Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» г. Сухиничи Калужской области
Конспект ООД по развитию речи
в подготовительной группе
Тема: составление рассказа по картине
«Лиса с лисятами»
Подготовила:
Юрьева Ю.Е.
Сухиничи, 2025 г.
Цель: совершенствование связанной речи у детей, способствовать речевой активности детей.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;
- закрепить умения подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами;
- закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
- тренировать детей в словообразовании;
Развивающие:
- развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса;
- развивать осознание разных способов словообразования;
- развивать интонационную выразительность речи;
- тренировать в изменении силы голоса;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным, бережное отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать, уважительное отношение друг к другу: быть, всегда вежливым собеседником и последовательным рассказчиком;
Предварительная работа: Рассматривание дидактического материала «Дикие животные»; чтение русских народных сказок о лисе, составление и отгадывание загадок о лисе, произнесение чистоговорок.
Словарная работа:
Мягкая, пушистая, хитрая, осторожная, длиннохвостая хищница, млекопитающее.
Демонстрационный материал: картина «Лиса с лисятами», схема - таблица (описание животного), магнитофон - «Звуки леса».
Ход НОД
Организационный момент.
«Назови имя друга». (Дети стоят кругом на коврике. Выполняют действие по ходу стихотворения).
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Мячик ты передавай
Имя друга называй
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку, а куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
Ответы детей: Лес
Воспитатель: - Правильно, это лес. И сегодня мы туда с вами отправляемся. (звучит мелодия звуков леса)
Воспитатель: - Дети, какие правила повеления в лесу вы знаете? Давайте вспомним.
Правила поведения в природе
1. Не загрязнять природу, не оставлять мусор, не бить стекло. Забирать мусор с собой.
2. Не ловить лесных обитателей: птиц, животных, насекомых. Тем более не приносить их домой.
3. Не разрушать норы, гнезда, муравейники, ведь это чей-то дом.
4. Не шуметь, не слушать громко музыку, так вы пугаете лесных жителей. Если вести себя тихо, то можно будет их рассмотреть поближе.
5. Не собирай неизвестные грибы и ягоды, есть риск отравиться. Но при этом не топчите ядовитые и неизвестные грибы и ягоды, они являются кормом и лекарством для диких животных.
6. Не вырывайте растения с корнем, они могут исчезнуть. Не ломай ветки, не обдирай кору.
7. Не играй с огнем. Костер можно разводить только в переносном мангале и специально выкопанной яме и в присутствии взрослых. Сухие ветки и листья нужно отодвинуть подальше от костра.
8. Одним нельзя ходить в лес. А если потерялся, выйди на открытое место (тропинка, полянка) и жди помощи. Перед походом в лес одень закрытую яркую одежду, заправь штаны в носки и возьми свисток.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Воспитатель: - Отличные правила. Предлагаю поиграть детям в лесную школу, и прежде чем сесть на стул, каждый из детей называет дикое животное, обитающее в лесу, в качестве которого он присутствует в лесной школе.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях лесная гостья, чтобы узнать, кто это, то нужно выполнить трудное задание «Найди словечко». Я думаю для вас это не сложное задание, главное внимательно рассмотреть слоги и найти слова с названием птиц и животных, которые спрятались.
2.Дидактическая игра «Найди словечко».
Выставляю 3 командам конверты с заданием. Составить из слогов слова.
ЛИ
РО
КА
СО
СИ
НА
ВО
РО
ЦА
Дети стараются составить слова с названием птиц и животных. Если затрудняются, помогаю, в конце выставляю таблицу с ответами.
ВОРОНА
СОРОКА
ЛИСИЦА
- Если вы правильно назовете лишнее слово, то узнаете кто это. Скажите, пожалуйста, какое слово здесь лишнее? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: - Да, правильно это лиса.
Проговаривание чистоговорок,
са-са-са-в лесу живет лиса
сы-сы-сы-у лисы усы
су-су-су-не боимся мы лису
се-се-се-в гости мы пойдем к лисе.
Проговаривание в разном темпе (медленно, быстро, с разной интонацией тихо, громко, индивидуальное произношение)
Воспитатель: Выставляется картина «Лиса с лисятами». Мнемотаблица «Лиса»
Воспитатель: - Рассмотрите картину, как мы эту картину назовем?
Ответы детей.
