* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Урок русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели: развивать умение определять грамматическую основу предложения; углублять знания о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым; развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету.

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.

2.Проверка домашнего задания

Упражнение 181- чтение примеров из повести А. Пушкина «Капитанская дочка»

3.Актуализация знаний

-Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам известны? Приведите примеры.

4. Мотивация к учебной деятельности.

Лингвистическая разминка.

Слово учителя:

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нём чуть ли не сто,

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей - тире, в остальных - многоточия,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берёт из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставит знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для конца многоточия.

- О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

Запишите предложения.

Какую закономерность вы в них увидели?

Книги – корабли мысли.

Читать – много нового знать.

Выделите грамматическую основу в этих предложениях

Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п., инфинитивом)

- Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

- Отгадайте тему урока, ответив на вопросы:

1) Она связана с предыдущими двумя уроками.

2) Она связана со знаком препинания, который своё название получил во французском языке и переводится как «тянуть».

3) Первым этот знак в России стал употреблять писатель Н.М. Карамзин.

4) Этот знак ещё называют знаком «неожиданности», первоначально назывался «чертой».

-Какова тема нашего урока?

- Запишите тему нашего урока.

- Закончите предложения и определите цели урока.

На доске незаконченные предложения:

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения

…(

соответствующей конструкции)

4 ) Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

5.Работа над темой урока

1.Работа по учебнику

Чтение и обсуждение теоретических сведений (ст.91-92)

2.Слово учителя. Обобщение основных случаев постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

1. на месте пропущенной связки в составном именном сказуемом, если оба главных члена выражены существительным или числительным в И.п., при этом подлежащее и сказуемое интонационно выделяются, например:

Компьютер- программируемое электронное устройство. Дважды два-четыре.

2. если оба главных члена выражены глаголами в неопределённой форме (инфинитивами) или один из них выражен инфинитивом, а другой — именем существительным в именительном падеже, например:

Курить-здоровью вредить.

3. перед сказуемым стоит указательная частица это, вот, значит (в значении это есть), например:

Мороженое- вот моё любимое лакомство. Понять- значит простить.

4. если сказуемое выражено фразеологическим оборотом, например:

Торт-пальчики оближешь.

Рассмотрим случаи, когда тире в простом предложении не ставится, даже если подлежащее и сказуемое выражены именными частями речи.

1.Сказуемое присоединяется сравнительным оборот. Ночь как день.

2. Подлежащее выражено личным местоимением. Ты настоящий друг.

3. При сказуемом есть отрицательная частица не. С другом и горе не беда.

На постановку тире влияет интонация: если логическое ударение падает на подлежащее, тире ставится.

6.ФИЗМИНУТКА

7. Закрепление изученного материала

1. Рассказ о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым по таблице

Рифей- древнее название Урала. Три- число магическое.

Солнце словно огненный шар.

Моё правило- говорить правду.

Мы друзья с детства.

Весна-это время обновления.

Зима не лето.

2. Работа по учебнику

Упражнение 185- комментированное письмо.

Упражнение 187- самостоятельное выполнение, взаимопроверка.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упражнение 39- самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

8. Подведение итогов урока

-Какие новые правила постановки тире между подлежащим и сказуемым вы узнали?

-Как можно выразить тире в устной речи?

9.Домашнее задание

Ст.91-92, упражнение 186