КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ТРИДЦАТЬ ЛУЧШИХ МЕСТ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТЬЮ»
«КАНДАЛАКШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК»
Безрукова Оксана Валерьевна
Учитель начальных классов
нп. Африканда
2024
Краеведение - это одно из важных направлений в современной системе образования, которое направлено на изучение и сохранение культурного и исторического наследия своего региона. Краеведение играет важную роль в воспитании патриотизма и любви к малой родине, а также в формировании у обучающихся чувства гордости за свою страну и народ. Основная задача краеведения - привить школьникам любовь к родному краю, научить их ценить его природное и культурное наследие. Это достигается через изучение истории, культуры, географии и природы своего региона. Краеведение является важным средством воспитания патриотизма и формирования активной гражданской позиции. В настоящее время, в связи с возрождением интереса к национальной культуре и истории, краеведение приобретает особую актуальность. Это направление позволяет школьникам глубже понять свои корни, осознать свою принадлежность к определенному народу и культуре.
Краеведение в современной школе выполняет следующие функции:
Воспитательная: формирование у школьников любви к родному краю, патриотизма, активной гражданской позиции;
Образовательная: углубление и расширение знаний школьников о своем регионе, его истории, культуре, природе;
Развивающая: развитие у школьников интереса к краеведению, исследовательских умений и навыков, творческого мышления.
Краеведение является важным направлением в современной системе образования, которое способствует воспитанию патриотизма, формированию у школьников любви к своей малой родине и активной гражданской позиции.
В рамках внеурочной деятельности «Я - Северянин» запланирован познавательный час на тему «Кандалакшский государственный заповедник» среди учащихся 4 класса. Актуальность этой темы обусловлена возросшей ролью патриотического воспитания. В первую очередь, патриотизм взращивается через изучение своей малой Родины. Для ребенка это вся окружающая его природная среда, семья, школа, родной дом, памятные места города, культурные и исторические центры, промышленные предприятия региона и, конечно же, люди. Изучение своей малой Родины на начальной ступени образования чрезвычайно актуально, так как происходит закладывание фундаментальных качеств личности. Как говорится в пословице: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Цель: Формирование представления о Кандалакшском заповеднике, гражданско–патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Познакомить с животным, растительным миром Кандалакшского заповедника
и научной
деятельностью сотрудников
;
Развивать познавательный
интерес к истории родного края;
Способствовать развитию связной речи,
эмоционально-чувственной сферы;
Подвести учащихся к пониманию неповто
римости и богатства нашего края;
Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости
за свою страну, любовь к Родине, бережное отношение
к природе.
УУД:
Личностные:
- способствовать формированию эстетических чувств, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель занятия.
Познавательные:
- умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность.
Коммуникативные:
- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
Форма проведения: виртуальная экскурсия
Оборудование: компьютер, проектор, фотографии обитателей Кандалакшского заповедника, толковые словари, презентация, листы А4, клей, фломастеры, обложка для экологического журнала, памятка с правилами групповой работы, картинки-пазлы, изображение листочка на каждого ребёнка, таблички для команд.
Тип мероприятия: Знакомство с природой и историей родного края
Ход занятия:
1. Организационный этап (слайд2)
Учащиеся предварительно делятся на две команды. Перед входом в класс ученикам предлагается выбрать фрагмент картинки. Из полученных фрагментов можно сложить два изображения (животное и птица). Таким образом дети делятся на две команды: зоологи и орнитологи.
На доске карта Мурманской области.
На столах таблички по названиям команд: «Зоологи» и «Орнитологи»
- Добрый день, ребята! Перед началом занятия вы получили фрагменты картинки, ваша задача собрать изображение. Те дети, чьи фрагменты относятся к одной картине образуют команду. (дети собирают пазл)
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
- Знаете ли вы, что означают слова, которые написаны на табличках на столах? (Ответы детей, зоологи – учёные, которые изучают животных, а орнитологи – учёные, которые изучают птиц)
- Верно, теперь занимайте места согласно своим новым профессиям.
-Ребята, как называется наш посёлок? Где находится Африканда?
(на Севере, на Кольском полуострове). Покажите на карте. Ребята у нас очень красивые места. Какие моря окружают Кольский полуостров? (Баренцево, Белое). Хотите больше узнать о крае, в котором мы живём? (слайд 3)
- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Какова цель нашего занятия? (будем изучать природу, животный мир родного края) (слайд 4-5)
3. Формирование новых знаний и умений
-Как вы думаете от человека, зависит красота природы?
