Цель: повторить правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе , применять алгоритм проверки

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний..

Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это самостоятельная речи, обозначающая признак предмета. Отвечает на вопросы какой? Чей? Имя прилагательное изменяются по числам и родам. Склоняются по падежам.) С какой частью речи связано имя прилагательное? (Имя прилагательное связано с именем существительным в роде, числе и падеже.). Как называется изменение имен по падежам? (склонение.) В предложении бывает имя прилагательное - (втор. членом – определением). Постановка кластера

3. Минутка чистописания.

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

ая ой ее ый ое яя ий

ые, ие, ых ,их , ым, им, ыми, ими

- Что вам напоминают данные сочетания букв? (Окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе).

- Распределите по родам окончания прилагательных единственного числа? (1гр. Окончания имён прилагательных женского рода. -ая , -яя 2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода. -ий, -ый, -ой 3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода -ое, -ее). - Распределите по родам окончания прилагательных множественного числа

- Какие бывают окончания имён прилагательных? (Ударные и безударные).

- Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.

4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.

- Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока? (Правописании падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе).

- Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Закрепить………

Упражняться……….

Задуматься ……..

(Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в единственном и множественном числе , задуматься над ролью прилагательного в тексте и нашей речи.

5. Словарная работа.

Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы, определить склонение.

Слова: газе́та,-  существительное «газета» — непроверяемые безударная гласная в корне слова, женского рода, неодушевлённое, первого склонения.

Го́род,- существительное город Безударная гласная в корне слова второй слог. Проверочные слова: иногородний. Парная согласная в конце слова. .мужского рода 2 склонение.

Горизо́нт – существительное горизонт, орфограмма непроверяемая гласная в корне слова, мужской род. 2 склонение.

Горо́х-существительное горох, непроверяемая безударная гласная буква в корне в первом слоге , муж.род, 2 склонение

Геро́й . непроверяемая безударная гласная «е» в первом слоге, муж.род, 2 скл.

-Теперь, вам необходимо подобрать к этим словам прилагательные:

- поставь слово газета во мн.ч. в Р.п. (газет каких? свежих);

 город поставьте во мн.ч., в Т.п. (городами какими ? красивыми);

 горизонт поставьте в Д.п(по горизонту какому? южному, невидимому)

горох поставьте в ед.ч в П.п(о горохе каком? крупном, зелёном)

герой поставьте во мн.ч. в В.п(героев каких? славных)

Физминутка

5. Постановка проблемы и выход из нее . Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр.38

Посмотрите на таблицу. Прочитайте обратите внимание.на стр.38-39

- Как определить число имени прилагательного? (по существительному)

Как мы можем проверить безударные окончания в прилагательных? (по вопросу).

Вспомним правило об имени прилагательном: Имена прилагательные изменяются по родам (только в ед. числе), числам и падежам в соответствии с именем существительным, с которым оно связано. Написание безударных падежных окончаний имён прилагательных — это орфограмма. Чтобы проверить безударные гласные у имен прилагательных, нужно к нему задать вопрос.

Давайте составим Алгоритм проверки окончания имени прилагательного

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание.

Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом

Сделайте вывод:

        Имя  прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится  имя существительное, с которым оно связано.   

     - Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

 Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

- Послушайте предложение. Наступила зима.

- С помощью прилагательных сделайте данное предложение более выразительным.

Н – р: Наступила холодная, снежная зима.

- Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены?

- Определите, какое это предложение по цели высказывания?

- По интонации?

- По количеству грамматических основ?

- По наличию второстепенных членов?

- Что вы можете сказать о словах холодная и снежная?

- Выполните разбор слова как часть речи по вариантам. Два ученика у доски.

1в. – холодная

2в. – снежная

9.Задание по выбору (дифференцированное). Работа по карточкам.

Устно. вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите чило и падеж имени прилагательного.

1. На мерзл…(ед.ч,В.п. ) землю л…гла з…ма.

2. Ги…кие (мн.ч., И.п. ) ствлы над л…сными (мн.ч. Тв.п) дорогами с…гнулись кружевн(мн.ч., тв.п.)  арками.

3. По краю глубок(ед.ч., Р.п.)  оврага стят огромн(мн.ч., им.п.) осины.

10. Рефлексия урока. Заполнение листов достижений

Отметки за урок. Комментирование отметок.

- По какой теме мы работали?

- Продолжите предложение и выразите свое мнение по данному уроку.

- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите руки.

