Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Дубенская средняя общеобразовательная школа
Конспект внеклассного мероприятия
Подготовила и провела учитель начальных классов Назарова Марина Александровна

Направление внеурочной деятельности:
Духовно-нравственное

Тема:
Моя семья – чудесное место для жизни


Класс:
1-2

Цель:
Цель: углубить представления учащихся   о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:
- раскрывать значение понятия ?семья?, ?семейные традиции? на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
- развивать навыки ответственного поведения в семье; воспитывать интерес к истории своей семьи, семейным традициям. 
- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким;
- создавать благоприятную среду для осознания учащимися уникальности, неповторимости каждой семьи, нашего классного коллектива и его традиций.
- воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи; класса.


Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
-  степень родства в семье.
 Уметь:
- рассказывать о членах своей семьи;
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию.

Личностные  УУД:
Формирование:
- личностной мотивации и познавательной деятельности учащихся;
- позитивного отношения к себе, к членам своей семьи.

Метапредметные  
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
- уметь контролировать и оценивать свою деятельность;
- развивать  способности к осуществлению волевой саморегуляции.

Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество содноклассниками и взрослыми;
- оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:
-  выделять и формулировать  познавательную цель;
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной  форме;
- находить и выделять необходимую информацию;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,   полученную от учителя;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- анализировать объекты с целью выделения признаков.


Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, словари С.И.Ожегова, К.Д. Ушинского, цветы из бумаги, карточки с надписями для оформления доски



I.Организационный момент. 

- Если вы научитесь улыбаться красоте,? добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало. А сейчас посмотрите на своего соседа, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.
II. Определение темы занятия.   Постановка цели.
Актуализация знаний
 СКАЗКА.
                 Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: ?Почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный??
              Звёздочка долго молчала, а потом ответила: ?Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!?
?А в какие ночи твой свет становится ярким??- спросила Луна.
?Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу странников,  которые то замерзая в снегу, то голодая без куска хлеба, то задыхаясь от жары,  шагают вперёд, преодолевая все преграды, потому что знают: дома  их ждут  тепло и уют, забота и сердечность  семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз они  готовы  совершить даже невозможное.?
             Звёздочка помолчала, а затем сказала: ?Вот с той самой поры я и стараюсь дарить, как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью?
           Луна посмотрела на Звездочку и спросила: ? Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих друзей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми??
? А разве это возможно?? – с надеждой спросила Звёздочка.
           Луна, не говоря больше не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом, как будто говорили: ?Мы рядом, мы здесь, мы теперь – одна Семья!?

Слайд 1III. Продвижение темы

- Итак, чему же посвящено наше сегодняшнее занятие? 

Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…


-Произнесите слово ?семья? медленно, вот так ?семь-я?. 
-Как вы думаете, что это значит?
На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка — папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Конечно вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

-Как вы считаете, семья  - это чудесное место для жизни?

Слайд 2

   В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из лона семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Игра ?Дом моей мечты?
- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Он дает человеку не только кров и крышу, но и ? хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит ??и от того, чем и как живет семья. Сегодня каждый может построить дом своей мечты. Пусть вы превратитесь в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. (Раздаю конверты с “кирпичиками”). Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На кирпичах у вас уже написаны слова ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА,  УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, КАПРИЗЫ,ЗЛО,  . Вы должны только выбрать. Подумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома... 
Дом начинают строить с фундамента.- Кто знает, что такое фундамент? (основание, служащее опорой для стен зданий, сооружений).- Я предлагаю вам подумать, что является фундаментом любой семьи, каждого дома.- Выберите необходимые слова:
Слайд 3Дети работают в группах.
  -Вот какой крепкий фундамент дома получился.  
- А кого не хватает в доме?

