Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
Проверка готовности класса к уроку, приветствие учащихся.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Повернитесь все назад-
Гости там у нас сидят,
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь,
И тихонечко садитесь.
Организация своего рабочего места, приветствие учителя.
2. Самоопределение к деятельности.
-Ребята, сегодня на урок к нам пришел еще один гость. Узнали его? Это профессор Сравнение, а это значит, что на уроке мы будем тренироваться сравнивать различные математические объекты. Он умеет и очень любит сравнивать. А вы любите? А что значит сравнить?
Мы с вами учимся сравнивать, потому что это необходимо нам в жизни и при изучении школьных предметов.
Слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания
Учащиеся проговаривают алгоритм
Найти общее
и (или)
Найти различие
Сделать вывод
3. Актуализация знаний.
Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.
4.Работа по теме урока.
1.Игра «Сравни»
Ваша задача - посмотреть на предметы и найти признаки, по которым их можно сравнить.
а) карандаш и линейка
По какому признаку можно сравнить эти предметы?
б) два платья
Вывод: признаков для сравнения может быть множество и, соответственно, можно сделать много выводов.
в) арбуз и автомобиль
А вот еще объекты для сравнения. А в этом сравнении есть смысл?
Вывод: мы учимся сравнивать, чтобы делать логические выводы, а, выполняя последнее задание, еще раз убедились, что объекты для сравнения должны быть однородными.
2. Устный счет.
Но мы с вами на уроке математики, поэтому будем сравнивать…
Сравни соседние числа и разгадай закономерность.
Мы с профессором предлагаем вам задание, где сравнение чисел поможет установить закономерность, и вы догадаетесь, какое число пропущено.
2 – 4 – 6 – … – 10
1 – … – 5 – 7 – 9
– 5 – … – 3 – 2
Работа с задачей
Рассмотрите внимательно рисунок и чертеж задачи. Мы предлагаем вам два выражения. Чем они похожи, чем отличаются? Какое из этих выражений является решением данной задачи? Почему?
4 + 5 = 9( )
5 – 4 = 1( )
Обоснуй выбор действия.
Сделай вывод, чего больше, чего меньше?
Сейчас мы поработали устно, а дальше задания будут сложнее, и все, что мы делали, нам пригодится.
Сравнение числа и числового выражения
Потренируемся сравнивать числовое выражение и число. Это вы хорошо умеете делать. Мы помним, что в математике результат сравнения обозначают специальными знаками. Какими? > ,< , =.
1 + 4 …6
5 см …8 – 4
9 – 4 – а …2
2 + 5 – 3 …4
Везде ли вы можете это сделать? Найдите те записи, где можно провести сравнение и поставьте нужный знак.
Объясните, почему в других записях вы не смогли этого сделать?
Вывод:
И математические объекты должны быть однородными.
Сравнение числов
ых
выражени
й
Усложняем задание. Теперь нужно сравнить два выражения. Как это сделать?
А вот профессор уверяет, что эти выражения можно сравнить, не вычисляя их значений. Давайте и мы попробуем.
7+ 3…7 - 3 Сравните выражения.
Запишите это неравенство.
+ 2 … - 2
Кто догадался, что мы обозначили кружком? Может, кто-то уже догадался, какой знак поставить? Почему?
А теперь при помощи этого знания можно выполнить задания с такими сложными числами, которые мы еще не изучали.
105 - 32 … 105 + 32
Рассмотрим другой случай.
4 + 2 … 4 + 5
+ 7 … + 5
24 + 18 … 20 + 24
Мы сумели сравнить выражения даже с незнакомыми числами.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами сделали открытие: в математике не всегда нужно выполнять вычисления, если уметь сравнивать.
Учащиеся работают фронтально
По длине, материалу.
По длине, цвету, материалу, размеру, фасону, наличию пуговиц, рукавов, воротника, украшений, цене
Учащиеся испытывают затруднение. В ходе рассуждения приходят к выводу, что сравнение этих предметов не имеет смысла.
Учащиеся отвечают хором:
числа, геометрические фигуры, количество предметов, выражения
парная работа (показывают карточку с числом)
Мы заметили, что каждое последующее число на 2 больше, предыдущего, значит к 6 прибавить 2, получится 8.