Кто работал, добросовестно – поднимите руки..

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – поднимите руки.

Спасибо за работу!

  14. Домашнее задание.

Выучить правило в таблице. Выполнить письменно задания на карточках

- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания у имен прилагательных, определи падеж и род.

В зимн.. лесу, по узеньк.. тропинк. , в осинов.. рощ., свеж.. ветер, перист… облаками, на неподвижн.. неб., над снежным… п.лями

Списать, обозначить род, число, падеж имён прилагательных

От давн… встреч, в соседн… подъезды, син… море, у жгуч… солнца, в медвеж… лес, о давн… споре, в тощ… почве, у фантастическ… фильма, около соседн… ветки.

- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания у имен прилагательных, определи падеж и род.

В зимн.. лесу, по узеньк.. тропинк. , в осинов.. рощ., свеж.. ветер, перист… облаками, на неподвижн.. неб., над снежным… п.лями

Списать, обозначить род, число, падеж имён прилагательных

От давн… встреч, в соседн… подъезды, син… море, у жгуч… солнца, в медвеж… лес, о давн… споре, в тощ… почве, у фантастическ… фильма, около соседн… ветки.

- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания у имен прилагательных, определи падеж и род.

В зимн.. лесу, по узеньк.. тропинк. , в осинов.. рощ., свеж.. ветер, перист… облаками, на неподвижн.. неб., над снежным… п.лями

Списать, обозначить род, число, падеж имён прилагательных

От давн… встреч, в соседн… подъезды, син… море, у жгуч… солнца, в медвеж… лес, о давн… споре, в тощ… почве, у фантастическ… фильма, около соседн… ветки.

- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания у имен прилагательных, определи падеж и род.

В зимн.. лесу, по узеньк.. тропинк. , в осинов.. рощ., свеж.. ветер, перист… облаками, на неподвижн.. неб., над снежным… п.лями

Списать, обозначить род, число, падеж имён прилагательных

От давн… встреч, в соседн… подъезды, син… море, у жгуч… солнца, в медвеж… лес, о давн… споре, в тощ… почве, у фантастическ… фильма, около соседн… ветки.

- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания у имен прилагательных, определи падеж и род.

В зимн.. лесу, по узеньк.. тропинк. , в осинов.. рощ., свеж.. ветер, перист… облаками, на неподвижн.. неб., над снежным… п.лями

Списать, обозначить род, число, падеж имён прилагательных

От давн… встреч, в соседн… подъезды, син… море, у жгуч… солнца, в медвеж… лес, о давн… споре, в тощ… почве, у фантастическ… фильма, около соседн… ветки.

Устно. вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите чило и падеж имени прилагательного.

1. На мерзлземлю лгла з…ма.

2. Ги…кие  ствлы над л…сными дорогами с…гнулись кружевн…  арками.

3. По краю глубок…  оврага стят огромн… осины.

Устно. вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите чило и падеж имени прилагательного.

1. На мерзлземлю лгла з…ма.

2. Ги…кие  ствлы над л…сными дорогами с…гнулись кружевн…  арками.

3. По краю глубок…  оврага стят огромн… осины.

Устно. вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите чило и падеж имени прилагательного.

1. На мерзлземлю лгла з…ма.

2. Ги…кие  ствлы над л…сными дорогами с…гнулись кружевн…  арками.

3. По краю глубок…  оврага стят огромн… осины.

Устно. вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите чило и падеж имени прилагательного.

1. На мерзлземлю лгла з…ма.

2. Ги…кие  ствлы над л…сными дорогами с…гнулись кружевн…  арками.

3. По краю глубок…  оврага стят огромн… осины.

Устно. вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите чило и падеж имени прилагательного.

1. На мерзлземлю лгла з…ма.

2. Ги…кие  ствлы над л…сными дорогами с…гнулись кружевн… арками.

3. По краю глубок…  оврага стят огромн… осины.

Устно. вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите чило и падеж имени прилагательного.

1. На мерзлземлю лгла з…ма.

2. Ги…кие  ствлы над л…сными дорогами с…гнулись кружевн…  арками.

3. По краю глубок…  оврага стят огромн… осины.

Устно. вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Укажите чило и падеж имени прилагательного.

1. На мерзлземлю лгла з…ма.

2. Ги…кие  ствлы над л…сными дорогами с…гнулись кружевн…  арками.

3. По краю глубок…  оврага стят огромн… осины.