. Подведение итогов урока Рефлексия.

.

Фронтальная.

Словесный.

Слайд 3

Приёмы мнемотехники

Взаимопроверка

Работа в группах

Сайд 4

Фронтальная

Работа в группах

Исследовательс-кая работа

Слайд 5

Самостоятельная работа по карточкам с разноуровневы-ми заданиями.

Фронтальная

Слайд 6

- Прочитайте слова на карточках, найдите лишнее слово.

январьноябрьдекабрьфевраль

- Сегодня 1 декабря – первый день зимы. Запишите число.

Пропишем букву , обозначающую первый звук в слове зима. Охарактеризуйте этот звук.

-Посмотрите на упражнение и догадайтесь, как нужно продолжить строчку

Зз / Ззз // … ?

- Объясните свой выбор.

- Запишите слово зима, придумайте однокоренное имя прилагательное.

- Какие слова относятся к именам прилагательным ?

-Прочитайте слова на карточках. Что их объединяет?

Коньки мороз праздник месяц салазки валенки хоккей

- Назовите другие орфограммы.

- Эти 7 слов нужно запомнить и записать их по памяти. Чтобы не пропустить ни слова, составьте из этих слов любую небылицу

Поменяйтесь тетрадями, проверяем работу по карточкам

-Для того, чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, поработаем в группах, выполним задания на карточке:

1группа.

Вставьте пропущенные буквы :

весёл… Рождество

весёл… забава

весёл… ветер

2 группа.

пушист… иней

пушист… снежинка

пушист… одеяло

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какую цель ставим перед собой?

Соберите таблицу родовых окончаний.

М.р. Ж.р. Ср.р.

Какой? Какая? Какое?

-ой-ей-ий -ая-яя -ое -ее

1). румян… мальчик

смел… горка

больш… лицо

- Можем ли мы сразу вставить окончания? Почему?

-Подберите имя существительное, поставьте от него вопрос, определите окончание.

2). Всегда ли можно окончание проверить вопросом?

Разделимся на группы, чтобы выяснить, в каких случаях пишется –ый, а когда –ий?

Когда –ая, а когда – яя?

Когда – ое, а когда – ее?

1 группа: син… лёд, добр… человек

2 группа: синлента, добр… девочка

3 группа: син… небо, добр… сердце

- Выделите основу у прилагательного.

- На какой звук оканчивается основа: твёрдый или мягкий?

- Какое окончание после твёрдого согласного на конце основы? После мягкого согласного?

(Движения под музыку)

Карточка №1. Допиши окончания имён прилагательных, определи род, выдели окончания:

Кленов… лист, тёпл… молоко, хорош… друг, звёздн… ночь, ярк… солнце, ранн… утро, широк… двор.

Карточка № 2. Запишите рассказ, выбирая подходящие имена прилагательные:

Сегодня ( отличн, интересн…, чудесн…) день. Впереди ( густ…, заснеженн…) лес. Вдали видна ( стар…, каменн…) крепость. Мы увидели ( ярк…, горяч…) пламя костра.

Упражнение № 515. Четвёртое предложение разобрать по членам предложения.

- Найдите слова на изученную орфограмму.

На дом упражнение 518. В тексте найдите прилагательные и выделите окончания.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-Чему вы научились на уроке?

Оцените свою деятельность на уроке, используя разные цвета.

Как вы трудились на уроке, используйте для ответа подходящий фразеологизм на слайде.

-Лишнее ноябрь – это осенний месяц, а остальные слова - зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

-Буква З обозначает [з] – согласный, парный звонкий, парный по твёрдости\мягкости

- Зззз ///

( Ученики работают со слайдом3, у доски разбирается слово зимний по составу)

- Слова на тему «Зима» с непроверяемыми безударными гласными.

(Ответы детей. Ученики записывают слова по памяти.)

(Самооценка)

- Выполняют задания в группе,

наблюдают , делают вывод:

Нужно вставить окончания в именах прилагательных. Для этого надо определить род имени существительного, затем поставить вопрос к имени прилагательному.

( ученики в группах объясняют постановку окончания)

Сегодня будем учиться писать родовые окончания в именах прилагательных.

Ученики на доске составляют кластер, читают правило на слайде.

Дети в тетрадях выполняют задание

Дети работают в группах.

Поиск решений.

Дети делают вывод из своих наблюдений.

(Дети работают самостоятельно, учитель оказывает необходимую индивидуальную помощь)

Суровая зима, знаменитый сад.

Самооценка