Числа расположены в обратном порядке и в порядке убывания, поэтому за числом 5 идет 4.
Похожи числами, отличаются знаками и результатом.
Эта задача на сравнение.
Чтобы узнать, на сколько больше, на сколько меньше, надо из большего числа вычесть меньшее.
Учащиеся выходят к доске и ставят знаки > ,< , =, комментируя ответ.
Во второй записи мы не можем сравнить единицы длины (именованные числа) со значением выражения
В предпоследней записи мы не знаем, какое число обозначается буквой а, а так как мы не можем найти результат выражения, то не можем сравнить
Учащиеся должны зафиксировать проблему и попытаться решить ее известным способом. Анализируют, предлагают способы действия, доказывают свою точку зрения.
Проводят коллективное исследование, анализируют, делают выводы.
В них одинаковые числа, но разные знаки действия. Сумма одинаковых чисел больше разности этих чисел. Ставим знак больше.
Кружком мы обозначили одно и то же число.
Если к одному и тому же числу прибавить меньшее число, то результат получится меньше, ставлю знак меньше.
(Если в суммах одно число одинаково, то меньше та сумма, у которой меньше второе число, и наоборот).
Физминутка.
Дерево высокое, а куст низкий.
Ручей узкий, а река широкая.
Заяц прыгает, а птица летает.
Бегемот толстый, а уж тонкий.
Ворона каркает, а собака лает.
1. Сравнение и решение задач.
Пока вы отдыхали, наш профессор открыл свой саквояж и приготовил вам следующее задание. Что же мы будем сравнивать?
Вычеркните все числа и прочитайте запись.
1З84а376д0а94ч7а205 (Задача).
Мы будем сравнивать задачи.
Прочитайте первую задачу (жужжащее чтение, затем хорошо читающий ученик). Познакомимся со второй задачей.
1)Мама купила
и 4 огурца. Сколько всего овощей купила мама?
2)Мама купила
и 4 огурца. На сколько больше помидоров купила мама?
Чем похожи задачи? (условием)
Чем они отличаются? (вопросом)
А решение будет одинаковым? Давайте посмотрим, какое решение у первой задачи. Что известно? Что нужно найти? Каким действием будем решать задачу? Почему? Запишем решение, ответ.
Что нужно найти во второй задаче? Решите самостоятельно.
Запишем ответ.
Сравним решение и результаты.
И задачи мы лучше понимаем, когда их сравниваем.
Анализируют, исследуют условия учебной задачи, осознанно строят речевые высказывания.
Решение разное, потому что задачи разного типа. Результаты будут разными, потому что разные действия.
Самопроверка.
Так как задачи разного типа первую из них решали сложением, вторую вычитанием, вследствие чего результаты решения разные.
Физкультминутка.
Вышли мышки как-то раз
(Шагаем на месте)
Поглядеть, который час.
( Повороты влево, вправо, пальцы, сложенные трубочкой перед глазами.)
Раз, два, три, четыре-
( Хлопки в ладоши над головой.)
Мышки дернули за гири.
( Руки вверх, приседания с опусканием рук.)
Вдруг раздался страшный звон,
( хлопки в ладоши перед собой.)
Убежали мышки вон.
( Бег на месте.)
5.Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа.
Мы сегодня узнали секреты профессора Сравнение, и вам сейчас предлагаю их применить. На разноцветных карточках предложены задания разного уровня. Я предлагаю выбрать себе задание.
1 уровень.
7– 5…2 3+3…7
5….8 – 4 10 – 4 – 5…1
2 уровень
3+2…7 – 3 6– 0+4…7+3
9– 1– 4…5 3+6…8
3 уровень
24 – 6…24 + 6 6 см …9 см +1см – 4см
12 + 3… 12 + 5 16 – 5… 16 – 7
Самопроверка
Рефлексия
-Правильно ли вы выбрали для себя карточку?
-Кто справился со всеми заданиями?
-У кого пока не получилось? В чем возникли затруднения?
Выражают свое мнение по поводу сложности и важности изученного материала, фиксируют трудности. Анализируют, контролируют, оценивают результат.
Подведение итогов урока.
- Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?
- Какое задание было самым интересным?
- Что понравилось на уроке?