Урок русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели: развивать умение определять грамматическую основу предложения; углублять знания о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым; развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.
2.Проверка домашнего задания
Упражнение 181- чтение примеров из повести А. Пушкина «Капитанская дочка»
3.Актуализация знаний
-Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам известны? Приведите примеры.
4. Мотивация к учебной деятельности.
Лингвистическая разминка.
Слово учителя:
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нём чуть ли не сто,
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей - тире, в остальных - многоточия,
Чёрточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берёт из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставит знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для конца многоточия.
- О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?
Запишите предложения.
Какую закономерность вы в них увидели?
Книги – корабли мысли.
Читать – много нового знать.
Выделите грамматическую основу в этих предложениях
Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п., инфинитивом)
- Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)
- Отгадайте тему урока, ответив на вопросы:
1) Она связана с предыдущими двумя уроками.
2) Она связана со знаком препинания, который своё название получил во французском языке и переводится как «тянуть».
3) Первым этот знак в России стал употреблять писатель Н.М. Карамзин.
4) Этот знак ещё называют знаком «неожиданности», первоначально назывался «чертой».
-Какова тема нашего урока?
- Запишите тему нашего урока.
- Закончите предложения и определите цели урока.
На доске незаконченные предложения:
Познакомиться с… (условиями постановки тире)
Научиться ставить …(тире)
Находить в тексте предложения
…(
соответствующей конструкции)
4 ) Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).
5.Работа над темой урока
1.Работа по учебнику
Чтение и обсуждение теоретических сведений (ст.91-92)
2.Слово учителя. Обобщение основных случаев постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:
1. на месте пропущенной связки в составном именном сказуемом, если оба главных члена выражены существительным или числительным в И.п., при этом подлежащее и сказуемое интонационно выделяются, например:
Компьютер- программируемое электронное устройство. Дважды два-четыре.
2. если оба главных члена выражены глаголами в неопределённой форме (инфинитивами) или один из них выражен инфинитивом, а другой — именем существительным в именительном падеже, например:
Курить-здоровью вредить.
3. перед сказуемым стоит указательная частица это, вот, значит (в значении это есть), например:
Мороженое- вот моё любимое лакомство. Понять- значит простить.
4. если сказуемое выражено фразеологическим оборотом, например:
Торт-пальчики оближешь.
Рассмотрим случаи, когда тире в простом предложении не ставится, даже если подлежащее и сказуемое выражены именными частями речи.
1.Сказуемое присоединяется сравнительным оборот. Ночь как день.
2. Подлежащее выражено личным местоимением. Ты настоящий друг.
3. При сказуемом есть отрицательная частица не. С другом и горе не беда.
На постановку тире влияет интонация: если логическое ударение падает на подлежащее, тире ставится.
6.ФИЗМИНУТКА
7. Закрепление изученного материала
1. Рассказ о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым по таблице
2. Работа по учебнику
Упражнение 185- комментированное письмо.
Упражнение 187- самостоятельное выполнение, взаимопроверка.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упражнение 39- самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
8. Подведение итогов урока
-Какие новые правила постановки тире между подлежащим и сказуемым вы узнали?
-Как можно выразить тире в устной речи?
9.Домашнее задание
Ст.91-92, упражнение 186