Воспитатель: - Кого и что вы видите? (Ответы детей)
- Как можно назвать это животное? (лиса, лисонька, лисичка, кумушка, плутовка, хищница)
- Какая у нее мордочка? (Ответы детей: вытянутая)
- Какие у нее глаза? (Ответы детей: черные, хитрые)
- Какие у нее ушки? (Ответы детей: торчат на макушке)
- Какое у нее туловище? (Ответы детей: покрытое шерстью рыжей, золотистой, густой, шелковистой)
- Какие у нее лапки? (Ответы детей: короткие, в черных сапожках)
- Какой у нее хвост? (Ответы детей: длинный, пушистый, большой)
- За свою хитрость лиса стала главной героиней многих сказок и рассказов, назовите их («Колобок», «Лисица со скалочкой», «Лиса и волк», «Лиса и мышонок», «Лиса и кувшин» и т. д.)
- А какими именами в сказках называют лису? (лисичка – сестричка, Лиса Алиса, Лиса Патрикеевна)
- Какой характер у лисы в сказках? (Хитрая, лживая, изворотливая, изобретательная).
Воспитатель: - Скажите эти два слова — «хитрая лиса» — так, чтобы мы поняли по вашему голосу, что лиса действительно хитрая.
- Кого лиса боится, с кем враждует? (Волков и других хищных зверей, которые крупнее и сильнее ее, охотников).
-Что делает лиса? (Наблюдает за своими детенышами, лисятами)
- Сколько лисят у лисицы?
- Какие лисята? (Маленькие, рыжие, пушистые, веселые, шустрые, игривые, задорные, озорные, шаловливые и т. д).
- А чем питаются лисята? (Мелкими животными, которых добывает для них мама)
- Что они делают? (Лисята играют, шалят, прыгают, резвятся, возятся)
Воспитатель: Давайте с вами составим рассказ по этой картине. В своём рассказе будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят. А поможет нам в этом вот такая таблица.
А что бы рассказ получился интереснее, вы можете сами придумать начало и конец рассказа. Например, начать со слов «Жили - были…» или «Погода была тёплая и солнечная….» и т.д. И закончить рассказ каждый может по – своему.
Вот такой рассказ получился у меня.
Жила в лесу лиса с лисятами. Мама лиса большая, рыжая, пушистая. У неё длинный, красивый, пушистый хвост. Своих детёнышей она кормит молочком и ловит для них мышей, которых приносит в норку лисятам. Лиса вывела лисят поиграть на поляну.
Лисята играют, резвятся. Мама лиса поймала мышь и принесла её своим детям. Она хочет научить лисят охотиться. У них заботливая мама. Вот какая дружная семья!
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте составить свой рассказ. Напоминаю вам план.
1. Сначала надо рассказать, где происходит событие.
2. Рассказать, что изображено на картине, дать описание тому, кто изображен.
3. Придумать конец рассказа (чем ж все закончилось).
Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше? Чем? Интересен ли был рассказ? Какие слова в этом рассказе понравились? Как начинается и заканчивается рассказ?
Воспитатель: - Вы большие молодцы, интересные рассказы получились у вас. А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка «Утром лисонька проснулась». Дети выполняют соответствующие движения:
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ножками потопала,
Лапками похлопала.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
А сейчас давайте немного поиграем и вспомним детенышей диких животных. Для этого надо встать, я буду начинать говорить предложение, а вы продолжать и показывать. Готовы? Слушайте внимательно.
Дидактическая игра «Кто они?»
Как- то раз весенним днем
Звери все пошли гулять гурьбой
За мамой волчицей топал…
За мамой лисицей крался…
За мамой ежихой катился…
За мамой медведицей шёл…
За мамой бельчихой скакал…
За мамой зайчихой прыгал…
Они долго гуляли и устали
Воспитатель: - А сейчас давайте попробуем рассказать командой. Начнёт рассказ Катя, продолжит Слава, а закончит Алиса.
Повторное рассказывание.
Воспитатель: — Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Ход игры.
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.
Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) со словами:
Ходит, бродит вдоль села,
Плутовка – рыжая лиса.
Как ее нам увидать?
Лап плутовки избежать.
Дотрагивается до одного из играющих, который становиться хитрой лисой.
Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) – сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?».
При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - хитрая лиса быстро выходит на середину круга и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.
Рефлексия: Воспитатель: - Ребята понравилось ли вам наша прогулка? Что больше всего понравилось? А в подарок вам мультфильм «Лиса - Патрикеевна» и раскраски.
Список используемой литературы:
Ушакова, Оксана Семеновна
Программа и методические рекомендации по развитию речи детей седьмого года жизни / О. С. Ушакова. — М: Издательство, 2021. 221 с.
Шорыгина, Татьяна Андреевна.