 -Поселим в наш дом  людей, отгадав загадки. 
Отгадав загадки, дети в окошки своих домиков,  дорисовывают лица членов семьи.
1)-Кто милее всех на светеКого любят очень детиНа вопрос отвечу прямоВсех милее наша … (мама)
Стих про маму
Мама, очень-очень я тебя люблю!
Так люблю, что ночью в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю.
Я тебя всё время, мамочка, люблю!
Душой семьи всегда является мама. Материнская любовь греет нас всегда, потому  что самое дорогое для матери-дети.
2) -Кто любимей всех на свете?И за всю семью в ответе. От зарплаты до зарплатыЧто б  мы делали без… (папы).
Стих про папу
Хочу похожим быть на папу.Во всём хочу как папа стать.Как он —Носить костюм и шляпу,Ходить, смотреть и даже спать.Быть сильным, умным,Не ленитьсяИ делать всё, как он — на пять!И не забыть ещё жениться!И… нашу маму в жёны взять.


3) -Я у мамы не один У неё ещё есть сынРядом с ним я маловатДля меня он старший…(брат)
4) -Кто любит и меня, и братцаНо больше любит наряжаться Очень модная девчонкаМоя старшая…(сестрёнка) 

Слайд 4 
Ребусы. Стихи про бабушку и дедушку

Бабушкины руки.?????????????
?Я с бабушкой своею
Дружу давным - давно,
Она? во? всех? затеях
Со? мною? заодно.
Я? с? ней? не? знаю? скуки,
И? все? мне?? любо? в? ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.

Мой дед.
Если вдруг придется туго,
Друг спасет от разных бед.
Очень я похож на друга,
Потому что он мой дед.
- Посмотрите, какая дружная семья живет в нашем доме. 
- А теперь сделаем крышу для домика, чтобы защитить семью. Для этого составим пословицу.
Слайд 5   
Песня ?Семья. Семья. Да здравствует семья!?
На доску прикрепляются домики ребят в виде улицы
-  Посмотрите, у нас получилась  улица из домов, в которых живут счастливые семьи.Семьи бывают разные: маленькие,  многодетные, дружные , счастливые .       
  Слайд 5
А сейчас послушаем, какие же семьи у вас…
 проекты детей ?Моя семья?
(Дети представляют свои проекты. А родители им помогают.)

Итак, сделаем вывод. 
-Действительно ли ваша семья – чудесное место для жизни?

Дети читают стихи:
1.  У меня семья большая, 
И счастливая такая. 
Вместе весело встаем, 
Вместе все гулять идем. 
Вместе солнышко встречаем, 
Вместе вечер провожаем. 
В общем, весело живем, 
И вместе мы не пропадем! 
       2.Семья- это то, что мы делим на всех,
          Всем понемножку: и слёзы и смех,
          Взлёт и паденье, радость, печаль,
                 Дружбу и ссоры, молчанья печать.
                                     
                                    3. Семья – это то, что с тобою всегда
                                      Пусть мчатся секунды, недели, года,
                                      Но стены родные, отчий твой дом-
                                      Сердце навеки останется в нем.
4. Волшебный символ жизни – семья,
В нем капелька Отчизны, в нем – я,
В нем мама, папа, братик, сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем – солнце, и березка, и дом,
В нем все тепло смеются кругом.

5. Семья – это то, что мы делим на всех.Всем понемножку: и радость, и смех.Взлет и падение. Радость, печаль,Дружбу и ссоры. Молчанья печать.Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года.Но стены родные. Отчий твой дом,Сердце навеки останется в нем.


-На партах лежат вырезанные из бумаги ваши ладошки. На ладошках напишите, одним словом  тёплое пожелание своей семье.-А теперь из ваших ладошек мы сделаем солнышко, которое будет согревать ваши семьи.
Песня ?Дом? (поют дети)



Доскажи предложение:
Семья для меня – это…
Мама и папа для меня самые …
Родным я хочу пожелать…

Дорогие гости, мы надеемся, что ваш дом построен из таких же кирпичиков счастья! 
-В конце  занятия я хочу пожелать, чтобы вы все жили в любимой семье.