Человек занимает особое место в природе. С одной стороны, он является ее частью, с другой – существом разумным, способным активно влиять на окружающую среду. И от того, как человек будет использовать эти возможности, зависит будущее нашей планеты. На протяжении веков человек осваивал природные ресурсы, не задумываясь о последствиях. В результате многие виды животных и растений исчезли с лица Земли, а многие экосистемы были разрушены. В 20 веке негативное влияние человека на природу особенно усилилось. В результате деятельности человека многие территории превратились в техногенные пустоши, например, вблизи Мончегорска и Никеля. Кроме того, в результате деятельности человека сократились площади оленьих пастбищ. Олени остались без своей естественной среды обитания, и их численность значительно снизилась. Исчезновение многих видов животных привело к нарушению равновесия в экосистемах. Это может иметь самые разные последствия, в том числе и для человека.
А что может сделать человек, чтобы это не повторилось или вообще не произошло? (он охраняет, бережет природу, и, чтобы не допустить дальнейшего разрушения окружающей среды, люди создают заповедники)
- Вы сказали, создают заповедники. Что обозначает слово заповедник?) (слайд 6)
- Где можно об этом прочитать?
Каждой команде предлагается толковый словарь
Заповедники - это особо охраняемые природные комплексы (земля, воды, растительный и животный мир), навсегда изъятые из хозяйственного использования (толковый словарь)
Ответы детей
-Заповедники – это территории, где всякая хозяйственная деятельность запрещена. В заповедниках охраняются все природные объекты, включая растения, животных, почвы, воды и т. д. Существуют разные типы заповедников. Одни заповедники создаются для охраны растений и животных, другие – для охраны ландшафтов, третьи – для охраны водных ресурсов и т. д. Заповедники играют очень важную роль в охране природы. Они позволяют сохранить естественные экосистемы и предотвратить исчезновение многих видов растений и животных. В настоящее время в мире насчитывается более 100 тысяч заповедников. Самый большой заповедник находится в Арктике и называется Гренландский национальный парк. Он занимает площадь более 900 тысяч квадратных километров. В России также есть много заповедников. Самый большой заповедник в России – Большой Арктический заповедник. Он занимает площадь более 40 тысяч квадратных километров. Заповедники являются одним из самых важных инструментов охраны природы. Они позволяют сохранить естественные экосистемы и предотвратить исчезновение многих видов растений и животных.
4. Открытие нового знания
- Ребята, я приглашаю вас в удивительное путешествие. Будьте внимательными и попробуйте назвать заповедник, который мы с вами посетим.
-Там, где длинная и темная полярная зима сменяется коротким летом с незаходящим солнцем, где суровые берега омываются водами двух морей, Баренцевым и Белым, на более чем 550 островах расположен этот государственный природный заповедник. Он был образован 7 сентября 1932 года для охраны гаги обыкновенной – морской утки, издавна славящейся ценными качествами гнездового пуха.
- Как вы думаете, о каком заповеднике идет речь? (Кандалакшском) (слайд 7)
Историческая справка о создании Кандалакшского заповедника:
- Вначале ХХ века из-за высокой ценности гнездового пуха гага была почти полностью истреблена. С целью восстановления её численности в 1932 году в Кандалакшском заливе Белого моря и на Мурманском побережье Баренцева моря был создан Кандалакшский заповедник. Ученые обнаружили всего около 300 гнезд. В настоящее же время примерно 120 000 птиц. Поставленная задача по восстановлению численности гаги была выполнена. К настоящему времени на заповедной территории выявлено более 10 тысяч биологических видов, в том числе примерно 1100 видов растений, более 5000 беспозвоночных, 397 видов позвоночных животных. Среди них 229 особо охраняемых вида, включенных в региональную Красную Книгу. Кандалакшский заповедник является одним из культурных и образовательных центров российской северной орнитологической науки. Здесь начинали свою деятельность многие специалисты по морским птицам и гидробиологии.
- Давайте вместе рассмотрим расположение Кандалакшского заповедника. (слайд 8)
В состав заповедника входят:
три группы островов, находящихся в Баренцевом море (
Айновы
,
Гавриловские
, Семь островов)
большинство островов Белого моря (остров Великий - самый крупн
ый в заповеднике)
(слайд
9
)
- Как ещё можно узнать об истории возникновения заповедника, его животном и растительном мире, о людях, которые здесь работают? (Посетить музей Кандалакшского заповедника)
-Что такое музей? (работа со словарём) (слайд 10)
Музе́й (от др.-греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
(Слайд 11) Музей Кандалакшского государственного заповедника расположен в черте г. Кандалакша, в здании Управления заповедника. Музей заповедника работает с 1957 года. За это время его посетили свыше 200 тыс. человек.
Многие люди мечтают попасть на территорию первого в мире морского заповедника – Кандалакшского. Но сделать это непросто, потому что посещение заповедных территорий имеет множество ограничений, а вот познакомиться с обитателями этого заповедника можно в «Музее природы Кандалакшского заповедника, расположенного в городе Кандалакша.
Более 200 экспонатов познакомят посетителей с морскими и лесными птицами, млекопитающими и другими обитателями заповедника и Мурманской области. Представлены диорамы «Морское дно», «Птицы Белого моря», «Птицы Баренцева моря».
При музее работает визит-центр, где можно посмотреть видеофильмы, чтобы еще глубже погрузиться в тему дикой природы. Ежегодно музей посещает около 3 тысяч человек. Можно посмотреть экспозицию музея самостоятельно или заказать обзорную экскурсию, это всегда гораздо более увлекательно.
4. Физкультминутка
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли,
(идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками
(присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками, (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Всё кружились, ворковали.
(«машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла.
(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом,
(идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам.
(прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали.
(идут друг за другом по кругу и гладят ноги)
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора.
(ходьба на месте, лицом в круг)
В заповеднике есть много разных животных, красивых и необычных птиц. (слайд 12, 13)
Охраняют в заповеднике и растения: белоязычковый одуванчик, солнцецвет арктический, родиола розовая. (слайд 14)
Но самое главное богатство Кандалакшского заповедника - это морская утка гага. (слайд 15)
(слайд 16) В музее заповедника трудятся самоотверженные и заботливые люди, которые посвятили себя благородной миссии охраны дикой природы. Ведь некоторых видов животных уже нет на земле, а в заповеднике они сохранились. В заповеднике ведутся научно-исследовательские работы, направленные на изучение биологического разнообразия Мурманской области. Ребята, для того чтобы наши потомки могли увидеть удивительный животный и растительный мир Кольского края, его необходимо рационально использовать, бережно охранять и изучать. Именно поэтому на Кольском полуострове и на других территориях создаются заповедники. Благодаря Кандалакшскому заповеднику восстановлена популяция гаги.
5. Применение полученных знаний и умений
Работа в группах (слайд 17)
- А сейчас, я предлагаю подвести итог нашему занятию: создать экологический журнал Кандалакшского государственного заповедника. Работать мы будем по группам, давайте вспомним правила работы в группе.(Дети берут памятки, читают вслух по очереди)
1 группа:
птицы
2
группа:
животные
- Как можно справиться с поставленной задачей? (Отправиться в заповедник, прочитать книги, посмотреть в сети Интернет)
- Я вам предлагаю текст. Внимательно прочитайте, карандашом подчеркните: 1 группа (орнитологи) – названия птиц, 2 группа (зоологи) – названия животных, затем найдите картинку с их изображением и вклейте на страницу журнала (листы А4).
6. Рефлексия. Подведение итогов
Дети читают текст, находят названия птиц и животных, затем находят их изображение и приклеивают на страницы. По окончании работы, страницы вывешиваются на доску, затем подшиваются вместе с заготовленной обложкой для журнала.
-Отличная работа, ребята. Теперь мы с вами можем в любой момент воспользоваться этим журналом, дополнить новыми фотографиями и интересной информацией.
-Давайте подведем итог нашему уроку. (слайд 18)
О
чем мы сегодня с вами говорили?
Где распол
ожен Кандалакшский заповедник?
С какой целью он был создан? Цель выполнена?
Блиц-ответы (слайд )
Что именно для тебя показалось самым важным на сегодняшнем занятии?
Какие выводы ты сделал?
-Выберите слова, которые станут вашим девизом, отметьте свой выбор листочком (каждый ребенок прикрепляет напротив девиза изображение листка) (слайд 19)
- Мы - часть природы.
- Любить и охранять природу!
- Спасибо за работу!